Глава 3. Предложения по эффективному развитию местного самоуправления в условиях административной реформы на примере ЛО
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
На современном этапе реформы местного самоуправления, при осуществлении ее единого механизма на всей территории Российской Федерации, необходимо выявление проблемных аспектов реализации норм на практике, введение соответствующих корректировок и изменений. Повсеместно необходимо обеспечение стабильного функционирования органов муниципальной власти, привлечение населения к управлению муниципалитетами путем формирования основных форм участия населения в организации местного самоуправления, осуществление эффективного взаимодействия органов местного самоуправления при реализации принципа разделения властей на местном уровне. Анализ результатов выявления проблем, способствует формированию рекомендаций по усилению эффективности реформы местного самоуправления, главными стратегическими целями которой является, с одной стороны, повышение гибкости механизмов через децентрализацию государственной власти на местном уровне, с другой - создание социальной и правовой базы гражданского общества. На основе обобщения уместными представляются следующие рекомендательные заключения по эффективному развитию местного самоуправления в условиях административной реформы на примере ЛО: . Основным ресурсом повышения эффективности местного самоуправления в современных российских условиях, в том числе и в контексте органов местного самоуправления Ленинградской области, видится увеличение муниципальной активности местного населения. Важнейшим критерием эффективности местного самоуправления является степень и реальность непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, в принятии решений по всем вопросам муниципальной жизни, в том числе и по вопросам муниципально-территориальной организации.
Необходимо уделять большое внимание налаживанию связей органов местного управления с общественностью, имеющих своей целью, во-первых, поддержание между ними взаимопонимания; во-вторых, расширение общественной осведомленности о деятельности властных структур; в-третьих, достижение положительного отношения общественности к принимаемым политико-управленческим решениям; в-четвертых, установление общественного доверия органам городского управления. Следствием установленных связей между местными органами управления и общественностью, а также показателем эффективности таковых является степень доверия жителей властным структурам. Высокий уровень взаимопонимания и взаимодействия между властью и гражданами служит основой стабильного политического, экономического, социального развития. Это делает муниципальное образование привлекательным для иностранных инвесторов, представителей деловых кругов и в конечном итоге способствует развитию его социального потенциала. . По нашему мнению, успех реформы во многом определяется экономическими возможностями вновь создаваемых структур управления, где ситуация выглядит наименее удовлетворительной. Отсюда закономерными являются перераспределение налоговых поступлений в пользу местных бюджетов, финансовая подпитка со стороны федерального центра, что, возможно, дополнительно усилит самостоятельность местных властей в отношении региональных администраций. . Острой становится необходимость подготовки квалифицированных кадров (качества человеческого капитала) в разных направлениях. С одной стороны, профессиональная подготовка, с другой - моральный облик работников местных управленческих структур, чему может содействовать выработка соответствующего избирательного механизма.
По нашему мнению, за органами местного самоуправления ЛО, целесообразно закрепление вопросов разработки и реализации программ обучения муниципальных работников с закреплением финансирования за счет регионального бюджета, причем не исключена возможность разделения всего потока обучаемых по ветвям власти. Это позволит закрепить зоны ответственности за конкретными органами власти и управления, что в свою очередь даст возможность проконтролировать степень участия и отношения к проблеме подготовки муниципальных работников соответствующих структур. При обучении муниципальных работников должна существовать возможность практической связи материала с непосредственной профессиональной деятельностью работника. Поэтому так необходим системный подход при организации обучения. То есть, если специалист администрации муниципального образования решает вопросы связанные, например, с бюджетным планированием или деятельностью административной комиссии, то и нужно предоставлять информацию в этих сферах. Должна быть прямая связь между уровнем образования и качеством профессиональной деятельности, если она не прослеживается, то либо образовательные услуги предоставлены ненадлежащим образом, либо специалист не готов принять новые знания. Необходим переход от стандартной, академической формы обучения на новые методы и способы оказания образовательных услуг, основанных не на предложениях учебных заведений, а на спросе обучаемых. Разработка программ обучения, в том числе, должна быть основана, на выявлении причин проблемных вопросов возникающих в практической деятельности муниципальных работников. Сбор информации для анализа кадрового обеспечения органов местного самоуправления должен осуществляется в первом полугодии каждого года, на основе полученных данных делаются выводы о тенденциях изменения качественных характеристик лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, вырабатываются рекомендации по совершенствованию направлений кадровой работы, в том числе рекомендации по корректировке программ и планов курсов повышения квалификации, семинаров, совещаний;
Календарный план оказания услуг по повышению квалификации работников, на соответствующий год должен утверждаться вице-губернатором Ленинградской области - руководителем аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области. . Для придания большей гибкости местному самоуправлению необходимо обеспечить ему большую самостоятельность и независимость прежде всего от структур региональной администрации. Представляется уместным поднятие статуса местного самоуправления как политического субъекта. На это могут быть направлены меры по координации деятельности муниципальных образований с учетом соответствующей правовой базы. Для обеспечения государственной поддержки местного самоуправления необходимо осуществление следующих мероприятий: ) разработка и издание сборников нормативных, в том числе типовых, правовых актов, аналитических, методических, справочных и информационных материалов, методических рекомендаций органам местного самоуправления по решению вопросов местного значения и реализации переданных отдельных государственных полномочий. Выбор организации-исполнителя, осуществляющей выпуск сборников федерального законодательства и областного законодательства с комментариями, сборников нормативных, в том числе типовых, правовых актов, аналитических, методических, справочных и информационных материалов, методических рекомендаций органам местного самоуправления по решению вопросов местного значения и реализации переданных отдельных государственных полномочий типографским способом, определяется в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов для государственных нужд; ) организация изучения и анализ перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения, передаваемых на основе соглашений между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений. Выполнение указанного мероприятия осуществляет комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, который ежегодно информирует Губернатора Ленинградской области о состоянии и тенденциях передачи полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, производимой на основе заключаемых соглашений;
) проведение совещаний, семинаров, научно-практических конференций с руководителями, заместителями руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований, депутатами и муниципальными служащими по актуальным проблемам, возникающим при решении вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий. Соответствующие мероприятия должны осуществляться согласно календарным планам основных мероприятий отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, Законодательного собрания Ленинградской области, Контрольно-счетной палаты Ленинградской области и Избирательной комиссии Ленинградской области. Более того, сложно выявить общие интересы на уровне значительного по географическим параметрам административного образования в силу различного социально-экономического положения сельских поселений и городов. В этой связи главным являются создание благоприятных условий жизни для конкретных людей, проживающих на конкретной территории, юридическая проработка возможности организации местного самоуправления с учетом территориальных, демографических, социально-экономических и иных различий муниципальных образований, отнеся их к разным уровням местного самоуправления, разукрупнение уже существующих муниципальных образований и организация более компактных управленческих структур по поселенческому принципу. Заключение местный самоуправление административный реформа Период реформирования местного самоуправления в новейшей истории России, начатый в 90-х годах ХХ века, является очередной попыткой коренного преобразования основ, системы и принципов организации местного самоуправления. Предшествующие аналогичные по смыслу реформы, проводимые при Екатерине II, Александре II и во времена «Новой экономической политики» советского периода, не достигли изначально поставленных задач и целей. Исторический путь развития системы органов местного самоуправления в России был противоречив и зачастую прокладывался под диктовку государства, но, тем не менее, основы современной системы органов местного самоуправления были сформированы на базе уже имеющегося исторического опыта. Складывающаяся в настоящее время в Ленинградской области структура органов местного самоуправления, с одной стороны, отражает исторические традиции в организации местного самоуправления, с другой - соответствует современным требованиям, что позволяет обеспечить эффективное решение вопросов местного значения и переданных отдельных государственных полномочий.
Анализ проблем местного самоуправления ЛО в условиях административной реформы показ, что реформа местного самоуправления предполагает значительное увеличение числа муниципальных образований, что вызывает затруднения самого различного характера: не существует определенности по поводу утверждения границ муниципальных образований, возникновение сложностей в процессе утверждения статуса (закрытых административно-территориальных образований), отмечается финансовая проблема, связанная с недостаточностью средств для выполнения возложенных на вновь образованные структуры функций, а также кадры. Выполнять роль своеобразного баланса между населением и федеральной властью могут только подготовленные люди, которых в настоящий момент явно недостаточно. По нашему мнению, проблемы реализации реформы местного самоуправления вызваны не самой реформой. Они накапливались и не решались годами и только были выделены и подняты на управленческий уровень при ее реализации. Для того, чтобы потенциал местного самоуправления был использован в полной мере, считаем необходимым необходимыми следующие изменения: • усилить открытость, прозрачность власти, особенно в сфере расходования средств; обеспечить обратную связь с населением; • стимулировать контроль за работой органов местного самоуправления со стороны населения; • перераспределить налоги в пользу местных бюджетов с целью повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований; • совершенствовать правовую базу местного самоуправления на федеральном уровне; • мотивировать население к более активному участию в процессе управления путем повышения его правовой культуры, доведения до сведения жителей возможностей и форм участия в местном самоуправлении. Информировать население о проводимой работе, поддерживать инициативы, в том числе, создание общественных советов. Работать с подрастающим поколением в направлении формирования гражданской культуры. • повысить уровень подготовки квалифицированных кадров (качества человеческого капитала) в разных направлениях. С одной стороны, профессиональная подготовка, с другой - моральный облик работников местных управленческих структур, чему может содействовать выработка соответствующего избирательного механизма; • изменить систему оплаты административных работников: ввести систему материальных поощрений/наказаний по результатам работы; повысить уровень зарплаты специалистам, что сделает работу в органах местного самоуправления более привлекательной. Организация деятельности органов местного самоуправления не только как власти на местах, но и как посредника между государством и населением будет способствовать осуществлению эффективного взаимодействия общества и органов государственной власти, что необходимо для формирования гражданского общества. Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.] - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 49. 2. Ук. Пр. РФ «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ» от 15 октября 1999 г. № 1370. . Ук. Президента России «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» от 15.10.1999 г. . Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: [принят ГД ФС РФ 16.09.2003 г.: ред. от 5.04.2010] - М.: Российская газета, 08.10.2003. - № 202. . ФЗ - № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. . Буров А.В. Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований. - Ростов-на-Дону, 2008. . Васильев В.И. Местное самоуправление. - М., 1999. . Васильева Н.В., Доманевская Е.П., Кирсанов С.А., Малолеткин В.А., Ошурков А.Т. Муниципальные услуги - путь к эффективности. Санкт-Петербург. «Петрополис». 2001. - 99 с. . Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. . Игнатов В.Г., Рудой В.В.. Местное самоуправление. - Ростов-на-Дону, 2005. . Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право. - Владивосток. - 2011. . Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М., 2001. . Лаптев Л.Е. Земские учреждения в России. - М., 1993. . Литягин Н.Н. Местное самоуправление: понятие, организационно-экономические основы и гарантии его осуществления - М: Проспект, 2011. . Постовой Н.В. Местное самоуправление. Проблемы и перспективы. - М., 2002. . Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный анализ. - Ростов-на-Дону, 2007. . Система муниципального управления. Под ред. Зотова В.Б. - М., 2008. . Старостин А.М. Эффективность деятельности государственной власти и управления. - Ростов-на-Дону, 2006. . Шадрин А.Е. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах. Практика межсекторного взаимодействия. − М., 2010. . Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // СОЦИС. 1997. №1. . Бакушев В.В. Модели организации местного самоуправления // Актуальные проблемы реформы местного самоуправления в современной России. - М., 2008. . Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт // Полис. 2011. - № 4. . Дряхлов С.К. Разграничение полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (на примере Ленинградской области) //Журнал российского права. - 2012. - № 6. - С. 36-43. . Кирьян П. Традиция местного самоуправления в России (на историческом материале Российской империи)./ П. Кирьян.// Муниципальное право. - 2010. - № 4. - с. 58. . Комаровский В., Административная реформа в восприятии граждан // Власть. 2011. № 6. . Костикова Г.В. Пределы вмешательства органов государственной власти субъектов РФ в организацию и деятельность органов местного самоуправления // Бизнес в законе. - 2011. - № 4. . Попов А. Специфика самоуправления Ленобласти - в единстве государственного и муниципального управления // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №2, с.119-130.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|