Тематический план. Раздел 1. Основные понятия теории речевой коммуникации. Раздел 2. Совершенствование навыков речевой деятельности. Нормы языка. Письменная продукция научного и официально-делового стилей
Тематический план
Планы практических занятий Раздел 1. Основные понятия теории речевой коммуникации Занятие 1. Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия Коммуникация. Общение и коммуникация: сходства и различия. Формы и типы речевой коммуникации по условию общения, по количеству участников, по цели общения, по характеру ситуации. Модель речевой коммуникации. Основные барьеры общения. Этические нормы речевой коммуникации Занятие 2. Разновидности национального языка и функциональные стили речи Национальный язык и его разновидности (литературный язык, диалект, просторечие, жаргон). Признаки и формы литературного языка. Литературный язык - основа культуры речи. Понятия язык и речь в обыденном и научном рассмотрении. Универсальные языковые единицы. Язык как основное средство человеческого общения. Основные функции языка. Речь как деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы. Речь как деятельность, как результат речетворческого процесса, как ораторский жанр. Понятие о функциональном стиле как разновидности литературного языка. Функциональные стили речи. Стилеобразующие факторы. Основные признаки научного, публицистического, официально-делового, разговорного, художественного стилей речи, подстили, основные функции, языковые особенности.
Занятие 3. Жанры речевой коммуникации Понятие жанра речевой коммуникации. Жанры речевой коммуникации в научной, деловой, официально-деловой, социально-бытовой, общественно-политической, социально-культурной и др. сферах. Правила и приемы речевого речевого общения. Занятие 4. Законы речевой коммуникации Основные законы общения. Закон зеркального развития общения. Закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий. Закон возрастающего нетерпения слушателей. Закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера. Закон речевого усиления эмоций. Закон речевого поглощения эмоций. Закон эмоционального подавления логики. Закон отторжения публичной критики. Закон искажения информации. Закон детального обсуждения мелочей. Закон первичного отторжения новой идеи. Закон доверия к простым словам. Закон речевого самовоздействия. Занятие 5. Лексические и морфологические нормы. Лексические нормы, или нормы словоупотребления. Словарный состав русского языка. Его зависимость от социальных, экономических, политических изменениях в обществе. Активный и пассивный словарный запас. Историзмы, архаизмы, неологизмы, заимствованные слова. Коммуникативные качества речи. Многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы. паронимы. Нарушение лексических норм. Морфологические нормы. Имя существительное и нормы его употребления (род имен существительных, варианты падежных окончаний). Нормы употребления прилагательного, числительного, глагола, причастия, деепричастия, местоимения.
Занятие 6. Синтаксические и стилистические нормы. Синтаксические нормы. Правила построения предложений и словосочетаний. Словосочетание как единица докоммуникативного уровня. Простое предложение как коммуникативная единица. Сложное предложение как коммуникативная единица двух или более простых предложений. Сложные синтаксические целые, абзацы, текст. Правила согласования сказуемого с подлежащим, определений и приложений, сложные случай и современные тенденции предложно-падежного управления. Типы связи в словосочетании и стилистические нормы. Употребление однородных членов предложения, причастных и деепричастных оборотов. Нормы стилистики русского языка. Раздел 2. Совершенствование навыков речевой деятельности Занятие 1. Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации Вербальная коммуникация. Стили вербальной коммуникации. Ораторское искусство. Докоммуникативная, коммуникативная и посткоммуникативная фазы публичной речи. Техника речи. Характеристики речевого голоса, его элементы. Речевой голос как основная категория звучащей речи. Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения. Кинесика, окулесика, паралингвистика, проксемика, Виды жестов. Жестикуляция лжи в деловом взаимодействии. Национальная специфика жестов. Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка). Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи). Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта). Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом). Комплекс упражнений речевой гимнастики составлен по рекомендациям С. Т. Никольской, содержащимся в работе «Техника речи», 1978). 1. Тренировка речевого дыхания 1) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе. 2) «Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2 - 3 см и длиной 10 см.
3) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции. 4) «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, - выдох на звуке «ф». 5) «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки - ваша пила, левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с». 6) «Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск! ». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха. 7) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) ит. д. 2. Голосовые упражнения 1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м». 2) «Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом – м - м! бим - м -м!, бам - м - м! », стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам). 3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста: Раскинулось поле волнистою тканью. И с небом слилось темно - синюю гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. 4) Если у вас чересчур тихий голос, то прочитайте громко клич глашатая из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» на открытом воздухе или в большом, шумном помещении: Слушайте - послушайте, Государевы люди, Государеву волю! Идите в красные ворота! На красный царский двор! С красного двора в новы сени, На частые ступени, В дубовые двери, В государевы палаты,
Суд судить, ряд рядить. 5) Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу... ». Стремитесь выработать нормальный темп. 6) Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. Обратитесь к присутствующим: «Дамы и господа», выражая голосом чувства (равнодушно, торжественно, иронично, радостно, с просьбой). 7) Попробуйте произносить слова: «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе. Используйте для тренировки целый день. 8) Прочитайте строки К. С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония. Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего толком не сделано... Ни разу не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Он никогда не ждал вдохновенья. Он работал, работал... И вдохновенье рождалось в работе».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|