Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и средства развития творческого воображения младших школьников на уроках английского языка




 

Анализ современного состояния образования в России, в особенности его начального звена - дошкольного и младшего возраста, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью и системой образования, сводимый к передаче знаний, умений, навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые работы с детьми.

Многие педагоги уже понимают, что необходимо организовать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал развитым творческим воображением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни. [47]

Существуют разные виды творческих заданий для младших школьников на уроках английского языка. Один из таких видов является сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческого воображения ребенка. Сочинения в школе занимают особое место: им в известной системе подчинены другие речевые упражнения. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии - весь этап сложный комплекс действий требует от учащегося высокого напряжения всех его творческих сил, развивает его творческое воображение. Учащиеся любят сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, писать свое. Они раскрывают тему, собирают материал, систематизируют его, составляют план и корректируют его, подчиняя сочинение своему замыслу, выбирают средства языка, наилучшие для решения "коммуникативной задачи". [13]

Готовясь к устному рассказу и письменному сочинению, школьники учатся:

понимать заданную тему или находить свою собственную, определять ее содержание и объем, ее границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения;

подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию;

располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, в случае необходимости изменять последовательность;

отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст;

орфографические и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования;

обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное. [30]

Одним из эффективных приемов развития творческого воображения на уроках английского языка является художественная деятельность. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир [43].

С целью развития творческого воображения младших школьников на уроках английского языка были проведены творческие задания взятые из курса развития творческого воображения (РТВ) и отдельные задания взятые из практики работы В.Т. Кудрявцева, О.М. Дьяченко, Н.Е. Вераксы, а также из УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева.

Целью курса РТВ является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, рисунки и т.п.). Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений. Этот курс основывается на приемах и методах теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанный Г.С. Альтшуллером.

Курс развития творческого воображения (РТВ) очень интересен и разнообразен. Он необходим, чтобы разбудить творческое воображение учащихся и повысить их творческую активность на уроке английского языка. Дети сочиняют стихи, короткие стихи для тренировки грамматических явлений, загадки, игровые двустишия, подбор слов в рифму к данному слову, концовка истории, сочинения на разные темы. [19]

Для определения уровня развития творческого воображения был проведен тест Е. Торренса "Неполные фигуры" ("Incomplete Figures Тask"). Тест предназначен для диагностики творческого воображения младших школьников.

Данная методика, являясь по сути "миниатюрной моделью творческого акта", позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков.

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса. В основе механизма воображения всегда лежат процессы диссоциации и ассоциации, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д. [49]


Выводы по главе 1

 

Таким образом, проблему развития творческого воображения необходимо обозначить в качестве самостоятельной и важной проблемы в психологии развития и педагогической психологии.

Нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

Таким образом, творческое воображение проявляется в виде:

образов, не реализованных в практической деятельности;

образов, связанных с выполнением конкретной практической деятельности;

представления чего-либо нового, основанного на словесном или условном изображении этого нового;

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...