Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика творческого воображения младших школьников на уроке английского языка




 

В этом параграфе мы представим тест, с помощью которого учитель может определить уровень развития творческого воображения на уроке английского языка.

Опытно-экспериментальная работа проведена на базе Намской начальной "Школы-сада" в 4 классе, в количестве 15 учащихся.

Цель теста: определения уровня развития творческого воображения младших школьников на уроках английского языка.

Фигурный тест Е. Торренса предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Примечание: общая инструкция для детей может выглядеть так "Сейчас вы немного порисуете. Рисовать - приятное занятие и постарайтесь делать это так чтобы ваш рисунок был интересным, необычным, особенным." Объясняя как выполнять задания, нельзя приводить примеры возможных ответов, показывать рисунки выполненные кем-то другим. Перед выполнением каждого субтеста психологу или педагогу следует проговаривать содержание задания, уточнять что именно следует сделать.

На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Субтест 1. "Нарисуйте картинку". Испытуемому предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, вырезаемое из цветной бумаги. Цвет овала испытуемых выбирает самостоятельно из предложенных вариантов. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку. (на английском языке)

Субтест 2. "Завершение фигуры". Испытуемому предлагается дорисовать десять незаконченных стимульных фигур - см. картинку ниже. А так же придумать название к каждому рисунку. (на английском языке)

 

 

Субтест 3. "Повторяющиеся линии". Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий - На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.

После выполнения всех занятий проводится обработка результатов. Обработка теста всего предполагает оценку пяти показателей: "беглость", "оригинальность", "разработанность", "сопротивление замыканию" и "абстрактность названий".

"Беглость" - характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 x 3 субтесте в соответствии со следующими правилами:

.   Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по "беглости", то он исключается из всех дальнейших подсчетов. Неадекватными признаются следующие рисунки:

рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

Осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

.   Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

"Оригинальность" - самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, нешаблонности, особенности творческого мышления испытуемого и его выраженной непохожести. Показатель "оригинальности" подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

.   Оценка за "оригинальность" основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название!

.   Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за "оригинальность":

Примечание: если в списке неоригинальных ответов приводится ответ "лицо человека" и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

Субтест 1 - оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом - рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Субтест 2. - обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз:

.

.

и т.п.

.   цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2. буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

.   цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

.   буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

.   цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

.   ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

.   цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

.   цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

.   цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

.   цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

"Абстрактность названия" - выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 х 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

.   0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: "Сад", "Горы", "Булочка" и т.п.

2. 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект - "Мурка" (кошка), "Летящая чайка", "Новогодняя елка", "Саяны" (горы), "Мальчик болеет" и т.п.

.   2 балла: Образные описательные названия "Загадочная русалка", "SOS", названия описывающие чувства, мысли "Давай поиграем"…

.   3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл "Мой отзвук", "Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером".

"Сопротивление замыканию" - отображает "способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить

мыслительный скачок и создать оригинальную идею". Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же = 0 баллов

.   1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ = 0 баллов.

2. 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры = 0 баллов.

"Разработанность" - отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Правила оценки:

.   Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков - все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе - одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

.   Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет - по одному новому баллу за каждый цвет.

.   очень примитивные изображения с минимальной "разработанностью" оцениваются в 0 баллов.

Для получения окончательного результата надо: просуммировать все баллы полученные при оценке всех пяти факторов ("беглость", "оригинальность", "абстрактность названия", "разработанность" и "замыкание") и поделить эту сумму на пять. А вот полученный результат имеет действительно значение:

>39 - низкое

- 60 - среднее

< 61 - высшее [49]

По этим показателям были выведены баллы на определение уровня творческого воображения 4 класса состоящий из 15 учащихся:

.   Белоусов Руслан - 45 баллов

2. Гуляев Айтал - 38 баллов

.   Дьячковская Лита - 35 баллов

.   Жиркова Намина - 41 баллов

.   Замятин Коля - 60 баллов

.   Иванова Милена - 43 баллов

.   Иванов Уйусхан - 35 баллов

.   Ильин Юра - 36 баллов

.   Местникова Розана - 58 баллов

.   Местников Миша - 54 баллов

.   Петрова Сахая - 47 баллов

.   Сивцева Анюта - 64 баллов

.   Фокинова Малена - 57 баллов

.   Черноградский Валентин - 38 баллов

.   Шапошникова Таня - 63 баллов

Таким образом, по результатам данного теста мы видим, что почти у всех учащихся средние баллы. Низкое творческое воображение у пятерых учащихся, среднее творческое воображение у восьмерых и высшие баллы были у двоих учащихся.

Этот результат можно показать в виде диаграммы:

 

Диаграмма 1

 

Наблюдения за работой учащихся на уроке английского языка показывает, что одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...