Глава 1. Компетентностный подход в образовании как способ достижения нового качества образования
Стр 1 из 6Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании преподавание русского языка в условиях модернизации общего образования Компетентностный подход в преподавании русского языка ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Формирование специальных компетенций на уроках русского языка Методические разработки уроков с использованием компетентностного подхода Опытно-экспериментальная работа по внедрению компетентностного подхода на уроках русского язык ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Содержание разработанного государственного стандарта по русскому языку представлено в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций, при этом под компетенцией в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования понимается - готовность (учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач). Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом, лингвистическом, коммуникативном. Языковая компетенция реализуется в процессе формирования у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).
Лингвистическая компетенция - это знания обучающихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка. Коммуникативная компетенция - это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Главная цель школьного образования - становление человека постиндустриального информационного общества, в котором наиболее жизнеспособной является разносторонне развитая, творческая, самостоятельно и критично мыслящая личность, способная реализовать собственный творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества на основе объективной самооценки. Компетентность во всех сферах - вот идеал современной личности. Формирование у школьников таких качеств, как готовность к дальнейшему развитию, самостоятельность, способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, созидательной деятельности, толерантность становится одним из главных направлений образования. Происходит переход к так называемому компетентностному подходу к построению и оценке образовательного процесса. Актуальность темы исследования. На современном этапе модернизации образования в условиях личностно-ориентированного развивающего обучения происходит переосмысление целей, задач, содержания и методов обучения и преподавание русского языка как предмета не остается в стороне от этого процесса. Именно на уроках русского языка, если руководствоваться классификацией А.В. Хуторского, происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Формирование научного багажа в области компетентностного подхода далеко не завершено. Отсюда вытекает актуальность исследования реализации компетентностного подхода в преподавании русского языка.
Актуальность проблемы, избранной для исследования и практическая значимость определили выбор темы, постановку цели и задач данной работы. Объект исследования: процесс формирования специальных компетенций на уроках русского языка в 5 классе. Предмет исследования: компетентностный подход на уроках русского языка. Гипотеза исследования: релизация компетентностного подхода на уроках русского языка возможна при условии формировании и развития коммуникативной, культуроведческой Цель данной работы: Методические разработки уроков с использованием компетентностного подхода Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач: . раскрыть основные понятия: компетенции, компетентности, компетентностного подхода; . проанализировать опыт российских исследователей в реализации компетентностного подхода; . изучить процесс формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетентностей на уроках русского языка; Степень разработанности темы. Проблемами компетентностного подхода в образовании занимаются многие российские специалисты: А.В. Баранников, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, М.А. Холодная, А.В. Хуторской, Т.И. Шамова и др. Научная новизна работы заключается в том, что была предпринята попытка анализа и реализации компетентностного подхода на уроке русского языка в 5 классе. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут применяться при выработке и совершенствовании механизмов реализации компетентностного подхода на уроках русского языка. Структура дипломной работы. Объем и структура работы определяются ее целями и задачами и состоят из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|