Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О преподавании русского языка в условиях модернизации общего образования и введения федерального компонента государственного стандарта общего образования




 

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.[14; c.4].

Формирование содержания учебного предмета «русский язык» осуществлено на основе следующих посылок:

учет потребностей личности и общества, иначе говоря, целей обучения;

содержание обучения русскому языку в школе должно отражать язык во всем многообразии его функций;

разграничение языка и речи, в то же время признание их неразрывного единства; ориентация на речевое развитие учащихся.[17; c. 7].

Разграничение языка и речи в описании содержания предмета русский язык неразрывно связано с реализацией в нем деятельностного подхода.

Полифункциональность феномена языка, особенности учебной деятельности учащихся определяют его содержание. В него входят:

обогащение словарного запаса и грамматического строя русского языка;

освоение знаний о языке и речи;

учебно-операционные, учебно-языковые умения и навыки,

речевые, коммуникативные умения и навыки.

Знания о языке - это общие и системные сведения о языке, его устройстве, функционировании, о единицах разных уровней языковой системы. При этом стандарт определяет инвариантное содержание предмета русский язык, прогнозирует типологические трудности усвоения русского языка общие для школ многонациональной России, например, категория одушевленности и неодушевленности. Категория рода. Предложно-падежная и видо-временная системы русского языка и др.

Знания о речи - это сведения о речевой деятельности, тексте как продукте речевой деятельности, стилях и типах речи, речевых жанрах и т.д.

Усвоение знаний о языке и речи предполагает не только усвоение теоретических сведений (правил, определений, терминов), но и формирование способности к анализу языковых явлений и фактов, их оценке. Выделение этих умений отражает отказ от механического заучивания грамматического материала, формирование мыслительных действий с изучаемым теоретическим материалом.[24; c.7].

Практика преподавания русского языка в национальной школе довольно долго была ориентирована, прежде всего, на усвоение теоретических сведений о языке, процесс обучения еще нередко и сегодня отождествлялся с изучением грамматики, порою с механическим заучиванием грамматических правил, определений, парадигм склонения, спряжения. Принципиально важным и значимым является выделение в стандарте такого компонента содержания предмета русский язык: овладение речевой деятельностью, формирование речевых умений и навыков; коммуникативных умений и навыков. Речевые умения и навыки включают в себя умения и навыки понимания русской речи (аудирования), чтения, письма, говорения.

Коммуникативные умения включают умения и навыки адекватного использования языка в разных сферах и ситуациях общения, в соответствии с его мотивами, целями, социальными принятыми нормами поведения, овладение культурой межнационального общения.[23; c. 56].

Выделен новый блок «Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции», предполагает осознание учащимися языка как формы выражения культуры русского народа, национально-культурной специфики русского языка, формирование социокультурных стереотипов речевого общения, готовности и способности к диалогу культур. Диалог культур становится важным средством постижения русского языка как духовной ценности народа, приобщения к его культуре, средством формирования умения жить и общаться в многонациональной стране.

Содержательная новизна стандарта состоит в выделении общеучебных умений и навыков, важных для практической деятельности школьника в будущем, способов деятельности, как важнейшего условия развития и социализации личности. Это:

интеллектуально-познавательные умения и навыки (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, классификация) и т.д.;

информационно-коммуникативные умения и навыки (выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем, использование различных источников информации, включая словари, Интернет-ресурсы и др.);

рефлексивные умения и навыки (самостоятельная организация учебной деятельности, оценивание своих учебных достижений, владение навыками контроля и оценки своей деятельности и т.д.).[17; c.4].

Разгрузка содержания образования по русскому языку.

В новом стандарте сохранены фундаментальные основы языкового образования, в то же время предпринята попытка решить проблему разгрузки содержания образования в основной школе.

Разгрузка осуществлялась за счет исключения ряда вопросов, важных и необходимых для продолжения образования в высшей школе (так называемые специальные знания). Эти знания в стандарте перенесены из основной школы в старшую профильную.

Разгрузка содержания достигается за счет дифференциации «Обязательного минимума содержания» и «Требований к уровню подготовки».[17; c.5]

Приоритетные направления в преподавании русского (неродного) языка.

Основные направления в преподавании русского языка определяют личностно-ориентированный и сознательно-коммуникативный подходы.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года в качестве цели образования называет всестороннее развитие личности школьника, его познавательных и созидательных способностей. В основе личностно-ориентированного обучения учет потребностей школьника, его возможностей и способностей. Ученик является активным субъектом учебной деятельности, учитель - организатор ее.[14; 13].

Основная характеристика сознательно-коммуникативного подхода: обучение общению сопрягается с сознательным усвоением языкового материала и системе сведений о языке. Сознательно-коммуникативный подход в обучении русскому языку в школе реализует лингводидактические принципы: сознательность и коммуникативная направленность. Эти принципы определяют стратегию и тактику преподавания, систему преподавания в целом: цели, содержание, методы и средства обучения, технологию обучения, диагностику уровня владения языком и речью.

Коммуникативность характеризует выдвижение в качестве главной цели обучения развитие умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что совершенствуется речевая деятельность во всех ее видах. При этом осуществляется комплексное развитие умений и навыков всех видов речевой деятельности.

Коммуникативные умения и навыки развиваются на основе раздела стандарта «Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции», который включает в себя материал о речеведческих понятиях: об общении, о монологе и диалоге, речевом этикете, о типах текстов: описании, повествовании, рассуждении и т.д.[5; c.13].

Изучение этих понятий не самоцель. Они усваиваются практически. Раздел стандарта определяет цель их изучения: овладение основными видами речевой деятельности, создание монологических и диалогических высказываний на актуальные социально культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы.[17; c.6]

Коммуникативная направленность в преподавании русского языка состоит в том, что на передний план выдвигаются практическое пользование языком, речевая направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Система работы строится так, чтобы вызывать необходимость речевого общения и потребность в нем. Обучение общению - это обучение речевой деятельности. Вся система работы должна вызывать необходимость общения, потребность в нем и учить учащихся общению. Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности.

В соответствии с принципом сознательности грамматический материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которого формируется речевая деятельность учащихся. Эта часть учебного материала представлена в разделе стандарта «Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции». Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил - обязательное условие обучения русскому языку в школе. В свете современной тенденции развивающего обучения большое внимание уделяется развитию познавательных способностей учащихся. Целесообразно сознательное осмысление сведений об изученных морфологических и синтаксических категориях и явлениях. Это является основанием для определения подхода к обучению русскому языку не просто как коммуникативного, а как сознательно-коммуникативного.[8; c.11].

Важнейшая характеристика системы обучения русскому языку в условиях введения стандарта в практику школы - взаимосвязь изучения грамматики с развитием речи. Обучение речевой деятельности осуществляется на основе изучения грамматического материала, с другой стороны - грамматические сведения, обобщения, правила познаются в связи и на основе речевой практики.

От сознательного усвоения единиц всех уровней языка - к правильному, точному и уместному употреблению их в ситуациях, приближенных к условиям естественного речевого общения - вот основная характеристика сознательно-коммуникативного обучения русскому языку.

Направленность обучения на развитие личности предполагает формирование у учащихся навыков самооценки и самоанализа, способности к рефлексии, призванных помочь им осмыслить, осознать свою деятельность, полученные результаты, значимость изучаемого материала.[17; c. 7].

Реализация внутрипредметных и межпредметных связей

К числу общепринятых принципов обучения русскому языку, получающих сегодня новое осмысление в связи с введением стандартов, относится принцип межпредметных связей, который рассматривается как важнейшее условие формирования целостного мировоззрения школьника. В настоящее время уже сложился один из путей представления этого принципа в содержании всех учебных предметов путем выявления и описания в стандарте так называемых общих учебных умений и навыков, обобщенных способов деятельности, призванных объединить все учебные предметы в целостную образовательную систему.[23; c.9].

Наиболее глубоки и значимы традиционные межпредметные связи в преподавании русского, иностранного языков и родного языка. Это обусловлено единством объекта обучения (язык), общностью психологических, психолингвистических и дидактических закономерностей обучения родному и неродным языкам, определенной общностью современных подходов. На уроках языка формируются такие важные для практической деятельности ученика в будущем умения и навыки самостоятельной работы, как составление плана, тезисов, умения пользоваться словарем и т.д.

Иные аспекты взаимосвязей в языковом образовании возникают сегодня в результате утверждения в обучении языкам принципа коммуникативности. По существу русский и иностранный язык решают одну задачу - формирование навыков речевого общения. Поэтому взаимосвязь этих учебных предметов может выражаться в соотнесенности многих приемов формирования речевой деятельности; характере коммуникативных упражнений, коммуникативных целевых установок, используемых коммуникативно-речевых ситуаций. Таким образом, учащиеся включаются в целостный процесс обучения речи, а принцип коммуникативности распространяется на весь процесс языкового образования.[18; c. 127].

Формирование и развитие языковой и коммуникативной компетенции становится общим элементом содержания многих учебных предметов в школе. Такой подход к реализации межпредметных связей утверждается, например, в преподавании математики. Взаимосвязь между обучением математике и языку признается одной из характерных черт гуманитарной ориентации современного школьного образования. В качестве одной из целей современного математического образования называется повышение уровня владения родным языком с точки зрения правильности и точности выражения мыслей в активной и пассивной речи.

Живые межпредметные связи между русским языком и другими учебными предметами носят двусторонний характер. Так, взаимосвязь русского языка и других учебных предметов может быть реализована при изучении функционирования русского языка в сфере научной речи. Обучение русскому языку все чаще осуществляется в контексте овладения учебной деятельностью на материале других предметов. Многие учащиеся переходят в 5 классе на русский язык обучения и овладение учебно-научной речью становится одной из приоритетных задач обучения русскому языку. В процесс обучения русскому языку включаются тексты других учебных предметов, на материале этих текстов отрабатываются формы и конструкции учебно-научного стиля, таким образом формируются навыки учебного научного общения - обязательного элемента всех учебных предметов. Особенно важно это в обучении русскому (неродному) языку.[17; c.8].


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...