Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ опытно-экспериментальной работы по внедрению компетентностного подхода на уроках русского языка




 

В школьной практике последних лет сложилось так, что на уроках русского языка очень часто вне поля зрения оказывается одна из его важнейших сторон - коммуникативная функция. Поэтому наиболее актуальной остается задача учителя подбирать задания, которые развивают не только лингвистическую грамотность, но и коммуникативную (речевую) компетентность.

Опытно-экспериментальная работа по внедрению компетентностного подхода была проведена на базе МОУ НПСОШ №2 г.Якутска, участвовали учащиеся 5-го Г класса.

Для эксперимента был взят общеобразовательный класс, со средней успеваемостью. Больше половины детей учится по русскому языку на «4» и «5».

На начальном этапе был проведен тест (см. Приложение 1), который помог нам сформировать представление об уровне развития компетенций в этом классе. Тест представлял собой работу из пяти заданий, на некоторые из которых предлагались варианты ответа. Учащимся необходимо было выбрать не только правильный ответ, но и написать ход решения в самом бланке, а также ход своих мыслей. Тест составлен следующим образом:

первое задание ориентировано на диагностирование ценностно-смысловой компетенции, детям была предложена стандартная задача, отвечающая требованиям данного вида компетенции;

второе задание ориентировано на диагностику общекультурной компетенции. Следует отметить, что составлено задание было на основе рекомендаций, по развитию данного вида компетенций, как, впрочем, и всех остальных. Особенностью этого задания явились пропуски в тексте.

третье задание теста направлено на изучение уровня развития информационной компетентности. Ученикам необходимо быстро сориентироваться и догадаться, что для решения этого задания им необходимо применить знания, полученные на уроках географии.

четвертое задание направлено на диагностику социально трудовой компетенции.

Диагностика коммуникативной компетенции проводилась по результатам всего теста, опираясь на признаки компетентности. А правильное оформление теста, грамотная и аккуратная работа с бланком - позволила судить об уровне развития познавательной компетенции.

За каждую правильно выполненное задание мы начисляли учащимся по одному баллу, если были недочеты или неточности, или вовсе не выполнена, то учащийся получал 0 баллов. За все правильно выполненные задания учащийся мог получить пять баллов. Таким образом, мы проверили грамотность класса в целом и отдельно каждого учащегося. Результаты представлены ниже.

Учитывая признаки компетентности учащихся,, мы оценивали каждый вид компетентности следующим образом: за каждое проявленное умение или знание по конкретному виду компетенции, заявленное в признаках, мы ставили по одному баллу, а затем находили отношение количества полученных баллов к общему числу признаков, выделенных в таблице 2, которые отражают содержание заданий и так или иначе подходят для данного теста. Таким образом, мы получали процент - уровень развития той или иной компетентности у каждого ученика и класса в целом. Ниже представлена диаграмма (диаграмма 2), отражающая полученные результаты.

Высокий уровень социально-трудовой компетентности обеспечен по сути дела наличием самой задачи, решение которой уже говорит о развитости данного вида компетенции.

Подобного рода задачи учащимся ранее не были знакомы, отсюда такие низкие показатели диагностики. Некоторых учеников пугал большой объем заданий, других - количество вопросов, ответы на которые нужно было найти, третьих - зашумленность задачной ситуации,лишние данные.

Для реализации поставленной во введении проблемы и повышения уровня компетентности учеников, мы провели с испытуемым классом три урока, по развитию ключевых компетенций и повышению уровня компетентности учащихся. На уроках были разобраны всевозможные виды задач, предложенные нами во второй главе, а также использованы разработанные приемы и методы, подходящие для развития различных видов компетенций.

По окончанию уроков был проведен контрольный тест, аналогичный вводному, диагностика которого осуществлялась таким же образом, что и первого теста.

После реализации методики, улучшилось не только качество знаний учащихся, но и повысились показатели компетентности учеников по всем видам компетенций. А показатель компетентности в целом повысился на 11,2%.

Таким образом, мы нашли эффективные пути формирования ключевых компетенций на уроках русского языка


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе была предпринята попытка анализа компетентностного подхода в образовании, в частности на уроках русского языка.

В ходе проведенного исследования можно прийти к выводу, что введение этих понятий - закономерное следствие теоретического осмысления целей преподавания русского языка. Оно позволяет более полно и последовательно определить эти цели с учетом многообразия функций языка.

Так, овладение русским языком в его когнитивной (познавательной) функции обеспечивает лингвистическую компетенцию. Коммуникативная функция языка реализуется в коммуникативной компетенции, культуроносная (кумулятивная) функция - в культуроведческой.

Известно, как сложны и многоаспектны цели и задачи обучения. Введение в научный обиход и практику преподавания понятия компетенции дает возможность определить их более четко и точно. Вот как могут быть конкретизированы основные задачи преподавания русского языка[5; c.6]:

формирование лингвистической компетенции, которая включает в себя овладение знаниями о языке как общественном явлении и развивающейся системе, об устройстве и функционировании русского языка, необходимыми сведениями о русистике; овладение умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование навыков оценки своей деятельности, полученных результатов, иначе говоря, самоанализа, рефлексии;

совершенствование языковой компетенции, включающей овладение богатством самого языка, владение всеми нормами языка, включая орфографические и пунктуационные;

совершенствование коммуникативной компетенции, предполагающей не просто овладение различными видами речевой деятельности в разных сферах общения на основе речеведческих знаний, но развитие личности школьника, формирование его коммуникативной культуры;

формирование культуроведческой компетенции, которая включает совокупность знаний о культуре русского народа, о его социально-культурных стереотипах речевого общения, о языковых единицах с национально-культурным компонентом значения, осознание значимости родного языка в жизни народа, в конечном счете развитие духовно-нравственного мира школьника, его социокультурное развитие, формирование национального самосознания и общероссийского гражданского сознания.

Анализируемые понятия облегчат решение практических задач. Например, в настоящее время активно исследуются сложные проблемы контроля знаний и умений. До сравнительно недавнего времени понятие «владение языком» не было достаточно полным, ограничивалось, иногда, к сожалению, ограничивается и сегодня выявлением знания основных языковых категорий, явлений и правил, правописной грамотности учащихся. Введение в практику школы понятия компетенции даст более четкие ориентиры для разработки измерителей уровня подготовки школьников по русскому языку, в конечном счете, значительно изменит всю систему контроля, учета и оценки этого уровня. Не случайно оценка уровня владения языком - как родным, так и неродным - включает и тесты для определения языковой и лингвистической компетенции, а коммуникативная компетенция определяется при проверке уровня владения речевой деятельностью (чтением, письмом, устной монологической и диалогической речью).

Итак, пользуясь понятием компетенции, мы можем более точно, полно и в то же время конкретно определить:

цели преподавания русского языка в школе;

содержание предмета «русский язык»;

цели конкретного урока;

критерии и уровни усвоения материала, владения языком.

В преподавании иностранных языков в иерархии компетенций главенствующей является коммуникативная, остальные выступают как ее базовые составляющие. Таково же соотношение типов компетенции и в преподавании русского языка в национальной школе: коммуникативная компетенция должна выступать как ведущая, подчиняющая себе языковую и лингвистическую. Иным представляется их соотношение в школе с русским языком обучения. Конечно, и здесь формирование коммуникативной компетенции осуществляется на основе языковой и лингвистической. Однако, учитывая значение отечественного языка в развитии личности школьника, его общей и познавательной культуры, важнейшей ценностной ориентации - отношения к родному языку, формирование лингвистической компетенции целесообразно считать не только обязательным и необходимым условием овладения речевой деятельностью, но и средством языкового развития, расширения лингвистического кругозора учащихся, познания ими языка как специфической знаковой системы и общественного явления, в конечном счете, формирования языковой личности. Формирование лингвистической и коммуникативной компетенции - две одинаково важные задачи преподавания отечественного языка.

Такое понимание места коммуникативной и лингвистической компетенции в целях обучения русскому языку обусловливает и различия в их соотношении в методике преподавания русского языка как иностранного или в национальной школе - и русского отечественного языка. В преподавании русского языка как неродного конечная цель - формирование коммуникативной компетенции, этой цели по сути дела подчинен весь процесс обучения.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - с. 25-30.

2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)//Высшее образование в России. - 2004, № 11. - с. 17-22.

.   Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. // РГПУ. - Ростов на Дону, 2007.

.   Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика. - 2003, № 10. - с. 26.

.   Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. - 1996. - №1. - С. 3-8.

.   Быстрова Е.А. Русский язык. Проблемы и размышления. - http://1-11.eimc.ru.

.   Виноградова Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - http://www.eidos.ru/conf/

8. Завацкая Г.С. Компетентностный подход в методике преподавания русского языка // <http://www.rusnauka.com/8._NPE_2007/> Philologia /20933. doc.htm.

.   Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М., 2005. - с. 44-46.

.   Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.- с. 22-27.

.   Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. - № 2, с.152-154.

.   Капинос В.И. Речеведческие понятия как лингвистическая основа совершенствования коммуникативной компетенции учащихся / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.). <http://www.eidos.ru/conf/>

.   Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru

.   Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета. - 2002. - №31.

.   Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2005 г.). - М., 2005. - с. 17-23.

.   Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. - 2004.- №5. - с.3-12.

.   Методическое письмо О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

.   Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М., 1990. - С. 127-131.

.   Пиявский С.А. Научно-ориентированное обучение / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - http://www.eidos.ru/conf/

.   Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. - М., 1989. - Т. 4. - С. 398, 404.

.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 23 апреля.

.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -http://www.eidos.ru/ conf/

.   Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. - Новосибирск: Наука, 2006. - 324 с.

.   Шанский Н.М. Школьный курс русского языка: Актуальные проблемы и возможные решения // Русский язык в школе. - 1993. - № 2. - С. 7.

.   Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.//Мир образования - образование в мире. 2005, № 4. - с. 41-43.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

компетентностный подход русский язык

Тест. Обобщение повторения

Вариант 1

А1.Какое слово пишется не так, как произносится?

.игра

.кусок

.стол

.солнце

А2.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

.с..стра, (он) танцу..т

.селё..ка, попы..ка

.по рощ.., уход..т

.в..шнёвый, стр..ла

А3. Каком ряду в обоих словах пишется ь?

.старат..ся, молодёж..

.калач..,смеят..ся

.под..езд, рисуеш..

.в..юнок, с..ёмка

А4.В каком словосочетании вместо слова песчаный нужно употребить слово песочный?

.песчаная почва

.песчаный пляж

.песчаное тесто

.песчаный берег

А5.Какое имя прилагательное может употребляться в роли имени существительного?

.строгий учитель

.часовой механизм

.твёрдый знак

.светлый день

А6. Какое предложение является побудительным?

.Сколько стоит газета?

.Ежи зимой спят.

.Не оглядывайся назад.

.Скоро подойдёт поезд.

Тест №6.Обобщение повторения

Вариант 2

А1.Какое слово пишется не так,как произносится?

.крот

.парус

.локоть

.укол

А2.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

.незабу..ка, фло..ский

.с..бака, к..рова

.у речк.., на веточк..

.ч..рнеть, поч..нить

А3. Каком ряду в обоих словах пишется ь?

.царапает..ся, помощ..

.лещ.., заглядет..ся

.об..ём, бросаеш..ся

.нал..ём, видиш..

А4.В каком словосочетании вместо слова добрый нужно употребить слово добротный?

.доброе изделие

.доброе дело

.добрый гном

.добрая половина

А5.Какое имя прилагательное может употребляться в роли имени существительного?

.учёный медведь

.полярная ночь

.тонкий колосок

.личное местоимение

А6. Какое предложение является побудительным?

.Ты опоздал на десять минут.

.Вдруг зазвонил телефон

.Посмотрите в окно.

.Когда начнётся сеанс?

В1. Из данного предложения выпишите предлоги.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.

В2. Напишите часть (части) речи, которой (которыми) выражены однородные члены в предложении задания В1.

В3.Из предложения задания В1 выпишите глагол (глаголы), в котором (в которых) есть приставки.

С1.Объясните, почему в предложении задания В1 слово «Ворона» написано с прописной (большой) буквы.(Ответ должен быть полным, и его нельзя начинать с союза «потому что»).

В1. Из данного предложения выпишите предлоги.

Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет.

В2. Из предложений задания В1 выпишите глагол (глаголы) в начальной форме.

В3. Напишите часть (части) речи, которой (которыми) выражены однородные члены в предложении задания В1.

С1.Объясните, как вы понимаете последнюю строчку фрагмента басни, приведённого в задания В1.(Ответ должен быть полным, и его нельзя начинать с союза «потому что»).


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Тема урока: Личные имена. Ономастика. Антропонимика.

Правописание прописных и строчных букв. Сочинение ассоциативного характера по картине.. СТАВИМ ЦЕЛИ.

(Учитель определяет цели урока, и каждый учащийся формулирует свою цель при изучении указанной темы).. ПОВТОРЯЕМ.

. Викторина:

) Основная функция языка.

) Как называются устаревшие слова, которые заменены в современном русском языке синонимами?

плохой лживый Х 2

) Решить пропорцию: ------------- = ----------------- = -----------------------

хороший Х 1 трудолюбивый

) Что лишнее с точки зрения происхождения: Вера, Всеволод, Надежда, Анна, Святослав?

) Напишите словосочетание, в котором слово железный употребляется в переносном значении.

) Найдите ошибку: Ижевск, Воронеж, астрахань, "Дети капитана Гранта".

) Единица лексикологии.

. Упражнения на развитие дыхания, дикции:

Произнесение учителем, а затем детьми имён учащихся класса с представлением образа ребёнка (одно имя не называется).

Чьё имя не было названо?

Произношение скороговорок, в составе которых есть личные имена, например: «Собирала Маргарита маргаритки во дворе...»;

«Мама мыла Милу мылом»;

«Карл у Клары украл кораллы»

«Улов у Поликарпа - два карася, два карпа»;

«А роза упала на лапу Азора» и т. д.. ИЗУЧАЕМ...

. Для чего существуют личные имена? (Высказывания учащихся).

. Составление текста по вопросам:

Почему тебя так назвали?

Как тебя называют дома и в школе?

Знаешь ли ты, что обозначает твоё имя и из какого языка оно пришло?

. Рассказ учителя о происхождении имён детей класса (обращается внимание на положительную семантическую окраску слов).

. Беседа, упражнения:

) Какие самые распространённые в мире мужские и женские имена?

) Существуют ли отличия в личных именованиях людей разных национальностей?

) Когда к человеку обращаются по имени-отчеству?

) На что указывает отчество в имени человека?

) Почему именования людей пишутся с заглавной буквы? (Записать фамилии, имена, отчества отца, матери, дедушки, бабушки).

) Можно ли, называя только имя, выразить своё отношение к человеку?

) Списать каллиграфически стихотворение И. Снеговой:

АНАСТАСИЯ

Что в глазах ненастненько,

Дождики косые,

Ася, Стася, Настенька,

Дочь Анастасия?

Просто жизнь-фантастика

Трёх матрёх вместила:

Ася, Стася, Настенька,

Все - Анастасия.

) Закончить предложения:

Александр Сергеевич Пушкин - это...

Жюль Верн - это...

Ганс Христиан Андерсен - это...

) Какова роль имени в жизни человека? Назовите людей, прославивших своё отечество.

) Шутливая викторина «Догадайся. Вспомни. Узнай».

Самый правдивый барон.

Няня, которая покидала детей, когда менялось направление ветра.

Автор стихотворения: «Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный».

Мужчина в полном расцвете сил, любитель варенья и ватрушек.

Героиня сказки, чьё имя связано с мерой длины.. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ.

Сочинение ассоциативного характера по картине «Боярышня» Неизвестного художника (может быть взята любая другая картина-портрет) - как могут звать эту девочку? Почему?. ОБОБЩАЕМ.

Как называется раздел ономастики, изучающий личные имена людей, если антропос - человек; логос - наука, учение; онима - имя.

Запись в тетради:

Ономастика - это...

Антропонимика - это...

Имя - это.... ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Сочинение-рассуждение «Кто и что имеет имя?»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...