Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опасности для индивидуальности




Когда в 1969 году Ральф Дарендорф написал предисловие к немецкому изданию книги Гофмана «Представление себя другим в повседневной жиз­ни», он, ссылаясь на «тотальную заидеологизиро-ванность» Мангейма, усматривал у Гофмана «абсо­лютизацию ролевого аспекта поведения». Подобно тому как, по Мангейму, мышление возможно лишь с определенных социальных позиций, у Гофмана действие возможно лишь как ролевое поведение и никак иначе. Такая «тотальная увлеченность ролью», конечно, напоминает о «досадном факте существования общества»,1 на который указал сам


 

202 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация

Дарендорф в своей известной книге «Homo sociolo-gicus». Различие между обвинением Гофмана в «то­тальной увлеченности ролью» и трактовкой Дарен-дорфом отношений индивида и общества состоит в следующем: «Гофман говорит больше о необходи­мости, нежели о возможности ролевого поведения». После чтения его сочинений трудно допустить возмож­ность человека «освободиться от общества как то­тального института».2 Тем самым был задан вполне определенный угол зрения на творчество Гофмана, который длительное время был, по сути дела, един­ственным в немецкой социологии.

К этой интерпретации Гофмана относится и дру­гое авторитетное мнение, высказанное А. Гоулдне-ром в связи с оценкой всей западной социологии, согласно которому Гофман просто описывает стра­тегию выживания представителей среднего слоя, которые «упорно цепляются за иллюзию самости», хотя и знают, что подчиняются общественным от­ношениям. Получается, что наш мещанский мир управления впечатлениями «наполнен пугливыми людьми с потными руками, которые все время бо­ятся разоблачения со стороны окружающих или опасаются нечаянно выдать себя».3 Благодаря такой оценке Гофман считается непосредственным последо­вателем Давида Рисмена 4, который в начале 50-х го­дов сформулировав тезис о преобладании «извне-ориентированной» личности в Америке, тем самым

1 Dahrendorf R. Homo sociologicus. Opladen, 1976. S. 14.

2 Dahrendorf R. Vorwort. S. VIII.

3 Gouldner A. Die westliche Soziologie in der Krise. S. 457.

4 Riesman D. Die einsame Masse.


 

 

Ирвинг Гофман: Техники презентации

лишил почвы любые претензии человека на свободу и уникальность личности. Однако, по Гоулднеру, у Гоф­мана гораздо резче, чем у Рисмена (понимавшего под «внешней ориентацией» поведения то, что Эрих Фромм называет рыночной ориентацией J), высту­пает моральная сторона поведения. Если Рисмен описывает переход от религиозно мотивированной «изнутри-ориентированной» личности к приспособ­лению ради успеха, то Гофман, по мнению Гоулд-нера, рассматривает переход от «людей с кальви­нистской совестью к игрокам, которые действуют не по внутреннему убеждению, а ухитряются пред­восхищать реакции других с помощью изысканных поведенческих трюков».2 Можно добавить — ловко включаются в спектакль на сцене жизни. Для та­кой интерпретации творчества Гофмана, очевидно, как нельзя лучше подходит перевод названия его главного произведения «Представление себя другим в повседневной жизни» на немецкий язык — «Wir alle spielen Theater»!3

На фоне сложившейся интерпретации творчества Гофмана дать иную оценку трудно отчасти потому,

1 Ср.: Замечание Рисмена по поводу книги Э. Фром­ма «Психоанализ и этика» (М., 1993) (См.: Riesman D. Die einsame Masse S. 38, Anm. 1).

2 Gouldner A. Die westliche Soziologie in der Krise. S. 463.

3 В этой связи отметим, что на русский язык назва­ние этого сочинения Гофмана было бы уместно перевес­ти как «Весь мир лицедействует» (totus mundus agit hist-rionem) — латинским изречением, начертанным у входа в театр Шекспира. Однако в российской социологии по­лучает распространение вышеуказанный перевод «Пред­ставление себя другим в повседневной жизни». — Прим. перев.


I

204 X Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

что социологи, придерживающиеся канонов строгой научной систематики и аналитических абстракций, вряд ли заинтересованы в переоценке творчества Гоф­мана. Поэтому очень важна защита Гофмана Г. Ос­вальдом * от обвинения в оправдании трюков и мо­шенничества в повседневной жизни. В некрологе о Гофмане он отметил, что движущей силой творчества Гофмана является борьба с опасностями для индиви­дуальности личности в социальном взаимодействии. Исходя из этого, рассмотрим вкратце важней­шие работы Гофмана и покажем, что мысль об угро­зе индивидуальности постоянно сопутствует твор­честву Гофмана, и поэтому он все время изучает, как люди пытаются сохранить свою личность в по­вседневной жизни — перед лицом других и всего общества. Очевидно, что он должен рассмотреть, как общество и социальные институты «направляют» формирование идентичности на исполнение опре­деленных функций. Интересно, что этот вопрос сформулирован в самом начале его творчества.

Хладнокровная разметка» (1952)


 

 

Ирвинг Гофман: Техники презентации

альным положением, которое предоставляет им об­щество и предусмотренные для них социальные институты.

Под неудачей Гофман понимает потерю роли, которая считается у окружающих важной, или не­возможность достичь хорошего положения в обще­стве. Процесс примирения с этой ситуацией он на­зывает «охлаждением».1 Тем самым речь идет о формировании идентичности в ситуации, которая рассматривается как несправедливая. С точки зре­ния Гоулднера, «охлаждение» выполняет функцию «примирения проигравшего со своим поражением».2 С точки зрения структурно-функциональной теории социального порядка, эта функция обеспечивает равновесие личных притязаний с общественными ожиданиями и целями.

Однако «охлаждение» является не просто про­цессом последующей корректировки, посредством которого, например, плохо успевающий ученик приспосабливается к своему положению, а еще и процессом подготовки. Например, молодой человек может длительное время исподволь готовить своих родителей к тому, что он рано или поздно покинет их дом и расстанется с ролью ребенка. «Охлажде­ние» — это процесс смягчения притязаний. Он слу­жит предотвращению разрушения идентичности.3


Статья Гофмана «Хладнокровная разметка» («On cooling the mark out»), опубликованная в журнале «Psychiatry» в 1952 году, посвящена проблеме при­нуждения людей с теми или иными недостатками к примирению с неудачами и с тем скромным соци-

1 Oswald H. In memoriam Erving Goffman. S. 212.


1 Ср.: Goffman E. On cooling the mark out // Human behavior and social processes. Boston, 1962. P. 493.

2 GouldnerA. Die westliche Soziologie in der Krise. S. 461.

3 Goffman E. Techniken der Imagepflege // Interaktions-rituale. Frankfurt am Main, 1994. S. 485.


I

 

206 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация

Создание имиджа» (1955)

В сочинении под названием «Face-work» (1955), написанном еще в Чикаго, речь идет о стратегиях сохранения и поддержания своего «лица». Они вклю­чают в себя приемы создания у окружающих благо­приятного впечатления о себе и коррекцию небла­гоприятного. В социальном взаимодействии эти уси­лия направлены на кооперацию с окружающими людьми. При этом «лицо» (face) лишь отчасти являет­ся образом собственного Я, оно является еще и тем образом, который, по убеждению индивида, скла­дывается о нем у окружающих.1 В переводах произ­ведений Гофмана на другие языки этот «второй об­раз» обозначают термином «имидж». Поэтому ста­тья, посвященная «созданию лица», и озаглавлена в переводе «Создание имиджа». Образ себя и имидж у окружающих могут противоречить друг другу, по­этому индивид должен стремиться замаскировать то, что противоречит образу, ему желательному. Сюда относится техника, которую Гофман в даль­нейшем назвал различением сцены и кулис.


 

 

Ирвинг Гофман. Техники презентации

татом многолетней работы автора в качестве при­глашенного исследователя в психиатрической кли­нике. В этой книге Гофман описывает жизнь лю­дей в институтах, в которых им недоступны сред­ства для выражения своей идентичности. Книга посвящена не только психиатрической клинике как «тотальному институту», но и вполне обычному «от­ключению» идентичности персоналом и попыткам обитателей клиники вопреки всему сохранить свою идентичность или придать ей новое выражение. Отчасти это удается сделать в рамках института, отчасти вопреки официальным правилам, когда, например, возникает «подпольная жизнь» — так называемые «неформальные отношения». Как это удается и в чем заключается этот второй срез пове­дения в тотальных институтах — хорошо видно из рассказов узников концлагерей. Правдивое изобра­жение подпольной, неформальной жизни, которая лишь на первый взгляд кажется веселой, дается в фильме «Полет над гнездом кукушки».

Ролевая дистанция» (1961)


Сумасшедший дом» (1961)

Книга «Сумасшедший дом. Об обращении с на­рушенной идентичностью» (1961) является резуль-

1 Здесь заметно, что на Гофмана сильно повлиял те­зис Мида о принятии роли другого.


Статью о ролевой дистанции, написанную в 1961 го­ду, можно с полным основанием включить в список обязательной литературы по социологии. Интерес­но, что Гофман едва коснулся понятия ролевой ди­станции в своем главном произведении «Представ­ление себя другим в повседневной жизни», которое вышло в свет лишь на два года раньше. Идея роле­вой дистанции настолько захватила автора, что он


 

208 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация

посвятил ей отдельное сочинение. С точки зрения центральной темы творчества Гофмана — т£мы_угоо-зьх_щгчд2С^пи^в__общестде^ ррлевую-ДайТШЩию луч­ше jscerjQ „рассматривать при исследовании страте-гиЦ доведения людей на,житейской сцене. Поэтому здесь речь пойдет лишь о лапидарном изложении центрального тезиса этого широко известного сочи­нения Гофмана.

В статье «Ролевая дистанция» речь идет о леги-тимности ожиданий индивида, сопряженных с испол­нением определенной социальной роли. Для Парсон-са, например, такой вопрос был бы второстепенным, так как успешная социализация является предпо­сылкой добровольного исполнения человеком своих обязанностей. Для Гофмана, наоборот, центральным является вопрос о том, насколько требования обще­ства сковывают развитие идентичности. Оказывает­ся, чтобы показать, что личность представляет со­бой нечто большее, чем это предписано ролью (или хотя бы претендовать на это), индивид вынужден дистанцироваться от социальной роли. Ролевая ди­станция не означает отказ или неспособность к ис­полнению роли, а, наоборот, свидетельствует о вы­сокой компетенции, проявляющейся в обращения с социальной ролью по своему усмотрению.

Стигма» (1963)

Книга «Стигма» имеет подзаголовок «Заметки об управлении ущербной идентичностью». Стигма — греческое слово, обозначающее метку, тавро. В со-


Ирвинг Гофман: Техники презентации

циологии под стигмой понимают очевидные соци­альные признаки, при наличии которых люди исклю­чаются из числа нормальных. Примерами явной стигмы могут быть заметная инвалидность или за­нятие проституцией. Что может быть стигмой — зависит от конкретного общества, но стигма везде связана с дискриминацией человека. Стигматизи­рованные люди стремятся положить конец своей дискриминации. Для этого они применяют различ­ные техники поведения. Можно скрывать свою инва­лидность, но можно, наоборот, выставлять ее напо­каз, так что она становится нормальным условием нормального поведения. Примером такой, на пер­вый взгляд, парадоксальной поведенческой страте­гии может служить желание инвалида за рулем специального автомобиля для инвалидов, чтобы его пропускали на красный свет, потому что его авто­мобиль не такой быстроходный, как обычный! Этот пример иллюстрирует двойственную функцию тех­ник восстановления ущербной идентичности: они укрепляют и восстановливают собственную идентич­ность и создают предпосылки другим людям для «совершенно нормального» поведения. Действитель­но, очень часто люди с физическими недостатками вынуждены вести себя так, как будто они являют­ся совершенно нормальными для того, чтобы те, кто не знает, как следует обращаться с инвалида­ми, могли бы вести себя с ними как с обычными людьми. Замысловатая грамматическая конструк­ция с множеством «как» косвенно демонстрирует, какую большую работу нужно проделать человеку для поддержания своей идентичности и откуда ис­ходит перманентная угроза ей. Дело обстоит ни­чуть не проще, когда речь идет о неявной социаль-


210 Х.Абвлъс. Интеракция, идентичность, презентация

ной стигме. Например, если кто-нибудь имеет сек­суальные ориентации, которые не одобряются в его окружении, то он сочтет за благо поискать их удов­летворения подальше от среды своих знакомых, может быть, даже в другом городе, иначе его иден­тичность будет под угрозой, так как в своем городе его репутация может скорее пострадать. Для того чтобы избежать наихудшего развития событий, че­ловеку приходится осуществлять тщательный кон­троль за информацией и порой пускаться на обман.

Отношения на публике» (1971)

«Исследования социального порядка на микро­уровне» (терминология Гофмана), которые он опуб­ликовал в 1971 году в книге «Отношения на публи­ке», дополняют рассмотренные выше аспекты его творчества темой социального пространства. Каж­дый человек претендует на социальное простран­ство, хозяином которого себя ощущает. Например, это расстояние, которое должны держать по отно­шению к нам пассажиры лифта, или письменный стол, на котором никто, кроме нас, не имеет права наводить порядок. «Территория» является симво­лическим пространством для создания и укрепле­ния идентичности. Она необходима как для вы­ступления человека перед другими людьми, так и для его «ухода» от других. Территория создает одно­временно дистанцию и близость между людьми, поэтому ей нужны четкие границы. Если границы


_____ Ирвинг Гофман: Техники презентации 211

нарушены, нужно уметь исправить ситуацию, на­пример с помощью извинений и объяснений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...