Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VI. Социальное партнерство




Свои взаимоотношения с работодателями Управление по труду строит на основе социального партнёрства. Следует отметить, в более 50% организаций, имеющих коллективные договора, в 1 квартале текущего года состоялись собрания с отчётами работодателей и профсоюзов об их выполнении. В организациях агропромышленного комплекса собрания проведены в 80% организаций. В их работе приняли активное участие представители администрации, члены трёхсторонних комиссий по регулированию социально- трудовых отношений.

Активно работали в течение 1 квартала трёхсторонние комиссии в городах Димировграде и Барыше, Майнском, Ульяновском, Цильнинском, Мелекесском, Сенгилеевском, Кузоватовском. Новомалыклинском районах, на заседаниях которых были рассмотрены вопросы работы с коллективными договорами в организациях, занятости населения, повышения уровня заработной платы, развития физкультуры и спорта.

Вместе с тем не проведено ни одного заседания этих комиссий в Чердаклинском, Вешкаймском, Новоспасском, Инзенском и Старомайнском районах, мотивируя это тем, что вопросы компетенции трёхсторонних комиссий рассматривались на заседаниях других комиссий. Такая постановка вопроса слишком узкая, ибо районные трёхсторонние соглашения по социальному партнёрству охватывают весь круг вопросов, касающихся социально-трудовых отношений между работниками, работодателями и органами исполнительной власти.

9 марта текущего года принят Закон Ульяновской области «О территориальных трёхсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений». Необходимо на его основе разработать соответствующие положения о трёхсторонних комиссиях муниципальных образованиях и внести их в органы представительной власти. При необходимости внести изменения в состав комиссий и организовать их чёткую работу в соответствии с регламентом.

Основой взаимоотношений правительства, профсоюзов и работодателей является областное трёхсторонне соглашение. Взаимодействие социальных партнёров осуществляется в различных формах: углублённый переговорный процесс, достижение договорённостей по наиболее злободневным вопросам, участие в работе различного рода комитетов, комиссий, проведение совместных семинаров, конференций. Но цивилизованная рыночная экономика требует дальнейшего прогресса и в этой сфере. И если давать характеристику решению проблем социального партнёрства, то мы только сейчас входим в русло социального диалога, когда наконец-то, начал работать областной союз промышленников и предпринимателей.


Заключение

В нашей работе мы попытались дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда в России, Приволжском федеральном округе и конкретно Ульяновской области, реальности и перспективы рынка труда, а так же его региональные особенности. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда.

 Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений- государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.

Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений.

Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор.

Следовательно, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

По моему мнению, особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда. В области занятости населения наблюдается значительный наклон в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. Вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях различных форм собственности помогут выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации; отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости.

Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться.

Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

- макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

- государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово- кредитными методами;

- регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

- регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Я думаю, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

Основными задачами государства в области обеспечения занятости населения на данный момент являются:

- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест;

- развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах России;

- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

- формирование эффективной структуры занятости населения повышение качества создаваемых рабочих мест;

- развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы;

- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы развитие системы общественных работ.

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решаться обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем.

 

Список литературы

1. Абалкин А.И. Вопросы экономики.- М, 2006. – 178 с.

2. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. - М.: Наука, 2005. – 136 с.

3. Винокуров Г. А. За цивилизационный рынок труда // ЭКО.- 2006.-№2.

4. Гринченко В. С. Что с тобой делать, рабочая сила? // ЭКО.- 2006.-№2.-

5. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.- 2005.-№1.

6. Дунаева Н. А. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики.- 2005.-№1.

7. Еженедельник «Эксперт», № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30, 1997г.

8. Заславский И. К. О цене труда и безработицы // Вопросы экономики.- 2003.-№12.

9. Заславский И. К. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.// Вопросы экономики, 2006. - №2.

10.  Лещинская Г. Молодежный рынок труда. //Экономист, 2005. - №8.

11.  Любимов Л. Л., Раннеева Н. А. Основы экономических знаний. - М, 2005. – 332 с.

12.  Майбурд М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М, 2005. – 439 с.

13.  Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. - М, 2004.- 656. с

14.  Мэнкью Н. Грегори Макроэкономика. - М, 2004. – 334 с.

15.  Микульский К. Формирование новой модели занятости. //Экономист, 2006. - №3.

16.  Миляева Л. Экономические стороны «Скрытой» безработицы // Экономист, 2005.- №5.

17.  Обзор экономики России. Основные тенденции развития. Раздел рынок труда.\ пер. с англ. - М, 2006. – 133 с.

18.  Павленков В.А. Рынок труда. - М, 2005. – 333 с.

19.  Cоциально-экономические проблемы рынка труда в России.\Под ред. Титова В.Н. - М., РАН., Институт социально-экономических проблем народонаселения.- 2006. – 230 с.

20.  Сидорович. В. А. Курс экономической теории. - М.: Экономика, 2005. – 640 с.

21.  Социально-экономическое положение России. Январь-октябрь 2006 г. -М.: Госкомстат России, 2007. – 102 с.

22.  Соболева И. Скрытые формы безработицы в России. - М.: ИЭ РАН, 2005. – 434 с.

23.  Соколов Т.В. Рынок труда. – Труд за рубежом. – 2002г.- №1.

24.  Токсанбаева М.С. Самозанятость и ее противоречия//Экономическая наука в современной России. – 2006, №5.

25.  Человек и работа.- 2005. - № 3-9.

26.  Чепурин М.Н. Курс экономической теории. - Киров, 2005. – 318 с.

27.  Чернина Н. О новой модели занятости.// Российский экономический журнал, 2006. - №11-12.

28.  Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда.// Вопросы экономики», 2006. - №2.

29.  Четвернина Т., Л.Лакунина Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления (в статье использованы результаты, полученные Центром исследований рынка труда ИЭ РАН в 2005-2006 гг.) // Вопросы экономики, 2006. - №2.

30.  Интернет-ресурсы:

www.gks.ru

 www.economika.info

 «Словарь экономических терминов» http://dic.academic.ru

 

Приложения

Таблица 1.

Трудоустройство граждан органами государственной службы занятости1)

 

Обратились по вопросу
трудоустройства

Трудоустроены

1995 2000 2004 2005 1995 2000 2004 2005
 

Тысяч человек

Всего 5122,4 4745,9 6603,6 6438,0 2217,9 3199,4 4154,4 4075,8
в том числе:                
занятые трудовой деятельностью 169,9 177,7 174,2 172,5 17,9 96,7 115,0 116,6
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время 849,1 1285,2 1481,3 1225,3 806,1 1242,6 1444,7 1194,2
незанятые трудовой деятельностью2) 3937,3 3283,0 4948,1 5040,3 1362,5 1860,2 2594,7 2765,0
из них ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности) 619,3 2049,1 2706,6 2470,5 194,5 1622,5 2021,4 1828,9
 

В процентах к итогу

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:                
занятые трудовой деятельностью 3,3 3,7 2,6 2,7 0,8 3,0 2,8 2,9
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время 16,6 27,1 22,4 19,0 36,3 38,8 34,8 29,3
незанятые трудовой деятельностью2) 76,9 69,2 74,9 78,3 61,4 58,1 62,5 67,8
из них ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности) 12,1 43,2 41,0 38,4 8,8 50,7 48,7 44,9

 

Заявленная в органы службы занятости потребность в работниках на конец 2005 г. составила 816,7 тыс. человек.Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию составила 2,5 человека. __________1) По данным Федеральной службы по труду и занятости.

2) С 2000 г. - включая пенсионеров.

 


 

Приложение 3

 

 

Экономическая активность и занятость населения за период 1995-2005 г.г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...