Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Созревание мозга и формирование поведения ребенка в первом полугодии жизни.




 

Первое полугодие жизни характеризу­ется чрезвычайно высокой чувствительностью к развивающим воздействиям внешней среды и рассматривается как сенситивный и критический период онтогенеза.

Созревание нейронного аппарата коры больших полушарий и раз­витие сенсорных процессов. Со 2-го месяца жизни начинается стреми­тельное лавинообразное увеличение количества синапсов в коре больших полушарий. Особенно активный синаптогенез приходит­ся на период от 2 до 4 месяца. В результате расширяется структурная основа для усиления и обогащения ощущений. Формирующиеся с момента рождения нейронные системы зрительной коры чувстви­тельны к зрительной стимуляции и способны к ускоренному раз­витию под ее влиянием. У недоношенных детей, достигших возра­ста доношенных новорожденных и имевших уже зрительный опыт, регистрировались более зрелые ВП, чем у детей, родившихся в срок. В период усиленного синаптогенеза отмечается особо высокая чувствительность и высокая пластичность. Под влиянием специфических зрительных раздражений эффективность синапсов повышается, их функционирование стабилизируется, незадействованные синапсы отмирают. Эксперименты на животных с полным или частичным лишением световой стимуляции наглядно проде­монстрировали значимость внешнесредового фактора для развития. Блокада зрительного входа приводит к обеднению синаптического состава зрительной коры, недоразвитию дендритных разветвлений и шипикового аппарата.

Зрительная сенсорная система, чрезвычайно важная для обес­печения контактов младенца с внешним миром, претерпевает существенные изменения в первом полугодии. В первые месяцы жизни постепенно развивается способность зрительной фиксации объектов, введенных в поле зрения и ос­тающихся неподвижными. Об особенностях восприятия непод­вижных объектов можно судить прежде всего по характеру дви­жений глаз, который свидетельствует о том, что воспринимается не весь предмет, а его отдельные признаки. Движения концент­рируются около углов, контрастных границ, выраженной структуры поверхности, т.е. начинают выделяться отдельные свойства предмета.

Регистрация вызванных потенциалов (ВП) на структурированное черно-белое изображе­ние — шахматный рисунок — показала, что амплитуда их компо­нентов увеличивается по сравнению с ответом на диффузный засвет зрительного поля, что указывает на включение процессов выделения контура и контраста, на наличие реакции на структуру предъявляемого объекта, которому адресовались глазные движе­ния. Шахматные ячейки разного размера обусловливают измене­ние амплитуды начальной позитивности ВП-компонента, чувстви­тельного к этой характеристике. Все это имеет важное значение Для дальнейшего развития зрительной функции. На основе ин­формации о контрастных границах, краях, углах подготавливается восприятие структуры и формы. Появляющиеся бинокулярная конвергенция, ощущение расстояния до предмета, удаленности его отдельных частей обеспечивают восприятие трехмерности, объема (так называемое стереоскопическое зрение). Эти процессы требуют более высокой разрешающей способности зрительной системы. Начинает функционировать зрительный канал опознания объектов с механизмами, способными осуществлять все более глубокий и тонкий анализ различных признаков.

2—3-месячный возраст является важнейшим этапом развития ребенка 1-го года жизни. Для него характерно ускоренное форми­рование сенсорных процессов, на что указывают структурные и функциональные характеристики зрительной системы, а также поведение ребенка. Изменяется ВП на зрительный стимул. Суще­ственно укорачивается его латентный период как результат миелинизации зрительных путей. Это приводит к ускорению переда­чи информации в кору больших полушарий и расширению опера­тивных возможностей системы. Усложняется форма ответа, в его состав включаются дополнительные компоненты, что отражает усложнение процессов обработки информации.

Формирование интегративных процессов и поведение младенца. Ускоренное формирование с 3 месяца звездчатых короткоаксонных нейронов — клеток-интеграторов, ансамблевой организации, а также увеличение объема волокнистого компонента способству­ют объединению структур зрительной коры в систему. Проявле­нием системного функционирования нервных элементов являет­ся синхронизация и ритмизация биопотенциалов. В 3-месячном возрасте в состоянии спокойного бодрствования в зрительной коре обнаруживается ритмическая активность 4—6 колебаний за 1 с, которая рассматривается как незрелый вариант основного ритма ЭЭГ взрослого — альфа-ритма. Альфа-ритм, выполняя функцию объединения нервных элементов, обеспечивает внутрианализаторную интеграцию. Эти новообразования, сочетающиеся с ростом вертикальных пучков волокон к поверхностным слоям, способ­ствуют активному взаимодействию и объединению двух основных каналов зрительного восприятия — обнаружения предметов и опо­знания их отдельных признаков.

С 3-месячного возраста совершенствуются процессы выделе­ния признаков. К 3—4 мес созревает система восприятия цвета, ее желто-синий компонент; к 4—5 мес — красно-зеленый. Эта осо­бенность цветового восприятия должна быть учтена при ознаком­лении ребенка с игрушками. С 3—4 мес проявляется и нарастает способность различения объектов по размеру. Эти признаки вы­ступают как определяющие характеристики предмета. Хорошим по­казателем развития ребенка является возможность различения от­дельных признаков, оцениваемая по двигательным компонентам внимания — переводу взгляда на объект и его фиксация, во время которой осуществляются созревшие к данному возрасту операции обработки информации о фиксированном взором объекте. Для выяснения того, какие признаки может выделять зрительная сис­тема, используются следующие пробы. Ребенку многократно по­казывают пару одинаковых предметов, которые он сначала рас­сматривает, а затем постепенно теряет к ним интерес — происходит привыкание к объекту. Затем этот же предмет показывают в паре с другим, отличающимся от привычного каким-нибудь одним исследуемым свойством. При появлении фиксации взора на но­вом предмете можно сделать, по крайней мере, три важных выво­да. Первый — что измененный признак улавливается ребенком, и значит, последовательно меняя характеристики стимула, можно определить весь набор признаков, которые способна выделить зрительная система на этом этапе развития. Второй вывод свидетель­ствует о том, что появилась возможность запечатления образов предметов, включения их в память, в индивидуальный опыт как базу для развития познавательных процессов и основу для сравне­ния объектов. И третий — возбудителем внимания, о котором судят по фиксации взора, становится новизна, вернее, рассогласование характеристик нового стимула и знакомого, запечатленного в памяти. Чувствительность к новизне, стремление к разнообразию удовлетворяют развивающуюся познавательную потребность и стимулируют восприятие предметов внешнего мира.

Если на стадии анализа движущихся объектов в период новорожденности и в первые месяцы жизни само движение, новые локализации одного и того же предмета прежде всего привлекали внимание, и изменения других признаков не замечались ребен­ком, то с 2—3-месячного возраста как новые локализации, так и новые неподвижные предметы равным образом становятся возбудителями внимания. Важным новообразованием поведенческого репертуара младенца 2—3 мес жизни становится эмоциональное сопровождение. Это комплекс оживления, включающий в себя дви­жения, улыбку, гуление и имеющий четкую позитивную окраску С 3-месячного возраста весь комплекс поведенческих реакций направлен на новый объект и способствует его фиксации, а эмо­циональная реакция оживления, базирующаяся на предпочте­нии новизны, — обеспечивает восприятие объекта, удлиняя время общения ребенка с объектом. В ЭЭГ при внимании начинает ре­гистрироваться увеличенный по амплитуде тета-ритм, рассмат­риваемый как проявление эмоциональной активации.

Формирование зрительной функции является важным факто­ром развития ребенка. Исследование эффектов ранней зритель­ной депривации у детей с врожденной катарактой выявило на основе тестирования зрительных способностей и сроков появле­ния незрелого варианта альфа-ритма отставание в развитии зри­тельной функции и ходе созревания каудальных отделов коры. Помимо этого обнаружилось, что дети, лишенные раннего зри­тельного опыта, отстают в общем психомоторном и социальном развитии. Их поведение характеризуется либо выраженным избе­ганием контактов, страхами, пассивностью, либо, напротив, чрез­мерной расторможенностью, неуправляемостью, агрессивностью. В последнем случае можно предполагать задержку в развитии кор­кового контроля поведения. Многие характеристики зрительного поведения коррелируют с важными способностями и умениями даже в дошкольном возрасте. Так, возможность различения при­знаков предметов в 3-месячном возрасте достоверно и положи­тельно коррелирует с показателями шкалы умственного развития в 2 года; проявление зрительного внимания (длительность фикса­ции) в 5—7 мес надежно предсказывает уровень интеллектуаль­ного развития в 5 и 7 лет.

Структурно-функциональной основой расширения возможно­стей опознания объектов внешнего мира является вовлечение в сенсорные функции непроекционных областей коры — моторной и ассоциативной зон. Основной комплекс ВП, реактивный к ха­рактеристикам объекта, начинает регистрироваться в заднеассоциативной, центральной областях, премоторной коре. Включение в зрительную функцию областей моторной коры, связанных с глазодвигательными процессами, обеспечивает более совершен­ную регуляцию и контроль двигательного компонента внимания. Вначале эти процессы осуществлялись за счет двухолмных связей. Интенсивно созревающая после 3-го месяца теменная кора ста­новится структурной основой так называемого «скрытого внима­ния», облегчающие эффекты которого не связаны с видимыми движениями глаз.

Интегративные системные процессы обеспечиваются внутримежанализаторными связями, развитием ассоциативных областей коры больших полушарий, прежде всего заднеассоциативных структур (височно-теменно-затылочная область), нейроны которых способны отвечать на раздражения разных сенсорных модальностей при наибольшем вкладе зрительной. С вовлечением задне-ассоциативных областей коры в зрительное восприятие связывается такие операции, как запоминание зрительной информации, выработка эталонов, идентификация изображений. Структурное созревание заднеассоциативных структур в онтогенезе определяет совершенствование воспринимающей системы. В этих корковых областях наиболее интенсивно растут специфичные для ассоциативных структур верхние слои коры, которые являются ансамблеобразующими, имеют более выраженные горизонтальные связи и участвуют в интегративных процессах. В ассоциативных зонах быстрее развиваются группировки нейронов, которые |имеют более сложный и разнообразный состав по сравнению с нейронными объединениями проекционной коры.

Развитие речевой функции. С развитием ассоциативных облас­тей коры, в состав которых входят речевые центры, связано развитие коммуникативной речевой деятельности.

Речь формируется на основе развивающихся сенсорных механизмов внимания и эмоционально-потребностной сферы ребенка (в процессе его общения со взрослым). Уже на первой неделе жизни обращение к ребенку, особенно с негромкой речью, приводит к успокоению, первичному сосредоточению и постепенному пере­ходу с 2 мес к попыткам подражательных звуковых реакций, воз­никающих на основе эмоционального возбуждения. Помимо это­го возникает и повторение собственных звуков.

Развивающиеся гуканье и гуление включают определенные ар­тикуляционные процессы, отрабатывается связь слуховых ощуще­ний с комплексом кинестетических, кинетических и тактильных раздражений. Нечеткий звуковой состав вокализаций постепенно дифференцируется и специализируется.

Расцвет гуления приходится на 4—6 мес и плавно переходит в лепет, когда ребенок начинает подолгу произносить различные слоги самопроизвольно и подражательно. Контакты со взрослым, особенно с матерью, имеют первосте­пенное значение для развития ребенка в этом возрасте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...