Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Созревание мозга и формирование поведения ребенка во втором полугодии жизни.




 

К 6-месячному возрасту отмечаются прогрессивные изменения в строении проекционных и непроекционных отделов мозга. Скачком увеличивается ширина коры нарастает синаптогенез; так что число синапсов в 6—8 мес превосходит имеющееся во взрослом мозге, увеличивается объем во­локон, появляются гнездные группировки нейронов, что способ­ствует совершенствованию обработки информации.

Системное взаимодействие мозговых структур и развитие вос­принимающей функции мозга. Важную роль в развитии психиче­ских функций ребенка играет формирование длинных ассоциа­тивных связей между областями коры, что создает условия для их взаимодействия. В ознакомление с объектами внешнего мира вклю­чаются дополнительно к зрительной другие анализаторные систе­мы. К раннему рассматриванию сначала предметов, потом своих рук начинает присоединяться дотягивание, толкание игрушек, а с момента раскрытия ладони — захватывание, ощупывание, что существенно дополняет чисто зрительные впечатления и облегча­ет опознавание предметов. Так, младенцы во втором полугодии и особенно к 8-месячному возрасту после ощупывания невидимого предмета быстрее и точнее узнают его с помощью зрения. Звуча­щие предметы легче привлекают внимание ребенка и активнее фиксируются.

К 6-месячному возрасту происходят существенные изменения в моторной сфере. Ребенок садится, что расширяет видимое про­странство. Развитие координационных возможностей, движение обеими руками способствует манипуляции с предметами, более глубокому ознакомлению с окружающим миром. Шестимесячный возраст рассматривается как своеобразный рубеж, преодоление которого открывает перед ребенком новые возможности.

Системное взаимодействие различных мозговых структур рас­ширяет функциональные возможности восприятия. Это особенно четко видно на примере развития способности к выделению фор­мы объектов, которая имеет более сложную динамику по сравне­нию с восприятием других признаков и проходит несколько ста­дий, когда осуществляется переоценка соотносительной значи­мости разных признаков для опознания и узнавания предмета. Скачок в выделении формы приходится на 8-месячный возраст, когда этот признак начинает преобладать над признаком размера, и различия предметов по размеру становятся для младенцев не столь значимыми, как различия по форме. Сущность качественно­го скачка состоит в том, что на раннем этапе развития восприя­тия при независимом функционировании каналов обнаружения и опознания воспринималась либо общая недифференцированная форма предмета, либо его отдельные признаки. Во втором полуго­дии происходит интенсивное созревание заднеассоциативных структур, нейронный аппарат которых нацелен на опознание слож­ных изображений. За счет интегративных процессов к концу 1-го года постепенно возникает единый механизм восприятия интегрированного целого, в которое включены его части, связанные определенным образом. С 6-месячного возраста новые предметы получают явное преимущество перед новыми локализациями знакомых объектов. Специальные эксперименты с короткими засветами контура изображения показали, что интеграция этой информации, необходимая для узнавания, осуществляется к концу 1-го года жизни. Целостность восприятия ста-новится в определенной степени независимой от изменения отд­ельных признаков. Если 6-месячные младенцы воспринимали изменения любого признака предмета как появление нового объекта, то к 9-му месяцу формируется инвариантность узнавания формы, возникновение этой способности указывает на то, что восприятие меньше зависит от физических характеристик стимула, а начинает основываться на сущностных характеристиках предмета — что свидетельствует о включении в процесс восприятия интеллектуального компонента. После 8 мес возможна начальная невербальная категоризация — группировка предметов с варьирующими, но сохраняющими закономерную связанность признаками узнавание их как однотипных.

Во втором полугодии жизни параметры поздних компонентов изменяются в зависимости от таких несенсорных характерис­тик стимулов, как различная вероятность их предъявления, ситуация узнавания, эмоциональное состояние. Реактивными к этим характеристикам наряду со зрительными областями становятся переднеассоциативные структуры — лобные отделы коры, где к концу 1-го года жизни наблюдается мощный синаптогенез. Объем пирамид в нижних слоях лобной коры увеличивается к 6 мес, в верх-них — к году. Результатом структурных изменений в коре больших полушарий является возможность восприятия сложных характе­ристик объекта (упорядоченность, связанность). Формируется осоз­нанное восприятие, включающее оценку значимости стимула, его классификацию.

Внимание и поведение. К 8-му месяцу жизни проявляются эле­менты произвольности и внутренней регуляции. Ребенок на осно­ве индивидуального опыта направляет свое внимание (фиксирует взгляд) на прогнозируемое место появления движущегося пред­мета, исчезнувшего за ширмой, или экспериментатора, спрятав­шегося за дверью после игры. Этот вид поведения существенно отличается от наблюдавшегося в первом полугодии жизни, когда исчезнувший из поля зрения предмет исчезал из поля сознания младенца.

Регуляция поведения развивается в общении со взрослыми, и существенная роль в этом процессе принадлежит речевой функ­ции. Во втором полугодии жизни в процессе общения со взрос­лым как носителем определенного языка лепет младенца начина­ет приобретать языково-специфические черты. Эмоциональное общение с ребенком способствует развитию у него не только ком­муникативных способностей, но и понимания речи. Показ и на­зывание младенцу предметов и действий, осуществляемых с ними приводит к формированию у него связи между названием предмета и самим предметом к концу 1-го года жизни. Ребенок, пока­зывая предмет, пытается его называть. Формируются первые ре­чевые реакции. К 1 году активный словарь ребенка может содержать от 10 до 15 слов.

В условиях коммуникации развиваются и познавательные про­цессы на сенсорном (восприятие) и моторном (действие) уров­нях. Первый год жизни особенно отличается по своей результа­тивности в отношении функциональных «приобретений» в пер­цептивно-когнитивно-эмоциональной сфере. Все эти приобретения в младенческом возрасте базируются на развитии зрительного вос­приятия, обеспечивающего начальное ознакомление с внешним миром и накопление индивидуального опыта.

Динамика изменения поведенческих реакций младенцев, его функциональных возможностей в обеспечении контактов с внеш­ней средой отражены в таблице.

Психофизиологическая характеристика развития ребенка 1-го года жизни

Возраст Функции
Первые часы и дни Контакт «глаза в глаза» (реакция на лицо ма­тери), реакция испуга на сильные раздражи­тели, крики, эпизоды фиксации движущих­ся предметов
1—2 мес «Улыбка», привлечение внимания к движу­щимся объектам; зрительное и слуховое со­средоточение
2—3 мес Фиксация неподвижного предмета, прослежи­вание движущегося объекта, ощупывание соб­ственных рук или предмета, «комплекс ожив­ления», социальная улыбка; гуканье, гуление, поворот к говорящему лицу
3—4 мес Различение цвета (включение желто-синей оп-понентной системы), различение объектов по размеру, повышенное внимание к новым предметам, усиление гуления
5—6 мес Различение целостных объектов и их отдель­ных признаков, различение цвета (включе­ние красно-зеленой оппоненткой системы), способность дифференцировать выражение лица, различать мимику и жесты, бимануаль­ная координация под зрительным контролем, начало лепета, понимание собственного имени
8-9 мес Предпочтительное восприятие формы как ин­тегрированного целого; первые проявления произвольности (внимание к исчезнувшему объекту), совместная игровая деятельность со взрослым, жестовое прощание, отвечает дейст­вием на словесную инструкцию, произвольное произнесение звуков и слогов, интонационно-методическая имитация речи
12 мес Константность восприятия формы предмета, вербальная категоризация предметов, активное зрительное исследование обстановки, избира­тельное отношение к окружающим, понима­ние некоторых обобщенных команд (сложи игрушки), 10—15 лепетных слов, явная интона­ционная выразительность  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...