Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мозг и поведение ребенка в возрасте 1-3 года




 

Структурно-функциональная организация мозга. Изменения функ­циональной организации мозга в раннем возрасте связаны преж­де всего с дальнейшим созреванием коры больших полушарий. На рассматриваемом этапе онтогенеза за счет увеличения ветвлений базальных дендритов, образующих систему вертикальных и гори­зонтальных связей, формируется четкая ансамблевая организация нейронов, выделяются гнездные группировки, включающие клетки разных типов, что обеспечивает усложнение процесса переработ­ки информации в ансамблях. Формирование в составе ансамблей корзинчатых вставочных клеток, выполняющих тормозящую фун­кцию в нейронных цепях, обеспечивает пластичность интегративных процессов, усиливает взаимосвязанность отдельных ан­самблей в вертикальной колонке, чему способствует значитель­ное развитие аксонов.

Интенсивное развитие нейронного аппарата коры больших полушарий проявляется в усилении метаболизма нервных клеток: в 2 года резко увеличивается содержание в коре нуклеиновых кислот. Происходящие в коре больших полушарий прогрессивные структурные преобразования отражаются в пара­метрах основного ритма покоя — альфа-ритма. В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) ЭЭГ характеризуется достоверным увеличени­ем амплитуды и спектра мощности альфа-ритма, пик этого уве­личения приходится на 3 года. Отмечается четкий затылочно-лобный градиент выраженности альфа-ритма: максимальная выражен­ность — в затылочных областях коры, а минимальная — в лобных. Однако наряду с прогрессивной возрастной динамикой альфа-ритма ЭЭГ усложняется, усиливается ее полиморфизм, отража­ющий развитие сложной биоэлектрической архитектоники. Это является следствием формирования таламо-кортикального и лимбико-кортикального входов, и отсутствия четкой иерархии функ­циональной организации мозга. Возрастает и индивидуальная вариабельность ЭЭГ, проявляющаяся как в разбросе частоты аль­фа-ритма, так и в различном соотношении альфа- и тета-волн, отражающих активность лимбических структур мозга. Особенно­стям ЭЭГ соответствует и значительная вариативность поведен­ческих реакций ребенка на этом этапе развития. Во многом эта вариативность определяется генетическими предпосылками тем­па созревания, а во многом — социальными факторами, и преж­де всего активным влиянием среды и контактами со взрослыми.

Формирование познавательной деятельности. Важнейшим но­вообразованием этого возрастного периода является прямохождение, существенно расширяющее возможности самостоятельного ознакомления ребенка с окружающей средой. Дальнейшее разви­тие двигательных действий усложняет манипуляции ребенка с предметами, ребенок учится вкладывать предметы один в другой, нанизывать их. Увеличивается разнообразие манипуляций и услож­няется конструктивная деятельность с кубиками, пирамидкой, ка­рандашами, бытовыми предметами (чашка, ложка, ботинки), ре­бенок постепенно учится использовать их по назначению. Если вначале конструктивные действия носят подражательный харак­тер, то затем постепенно, путем проб и ошибок начинается ис­пользование собственных способов конструирования. При этом познаются не только предметы как таковые, но и их разнообраз­ные свойства, в том числе относительные характеристики (напри­мер, размер колец пирамидки — больше-меньше). Ребенок учится правильно использовать эти свойства. В расширении возможностей познавательной сферы важная роль принадлежит системе зритель­ного восприятия. Дальнейшее созревание заднеассоциативных и в особенности переднее ассоциативных структур, участвующих в реа­лизации зрительной функции, способствует развитию операций опознания и запечатлевания предметов. Ребенок этого возраста спо­собен узнавать не только знакомые реальные предметы, но и их изображения на картинке. Если ребенку 1-го года для опознания целостного образа требовался непосредственный контакт с пред­метом и интеграция информации, поступающей по разным сен­сорным каналам (тактильный, звуковой, обонятельный), то на рассматриваемом этапе онтогенеза на основе уже сформированно­го эталона опознание может осуществляться только за счет одного из сенсорных входов, в основном зрительного.

Внимание и эмоциональная активность. Качественных измене­ний механизмов регуляции, обеспечивающих внимание, на этом этапе развития не происходит. Преобладает, как и в младенче­ском возрасте, эмоциональная активация, отражающаяся в ЭЭГ в виде тета-ритма.

Формирование в раннем возрасте подкрепленных эмоциональ­ным компонентом возможностей ребенка опознавать объекты, продлевает взаимодействие ребенка с этими объектами, обеспе­чивает развитие процесса невербальной категоризации, а форми­рование речевой функции способствует развитию вербальной ка­тегоризации.

Развитие речи. Показ предмета с его одновременным называ­нием приводит к развитию номинативной функции слова. Внача­ле слово связывается с определенным конкретным предметом. За­тем, на втором году жизни, обозначение словом распространяется на однородные предметы (не конкретная кукла или машинка, а куклы и машинки вообще). Ребенок учится опознавать различные предметы, обозначаемые одним словом, и оперировать ими по назначению.

В течение первых лет жизни совершенствуется как понимание речи, так и собственная активная речь ребенка. Эти процессы сти­мулируются общением с ним взрослого (особенно матери). Речь начинает включать в себя выражение отношений между людьми, между людьми и предметами. Понимание речи опережает развитие активной речевой функции. В 1,5 года ребенок усваивает около 100 слов; с этого времени инициатива речевого общения резко возрастает. Ребенок постоянно требует названий предметов и ста­рается их активно использовать, его словарный запас к 2 годам составляет до 300 слов, к 3 — до 1500. При этом речь ребенка характеризуется выраженным словотворчеством (употребление измененных звуковых форм слова, придумывание автономных слов). При нормальном речевом общении автономная речь постепенно ^исчезает, ребенок начинает правильно говорить и пользоваться грамматическими формами, формируется языковое чутье. На этом этапе происходит дальнейшее развитие регулирующей функции речи. Ребенок способен понять и реализовать довольно большое количество команд-инструкций, в том числе обобщен­ных, типа «убери игрушки».

Развитие речи и ее интериоризация способствуют формирова­нию вербального интеллекта ребенка.

Быстрое развитие речевой деятельности и затруднения ее фор­мирования при отсутствии речевого общения позволяют расценивать этот период онтогенеза как сенситивный и критический для становления речевой функции.

К 3-летнему возрасту у ребенка усиливается стремление к самостоятельной деятельности без помощи взрослых, формируется самосознание («Я сам»). Самостоятельность намерений и замыслов внешне проявляется в негативизме, упрямстве, неуправляе­мости. В психологии этот период обозначается как кризис 3-лет­него возраста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...