Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиологическая характеристика ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет)




 

Скорость роста. Начиная со 2-го года жизни скорость роста ребенка быстро снижается. На смену интенсивным ростовым про­цессам приходят процессы клеточных дифференцировок, что обес­печивает существенное качественное изменение свойств детского организма, постепенно приближая его к зрелому состоянию. Про­порции тела продолжают изменяться, уменьшается относитель­ный размер головы.

Зубы. Продолжается рост челюстей и прорезывание молочных зубов. На 2-м году жизни в норме зубы появляются в такой после­довательности: предкоренные (14—15 мес), клыки (18—19 мес) и коренные (20—24 мес). К концу этого периода развития у ребенка должны прорезаться все 20 молочных зубов, что решающим обра­зом влияет на пищевое поведение, поскольку позволяет ребенку к концу этого возрастного этапа перейти практически на взрос­лый рацион питания.

Скелетно-мышечная система. Рост костей продолжается, хотя далеко не так интенсивно, как в 1-й год жизни. Кости черепа к 3-летнему возрасту практически полностью срастаются, и после этого голова очень мало увеличивается в размере, причем глав­ным образом за счет утолщения костной ткани. Скорость роста позвоночника также снижается, однако в нем происходят важные качественные изменения, связанные с формированием изгибов.

Очень важно в этом возрасте обращать внимание на развитие свода стопы и профилактику плоскостопия. Для этого необходимо следить за качеством и удобством обуви, а также поощрять ребенка к ходьбе босиком по грунту и траве в летнее время. Эта процедура будет одновременно служить и мягким средством закаливания.

Если тоническая мускулатура, которая обеспечивает удержа­ние позы, уже достаточно сформирована и дальнейшее ее разви­тие идет в сторону количественного нарастания и повышения функциональной устойчивости, то фазические мышцы, от кото­рых зависят сила и быстрота, проходят в этом возрасте лишь оче­редной, далеко не последний этап своего развития. С этим связа­ны многие особенности движений детей этого возраста, в частно­сти их большая медлительность, плавность движений, отсутствие в двигательных реакциях резких рывков. Недостаточная сила мышц ног препятствует реализации фазы полета во время бега. В то же время именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие мышц рук, особенно управляющих тонкими движениями пальцев. Если годовалый ребенок использует кисти рук еще главным обра­зом для хватания и удержания предметов и простейшей манипу­ляции с ними, то к возрасту 3 лет появляется способность к неко­торым тонким движениям (начало рисования). Также примеча­тельно обращение ребенка со спортивными снарядами, например с мячом. Для годовалого ребенка мяч не представляет специаль­ного интереса. Ребенок в возрасте 3 лет с удовольствием будет отталкивать мяч руками или ногами — такое движение соответ­ствует уровню зрелости нервно-мышечного аппарата, но вот ло­вить мяч ребенок в этом возрасте еще практически не способен: слабая координация движений рук еще не позволяет осуществлять даже такие несложные с точки зрения взрослого действия. Степень развития скелетных мышц и уровень скоординированности движе­ний во многом определяют облик ребенка в этом возрасте.

Энергозатраты. Скорость ростовых процессов постепенно снижается к 3 годам. За этот период существенно укрепляются мышцы и движения ребенка становятся более разнообразны и самостоятельны. Кроме того, именно на этом этапе завершается переход от молочного к смешанному питанию. Все эти факторы влияют на уровень энергозатрат организма ребенка.

Основной обмен. Уровень основного обмена в течение всего пе­риода от 1 года до 3 лет остается практически неизменным. Хотя затраты на рост постепенно снижаются, примерно с той же скоростью нарастает активность окислительных ферментов в продол­жающих созревать и набирать функциональную мощь тканях — паренхиматозных органах (печень, почки, селезенка), мозге и ске­летных мышцах. Поэтому уровень основного обмена остается по­чти без изменения. В дальнейшем он быстро снижается по мере увеличения размеров тела.

Терморегуляция. На этом возрастном этапе химическая термо­регуляция постепенно заменяется более экономичной и «прицельной» физической терморегуляцией, основанной на сосудодвигательных реакциях. Практически перестает функционировать бурая жировая ткань, на которую приходилась основная нагрузка по производству дополнительного тепла в первые месяцы жизни.

В необходимых случаях к производству тепла могут уже подклю­чаться мышцы: у ребенка на холоде возникает дрожь. Однако ме­ханизмы теплоотдачи еще несовершенны, и комфортная темпе­ратура внешней среды все еще остается выше 30°С. В этом возрасте почти неэффективны закаливающие процедуры, хотя необходи­мы воздушные ванны и умывание холодной водой. Это важная тренировка механизмов физической терморегуляции, без кото­рой на следующем этапе возрастного развития они не смогут сфор­мироваться.

Питание и пищеварение. Ребенку в возрасте 1 года необходимо получать с пищей 1300 ккал, в 2 года — 1500 ккал, а в 3 года — 1800 ккал. При этом соотношение белков, жиров и углеводов в пище должно составлять 1:1:4. Важно, чтобы животные белки со­ставляли около 75 % от общей суммы белков, поступающих с пи­щей, а жиры, как минимум, на 10 % состояли из растительных жиров. Это позволяет обеспечить быстро растущий организм не­обходимыми ему веществами. Питаться ребенок этого возраста должен 4 раза в день, причем обед должен составлять 35—40 % от суточного объема полученной пищи (в энергетическом выраже­нии). В рацион ребенка 1—1,5 лет включают хлеб, белый и чер­ный, крупы, макаронные изделия, бобовые, картофель, овощи, мясо и рыбу, яйца, сливочное и растительное масло, творог, сыр, сахар, соль, печенье, фрукты, чай, кофе. По-прежнему важней­шим продуктом остается молоко. Оно должно составлять около 650—700 мл в сутки из общего количества пищи, эквивалентного 1100 мл. После 1,5 лет в рационе ребенка необходимо увеличивать количество черного хлеба, включить в него сметану, сладости, крахмал и другие продукты. Общий объем съедаемой за день пищи повышается до 1300—1400 мл, а количество потребляемого моло­ка остается на прежнем уровне — 700 г.

Особенностью пищеварения ребенка этого возраста является низкая активность желудочных желез, вырабатывающих мало со­ляной кислоты и сравнительно мало ферментов. Двенадцатиперст­ная кишка увеличивается в размерах, и повышается активность поджелудочной железы, вырабатывающей ферменты для перева­ривания жиров и углеводов. Сниженные по сравнению с таковы­ми у детей более старшего возраста кислотность и активность пи­щеварительных ферментов не позволяют детям этого возраста есть жареную, кислую и острую пищу.

Выделительная функция. Выделительная функция в возрасте от 1 года до 3 лет развивается пропорционально увеличению разме­ров тела. При этом резких качественных изменений не происходит. Работа почек постепенно становится более эффективной, но си­стема выделения еще сильно отстает по своей организации и ка­чественным показателям от уровня, характерного для взрослого человека.

Кровообращение и дыхание. Системы обеспечения организма кислородом сохраняют в основном особенности, присущие мла­денческому возрасту. У детей раннего возраста еще достаточно высок процент крови относительно массы тела, высоко и содержание гемоглобина. Масса тела к 3 годам утраивается. Значительно возрастает ударный объем сердца. Сохраняется высокая частота сердечных сокращений, обусловленная преобладанием симпатической регуляции. В системе дыхания отмечаются существенные изменения, связанные с анатомическими преобразованиями ске­лета. По мере роста грудной клетки и развития межреберных мышц дыхание становится грудобрюшным. Уменьшается частота дыха­ния, составляющая у детей 1—2 лет во время бодрствования 35— 40 циклов в минуту.

Иммунитет. 2-й год жизни ребенка выделяется как «критиче­ский» период в развитии иммунитета. В это время ребенок пере­ходит к новому образу жизни, количество и разнообразие его;:контактов резко увеличивается, а следовательно, увеличивается (и шанс столкнуться с новыми видами патогенных микроорганизмов. В этом возрасте существенно расширяются возможности и повышается эффективность иммунных реакций, однако система местного иммунитета остается недостаточно развитой, и дети по-прежнему особо чувствительны к респираторным вирусным инфекциям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...