Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авторитарные черты политического режима современной России




 

Со времени распада СССР - 1991 года большое количество российских политологов в своих исследованиях обозначают российский политический режим как авторитарный. К ряду таких исследователей можно отнести таких авторов, как А. В. Лихтенштейн, С. В. Устименко, А. Рябов, Г. В. Голосов, В. Я. Гельман, Ю. Г. Коргунюк, С. Е. Заславский, Е. Б. Шестопал, К. Г. Холодковский и другие. В настоящем параграфе будут проанализированы точки зрения некоторых из вышеуказанных политических исследователей, с целью выявления авторитарных признаков политического режима современной России. Данный анализ необходим для того, чтобы в следующем параграфе показать, какое реальное место и роль занимают политические партии в условиях функционирования авторитарных политических режимов на примере современной российской партийной системы.

Доктор философских наук, исследователь в области политической психологии, Е. Б. Шестопал, в своих научны работах пишет о недемократических тенденциях в политической системе современной России. Шестопал Е. Б. утверждает, что запрос на антилиберальную или нелиберальную политическую парадигму прослеживался на протяжении конца 1990-х - начала 2000-х годов. О такой антилиберальной политической концепции, по мнению автора, свидетельствуют выборы в Государственную Думу 7 декабря 2003 года, на которых партии консервативного и правого толку получили наименьшее количество голосов. Е. Б. Шестопал считает, что Россия движется в направлении формирования однопартийной системы: стремление к централизации, к тому, чтобы все разнообразие взглядов было аккумулировано какой-то одной политической силой, наблюдается в последнее время в современной России. Такой аккумулирующей силой политических взглядов является личность Президента РФ - Путина В. В., весь общественный запрос полностью сконцентрировался на нем и на его элите. Наряду с запросом на решительного лидера сохраняется и запрос на более организованное и управляемое государство. Стремление к политической централизации, наличие правящего лица или элиты, о которых пишет Е. Б. Шестопал в своих научных исследованиях, является прямыми признаками авторитарного политического режима, которые были отмечены в параграфе о понятии и признаках авторитаризма.

Другой российский политический исследователь, К. Г. Холодковский, определяет политический режим современной России как авторитарный, при этом он дает собственное название и определение политической системы, которая соответствует авторитарному российскому типу режима - плебисцитарно-бюрократический тип политической системы. Первое, что следовало бы учесть, оценивая российскую политическую систему - это ярко выраженная персонификация власти. Российская система носит не столько институциональный, сколько персоналистский характер.

Далее, политический выбор делается узким кругом лиц, при отсутствии инструментов и каналов выдвижения кандидатур «снизу»: нет реальных партий, агрегирующих интересы разных групп населения, ни развитого и авторитетного гражданского общества, ни вообще навыков, связей солидарности и объединения граждан. Поэтому режим, основанный на безусловном доверии такому олицетворению верховной власти, может быть назван плебисцитарным.

Следующее положение, которое также относится к подтверждениям об авторитарном типе режима - частично низкий рейтинг правительства и представительных институтов, который объясняется ограниченностью их реальных полномочий. Правительство до прихода на премьерский пост Путина, как это общепризнано, носило «технический» характер, а решение политических вопросов было сосредоточено в администрации президента. Президенту, а не премьеру, были подчинены руководители некоторых весьма важных министерств: «силовики», а также министр иностранных дел. Государственная Дума не имела влияния на состав правительства, была лишена права парламентских расследований, а в последние годы превратилась в орган технической доработки и формального утверждения подготовленных в других местах законопроектов. Более того, она оказалась, по мнению ее председателя, «не местом для политических дискуссий». Скорее всего, не слишком расширит полномочия Думы установленная по предложению Д.Медведева формальная обязанность правительства представлять ей ежегодный отчет.

К. Г. Холодковский также пишет о создании вертикали власти в российском обществе, главной причиной появления такой системы управления является создание бюрократического органа - администрации президента. Политическая роль, отдельные, частичные политические функции, в том объеме, в котором они не посягают на решающую роль президента, все больше сосредотачиваются в руках высшей бюрократии: от силы - нескольких десятков человек, включая, прежде всего, ведущих деятелей президентской администрации, важнейших министров и губернаторов, верхушку партии власти, а также глав крупных государственных корпораций. Функции федеральных представительных органов ограничиваются имитацией обсуждения, внесением мелких поправок и штампованием решений, принятых в кругах исполнительной власти. Произошел решающий перекос в пользу органов исполнительной власти, фактическим главой которой стал в путинские годы президент, а в пределах самой этой исполнительной власти - перекос в пользу неформальных, закрытых, теневых отношений, типичных для традиционной российской бюрократии. Политическая верхушка страны за последние годы смогла взять под защиту экономическую элиту государства, тем самым имея возможность ее контролировать.

Итак, можно отметить три составляющих части, лежащие в основе авторитарного режима и плебисцитарно-бюрократического типа политической системы современной России. Во-первых, это почти безоговорочное доверие «путинского большинства» верховному лицу. Во-вторых, привилегированная роль бюрократии. В-третьих, защита экономических интересов приближенной к бюрократии бизнес-верхушки, ее подконтрольность.

Российский политолог, Г. В. Голосов, обозначает настоящей политический режим России как электоральный авторитаризм, его полное становление происходит после выборов в Государственную Думу 2007 года. По мнению автора, именно в этот период крах российского демократического проекта стал вполне очевидным. В своей статье «Электоральный авторитаризм в России» Г. В. Голосов показывает, что отношения между Центром и периферией сыграли ключевую роль в оформлении политического порядка, сложившегося в России по итогам двух президентских сроков Владимира Путина. При этом авторитаризм отнюдь не был неизбежным следствием политики, направленной на восстановление государственного единства. Напротив, авторитарный выбор был сделан в условиях, когда основные элементы демократического подхода к решению проблемы были налицо не только в теории, но и в некоторых практических действиях правящей группы.

Г. В. Голосов в своем исследовании описывает специфические особенности политического режима современной России, которые характеризуют его как авторитарный режим. А именно: ограничения на свободу слова и ассоциаций; нечестные избирательные практики; информационные монополии; главенствующая роль правящей элиты; политический контроль Центра над регионами; контроль политической элиты над экономическими активами; устранение реальной оппозиции.

Другой российский политолог, В. Я. Гельман определяет авторитарные принципы политического режима современной России. В первую очередь, это отсутствие четкой идеологии, которая, по мнению автора, дает возможность для широкого политического маневрирования в случае необходимости. Данный признак авторитаризма, как один из первостепенных, выделяет Х. Линц, концепция которого была проанализирована в параграфе о понятии и признаках авторитаризма.

Затем, это мощное укрепление позиций одной правящей элиты на государственных постах, В. Я. Гельман определяет такую элиту как «партия власти», то есть политическую партию «Единая Россия».

Далее, автор описывает еще ряд важных признаков авторитарного режима таких, как резкий упадок оппозиционных сил, формирование сильной президентской власти, максимальный контроль над всеми политическими процессами, происходящими в Кремле и, наконец, формирование партийной вертикали власти. Все вышеуказанные признаки характеризуют политический режим современной России как авторитарный. В. Я. Гельман определяет его как «авторитарный режим с доминирующей партией власти».

Итак, в политическом режиме современной России прослеживаются авторитарные тенденции, признаки, которые выделяют современные российские политологи. К признакам авторитарного российского политического режима можно отнести: формирование вертикали власти, отсутствие четкой идеологии, наличие одной правящей элиты, упадок, а затем и устранение реальной политической оппозиции, ограничение на свободу слова и ассоциаций, информационная монополия, контроль политической элиты над экономическими активами.

 


 

Место и роль политических партий в современной России

 

В предыдущих параграфах были обозначены условия функционирования политических партий, понятия и признаки авторитарных политических режимов, выявлены черты авторитаризма в современной политической системе России. В данном параграфе необходимо сопоставить условия функционирования политических партий и авторитарный политический режим, выяснить, возможно ли вообще функционирование политических партий при авторитаризме. Если да, то ответить на вопрос: зачем тогда нужны политические партии при авторитарном режиме? Какие функции выполняют партии, каково их место и роль при авторитаризме? Это необходимо проследить на примере России, надо выявить реальное предназначение политических партий на примере современной российской политической системе.

Юридическими условиями функционирования политических партий, как уже было определено ранее, являются: правосубъектность партий, регистрационный, а не разрешительный характер, отсутствие препятствий со стороны властей для деятельности партий на всей территории страны, гарантии свободной агитационно-пропагандистской работы, включая партийную печать, гарантии свободных контактов деятелей партии со средствами массовой информации, зарубежными коллегами, представителями других партий и политических сил. В Федеральном законе «О политических партиях» Российской Федерации все юридические условия функционирования партий обозначены, например, во второй статье говорится о праве граждан РФ на свободное объединение в политические партии, которое включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями. Это означает, что конституционно, с юридической точки зрения, условия функционирования политических партий в России соблюдаются.

Однако некоторые российские политологи имеют свою, отличную от выше представленной точку зрения. Такие концепции по поводу несоблюдения условий функционирования партий политические исследователи связывают с феноменом «партии власти», в связи с которым все партии в современной России не выполняют свои первоначальные функции, а лишь выполняют роль инструмента удержания власти для правящей элиты.

Подробно рассматривает феномен власти В. Я. Гельман, он также определяет функции и роль типов политических партий, которые сложились в России за два срока президентства В. В. Путина.

В. Я. Гельман пишет, что политические партии в России послужили лишь механизмами, главной целью которых было сделать региональные режимы страны более подконтрольными и доступными для центра. Для реализации такого политического маневра со стороны Кремля были предприняты конкретные действия.

Первое их них - это принятие нового федерального закона о политических партиях 11 июля 2001 года, изменения коснулись численности членства политической партии и наличия ее территориальных сетей. Ст. 3 п. 2: «политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии».

Вторым шагом являлась отмена губернаторских выборов, губернатор становится практически назначенцем президента, кандидатура подтверждается Законодательным собранием, таким образом, губернатор уже не может оставаться вне партийной политики. Он становится практически «зависимым» от партии, вынужден поддерживать только одну политическую партию. Осенью 2005 года принимается закон о запрете на создание избирательных блоков на федеральных и региональных выборах. Годом ранее были приняты поправки в федеральный закон о политических партиях, которые предусматривал минимальную численность членов партии - пятьдесят тысяч человек. Таким образом, устраняется большое число конкурирующих друг с другом партий, образуется стабильное. В июле 2005 года заградительный барьер для прохождения в Государственную Думу составляет семь процентов (предыдущий - 5 процентов). Все вышеперечисленные меры Кремля формируют достаточно мощное укрепление позиции Единой России в электоральном процессе государства.

Данные действия по формированию «партии власти» и укреплению ее позиций, устранению большого числа конкурирующих друг с другом партий не соответствуют условиям функционирования и первоначальным функциям политических партий. Представленные меры лишь способствуют укреплению первого типа партии в партийной системе России - «партии власти».

Вторым типом политических партий в партийной системе России, по мнению В. Я. Гельмана, являются партии-сателлиты. К партиям-сателлитам относятся Справедливая Россия и ЛДПР. Их место на политической арене государства является довольно таки важным для «партии власти» Единой России. Во-первых, они выполняют функцию, так называемого, политического резерва правящей партии, которая обеспечивает страхование Единой России от большого числа оппозиционных голосов в период электората. В частности, Справедливая Россия на выборах забирает часть голосов у оппозиционной партии КПРФ, что не дает возможности занять коммунистической партии абсолютного большинства в парламенте. Партия Справедливая Россия является искусственно созданной партией в 2006 году по предложению Кремля. Она сформировалась посредством слияния «Партии жизни», «Родины» и «Партии пенсионеров», и оправдала функцию разбиения голосов на выборах в 2007 году. В «запасе» партий-сателлитов у правительства находится и ЛДПР, проявляющая высокую лояльность Кремлю. Она одновременно представляет собой мнимую оппозиционную партию, которая привлекает внимание неудовлетворенных существующим политическим режимом избирателей, также не создает реальной угрозы для «партии власти». Наличие оппозиционной партии в политической системе страны может подтверждать демократическое устройство России, о котором прописано в первой статье Конституции РФ. Хотя такое положение является фиктивным. Ведь по конституции граждане страны имеют легальное право сменить правящую власть на власть оппозиционную посредством электората. Партии-сателлиты занимают важное место в партийной системе России. Таким образом, тип партий-сателлитов в политической системе России выполняют функцию резерва правящей партии.

И, наконец, третий тип партий - это партии-противники. Партии-противники (КПРФ, СПС (до 2008 года) и Яблоко - представлена в Государственной думе до 2007 года) в настоящее время утратили позиции на политической арене РФ, практически перестали играть роль на принятие каких либо политических решений. Такое положение обуславливается несколькими факторами. Во-первых, в процессе формирования «партии-власти», повышается барьер (7 %) для прохождения партийных списков в парламент, происходит усложнение правил регистрации политических партий по территориальному и членскому принципу; также налагается запрет на создание предвыборных блоков. Все эти меры способствуют закреплению ведущих позиций Единой России и формированию сильной монополизированной власти президента, которые является неблагоприятными для реальной политической оппозиции. Во-вторых, создание партий-сателлитов носит негативный характер для партий-противников, они разбивают голоса, которые до создания партий-сателлитов принадлежали оппозиции. Тем самым они страхуют «партию власти» от оппозиционной конкуренции, препятствуют формированию значительного количества мест в парламенте для партий-противников. Возникают институциональные изменения для усугубления положения оппозиции.

Таким образом, свои важнейшие функции, а именно - функция рекрутирования политической элиты, инновационная функция, артикуляция и агрегирование интересов, социализация и мобилизация граждан и формирование правительства, политические партии в современной России не выполняют. Они выполняют только одну функцию - легитимизацию интересов правящей элиты. А лавной функцией доминирующей партии является удержание политической власти в своих руках. В условиях авторитаризма возможно наличие политических партий. При авторитарном политическом режиме партии не ведут борьбы за власть как таковой, которая представляет собой один из ключевых моментов признаков политической партии. Их место в партийной системе становится стабильным, такое положении достигается посредством маневрирования различных политических ходов правящей элиты, которые в дальнейшем приобретают институциональный характер. Одна политическая партия становится правящей, чей курс отвечает личностным интересом правящей группы, другие - средством достижения политической власти, третьи - инструментом удержания власти в руках «партии власти».

 


Заключение

 

В трудах мыслителей с VII века до н. э. и по XVIII век встречались сначала упоминания и «прото-партийных» организациях, а затем и партийных кружках, специально политических организованных группах, не смотря на то, что феномен политической партии есть феномен XIX века. Эти взгляды эволюционировали и претерпевали коренные изменения в зависимости от господствующей идеологии или ведущей научной концепции конкретного исторического времени. Таковыми условиями служили различные картины мира, например, концепция органического государства, накопление исторического опыта, развитие психологических методов, применяемых к научному знанию, распространение концепции естественных прав человека, теория общественного договора и демократизация политической и социальной жизни общества.

Проанализировав некоторые теоретические подходы политических партий, выявлено рабочее определение, наиболее подходящее данному исследованию. Итак, политические партии - это институты общества, которые занимают связующее положение между государственными структурами и обществом, выполняет определенные присущие ему функции, и имеет собственную политико-идеологическую программу.

Политические партии обладают рядом признаков, которые присущи только им. К ним относятся: наличие собственной идеологии, институциональный и организационный характер, наличие проблемной ориентации, социальная поддержка, партийная автономия, правительственный статус партии. Политические партии выполняют ряд важных в общественном плане функций: функция рекрутирования политической элиты, инновационная функция, артикуляция и агрегирование интересов, социализация и мобилизация граждан и формирование правительства. Так же политические партии обладают рядом условии, при которых они функционируют, это социальные, политические и юридические условия.

Авторитарный политический режим - это неограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определенные, главным образом политические формы деятельности, в остальном же гражданские обычно свободны. Авторитаризм является самостоятельным политическим режимом, который отличается от других режимов рядом признаков, которые были указаны в данном параграфе, его нельзя отнести к тоталитарному режиму, хотя он имеет набор схожих свойств.

В политическом режиме современной России прослеживаются авторитарные тенденции, признаки, которые выделяют современные российские политологи. К признакам авторитарного российского политического режима можно отнести: формирование вертикали власти, отсутствие четкой идеологии, наличие одной правящей элиты, упадок, а затем и устранение реальной политической оппозиции, ограничение на свободу слова и ассоциаций, информационная монополия, контроль политической элиты над экономическими активами.

Свои важнейшие функции, а именно - функция рекрутирования политической элиты, инновационная функция, артикуляция и агрегирование интересов, социализация и мобилизация граждан и формирование правительства, политические партии в современной России не выполняют. Они выполняют только одну функцию - легитимизацию интересов правящей элиты. А лавной функцией доминирующей партии является удержание политической власти в своих руках. В условиях авторитаризма возможно наличие политических партий. При авторитарном политическом режиме партии не ведут борьбы за власть как таковой, которая представляет собой один из ключевых моментов признаков политической партии. Их место в партийной системе становится стабильным, такое положении достигается посредством маневрирования различных политических ходов правящей элиты, которые в дальнейшем приобретают институциональный характер. Одна политическая партия становится правящей, чей курс отвечает личностным интересом правящей группы, другие - средством достижения политической власти, третьи - инструментом удержания власти в руках «партии власти».

 


 

Литература

 

1.   Исаев Б. А. Теория партий и партийных систем: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Б. А. Исаев, А. И. Соловьев, Л. В. Сморгунов. - М. - Аспект Пресс, 2008. С. 8.

2. Макиавелли Никколо. История Флоренции (книга 1) / Рутенбург В. И., пер. Рыкова Н. Я. - М.: Директ - Медиа, 2009. - С. 9.

.   Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть… / ред. и пер. Рутенбург В. И. - М.: Директ - Медиа, 2002, - С. 351.

.   Руссо Жан - Жак. Об общественном договоре; философия Просвещения / ред. Рутенбург В. И. - М. - Директ - Медиа, 2002, - С. 44.

.   Брайс Дж. Американская республика (Том I). [Электронный ресурс] / В. О. Рихтер. - Электрон. книга. - М.: Золотой фонд правовой мысли, - 1890. - С. 271. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71125, свободный. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения - 23.03.2014).

.   Вебер Макс. Избранные произведения: Политика как призвание и профессия / Рутенбург В. И. - М.: Директ - Медиа, 2010, - С. 55.

.   Дюверже Морис. Политические партии / пер. с фр. А. А. Зиминой. - изд. 5-е. - М.: Академический проект; Гаудеанус, 2013. - С. 315.

.   Констан Бенжамен. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у древних людей / Федорова М. М.- М.: Директ - Медиа, 2010, - С. 22.

9. Каринцев О. И. О проблеме создания теории политических партий: история, современное состояние, перспективы. [Электронный ресурс] / О. И. Каринцев. Российский университет дружбы народов. - Электрон. ст. - URL: <http://www.strategy-spb.ru/partner/files/karincev.pdf>, свободный. - Загл. с экрана. - С. 2.

.   Мельвиль А. Ю. Категории политической науки / А. Ю. Мельвиль, науч. редактор - Т. В. Шманкова. - М.: МИД РФ, «Российская политическая энциклопедия» (РОСС ПЭН), 2002. - С. 303.

11. Джанда К. Сравнение политических партий: исследования и теория // Мир политической мысли: хрестоматия по партологии. Кн. 3.: современные партологи о политических партиях / Под ред. Б. А. Исаева, А. К. Голикова, СПб., 2005. С. 38.

12. Хэйвуд Э. Политология / Г. Г. Водолазов, В. Ю. Бельский, переводчик - Ю. В. Некулевич. - изд. 2-е. - М.: Юнити Дана: серия Зарубежный учебник, 2012. - С. 315.

13. Ю. Г. Коргунюк, С. Е. Заславский. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. [Электронный ресурс]. Коргунюк Ю. Г., Заславский С. Е. Партинформ: сайт информационно-аналитического еженедельника о деятельности политических организаций России. - Электрон. ст. - URL: <http://www.partinform.ru/ros_mn/rm_1.htm>, свободный. - Загл. с экрана, М.: фонд ИНДЕМ, 1996. - (Дата обращения 6. 05.2014).

14. Острогорский М. Я. Демократия и политические партии / М. Я. Острогорский; ответ. редактор - А. Н. Медушевский. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. - 639с. - (История политической мысли). - С. 529.

15. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов вузов / Р. Т. Мухаев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. С. 244.

.   Василик М. А. Политология: хрестоматия / Сост. проф. М. А. Василик, доц. М. С. Вершинин. - М.: Гардарики, 2000. - С. 95.

.   Холодковский К. Г. К вопросу о политической системе современной России / К. Г. Холодковский // Полис, №2, 2009. С. 7.

.   Шестопал Е. Б. Авторитарный запрос на демократию, или почему в России не растут апельсины / Е. Б. Шестопал // Полис. 2004. №1. С. 26.

19. Электоральный авторитаризм в России. - / Г. В. Голосов. - [Электронный ресурс]. - Pro et Contra. Электрон. ст. - URL: <http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2008/1/PeC1_p22-35.pdf>, свободный. - Загл. с экрана, 2008. - (Дата обращения - 14.052014 год).

.   Гельман В. Я. Политические партии в России: от конкуренции - к иерархии / В. Я. Гельман // Полис. 2008. №5. - С. 142.

.   Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - ГАРАНТ-СЕРВИС «информационно-правовой портал». - Электрон. ст. - URL: <http://base.garant.ru/183523/>, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения - 14.05.2014год).

Российская газета [Электронный ресурс] / М. - Электрон. дан. - URL: <http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/95_FZ.shtm>, свободный. - Яз. рус. - (Дата обращения: 14.05.2014 год).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...