Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины и последствия коррупции в правоохранительных органах




 

Коррупция является опасным явлением для сфер деятельности государства. Особо значимыми являются сферы социально-экономической, политической и правовой направленности.

Вопросам борьбы с коррупцией в правоохранительных органах уделяется особое внимание. В связи с тем, что именно коррупционные проявления в среде тех, кто должен стоять на страже закона, правопорядка, справедливости, безопасности государства и общества, приводят к формированию негативного отношения самого общества к государству, его институтам. А последствия такого негативного отношения могут быть самыми разными.

Не может не радовать то, что в государстве фиксируется понижение количества коррупционных правонарушений. Однако в рамках правоохранительной среды, к сожалению, приходится констатировать факт роста правонарушений коррупционной направленности. По информации первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А. Э. Буксмана, озвученной на координационном совещании руководителей силовых структур 15 декабря 2017 г, количество противоправных деяний коррупционной направленности, совершенных в правоохранительных органах растет с каждым годом. За 9 месяцев 2017 года раскрыто коррупционных преступлений: 729 - МВД, 191 преступление - ФСИН, 174 преступления совершено судебными приставами[5].

Основные причины коррупционных преступлений среди сотрудников правоохранительных органов можно выделить следующие:

1. Низкое качество отбора кадров и их подготовки.

2. Большая штатная численность и сложная бюрократия.

3. Недостаточное финансирование деятельности сотрудников правоохранительных органов.

4. Бытовые проблемы сотрудников, а так же низкая социальная защищенность.

Коррупция, как многоаспектное явление имеет множество внешних проявлений. Так, например, характерной чертой проявления коррупции, как социального явления, является то, что рассматриваемое явление, в современном обществе проявляется не только в органах государственной и муниципальной власти, но и в области частного сектора, партийного аппарата, спорта и даже творческой деятельности. Коррупция, как угроза вливается в различные сферы общества и воспринимается современным социумом.[6]

События произошедшие в 90е годны в России, до сих пор имеют негативное влияние на современном штате сотрудников правоохранительных органов. А именно проблема терроризма и бандитизма требовали увеличения штата сотрудников, но достигалось это путем снижения требований к кандидатам на службу, тем самым вызвав наплыв неквалифицированных и не заинтересованных в правоохранительной деятельности кадров. Реформа проведенная в 2011 году в милиции, благоприятно повлияла на ситуацию, но не так сильно, чтобы полностью решить проблему.

Благодаря своей причинной обусловленности, адаптирующейся к внешним и внутренним факторам существования и развития, коррупция стала уникальным элементом социально-политического устройства жизни граждан и государств. Адаптация коррупции в обществе, как явления происходит благодаря тому, что она обладает некоторыми свойствами, которые присуще иным общественно-политическим институтам.

Явление, которое напрямую зависит от социального устройства и уровня развития современного общества, коррупция, является основным источником новых проблем социума, помимо того обостряет проблемы имеющиеся ранее, которые не были решены. Этот факт обусловлен тем, что коррупция ведет к оттоку достаточно большого объема сил и денежных средств, необходимых для достижения государством поставленных целей. Другими словами систематическая коррупция приводит к бюджетному кризису государства, недовольству среди граждан, вследствие чего власти не смогут наиболее реально и эффективно решать социальные проблемы. Явление коррупции имеет цикличной характер. Особенно проявляя себя во времена застоя социально-экономического развития, коррупция является усугубляющим фактором, который препятствует восстановлению нормальной, приоритетной политики государства в области социально-экономического развития. Следствием чего, происходит рост интенсивности протекания такого застоя, увеличение общественной напряженности, что значительным образом отражается на экономике страны и обостряет угрозу политической деятельности властей.

Корыстное использование сотрудниками правоохранительных органов своего служебного положения связано, прежде всего, с непринятием законных мер к разоблачению преступников - с фактами незаконного прекращения уголовных дел; принятием мер для сокрытия добытых в процессе следствия доказательств, их фальсификации; искажениями материалов предварительной проверки, дознания, следствия.

Коррумпированность сотрудников правоохранительных органов позволяет преступникам оставаться безнаказанными, в результате чего, у общества формируется негативное восприятия правоохранителей, как представителей государства, не способных эффективно бороться с этим социальным злом. Необходимо отметить, что факты коррупции сотрудников правоохранительных органов носят латентный характер, что, бесспорно, затрудняет борьбу с данным негативным явлением.

По словам генерального прокурора РФ Юрия Чайки за девять месяцев 2018 года было выявлено25 тысяч преступлений коррупционной направленности. Среди них, более 10 тысяч фактов взяточничества, это на 3% больше, чем в 2017г. Причём, по информации Генпрокуратуры, каждый девятый коррупционер - должностное лицо правоохранительных органов.

Осуждены были более 8,5 тысяч человек, из них: 837 сотрудников правоохранительных органов (суд, органы оперативно-розыскной деятельности, МВД, Минюст, таможня, прокуратура); 63 депутата регионального и муниципального уровня; 606 должностных лиц органов госвласти и местного самоуправления (главы муниципалитетов и администраций)[7].

Можно выявить наиболее характерные виды коррупционных преступлений сотрудников правоохранительных органов:

 получение взяток сотрудниками ГИБДД, выявившими дорожные правонарушения (отдельные сотрудники ГИБДД закрывают глаза на дорожные правонарушения, ставят на учет угнанные автомобили и т.д.);

 получение сотрудниками органов внутренних дел доли преступно извлекаемой прибыли с коммерческих структур, объектов торговли ("крышевание"); при этом в ряде случаев сотрудники полиции через родственников или подставных лиц являются соучредителями коммерческих структур и получают прибыль с оборота;

 организация провокаций с последующим вымогательством крупных материальных средств у предпринимателей;

 вымогательство взяток, получение имущественных выгод, в том числе под видом получения "спонсорской помощи", путем административного и иного давления на коммерсантов.

Особую тревогу вызывают факты прямого участия сотрудников органов внутренних дел в деятельности преступных групп и, даже, руководство ими. Следует обратить внимание, что в коррумпированных связях участвуют не только рядовые сотрудники органов внутренних дел, но и руководители отделов и другие высокопоставленные должностные лица. Такое слияние криминала и коррумпированных сотрудников органов внутренних дел подрывает авторитет государственной власти, а также укрепляется мнение людей о том, что органы МВД не защищают права и свободы граждан, а выступают в защиту криминала.

Анализ материалов практики подтверждает, что коррупция в правоохранительных органах обусловлена такими факторами, как: возможность получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, связанной с использованием властных полномочий; нравственная деформация сотрудников правоохранительных органов, что, в свою очередь, сказывается на манере их поведения, привычках; отсутствие тщательного отбора кадров, неэффективная проверка моральных качеств кандидатов на службу, низкий уровень дисциплины на службе. Также немаловажным фактором является слабый контроль руководства за деятельностью подчиненных, возникает соблазн для коррупционных действий.

Как справедливо отмечают специалисты, уголовное преследование не в состоянии искоренить коррупцию. Коррупция присуща всем странам, поэтому практически нереально ее полностью уничтожить. Возможность эффективно бороться с ней существует до тех пор, пока не поражены институты власти. Статистика коррупции в России свидетельствует, что ее росту способствует: низкий уровень развития экономики страны; отсутствие политической конкуренции; несовершенное законодательство и судебная система; большой разрыв уровня доходов разных групп населения; слабость или отсутствие общественных институтов; безнаказанность чиновников высокого уровня

Кроме того, эффективность борьбы с коррупцией зависит от позиции общества. Так, согласно результатам социологического опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» в марте 2018 г., 75% россиян считают уровень коррупции в нашей стране высоким. При этом 42% опрошенных полагают, что он выше, чем в европейских странах[8].

мероприятия, направленные на формирование общественного мнения нетерпимости к коррупции. В настоящее время уровень толерантности к взяткополучателям и взяткодателям довольно высокий у экономически активного населения, что препятствует реализации антикоррупционной политики. Во- вторых, важно развивать правовую грамотность населения,  мание того, что является коррупцией, а также - ответственности за подобное правонарушение.

Кроме того, на наш взгляд, в целях совершенствования уголовно-правовых средств борьбы с коррупцией в правоохранительных органах необходимо усилить ответственность за совершение коррупционных действий. По отношению к судьям и работникам правоохранительных и контролирующих органов такая необходимость определяется их ролью в укреплении законности, осуществлении правосудия, соблюдении прав и свобод граждан, контроле над преступностью и правонарушениями.

При реализации политики в сфере противодействия коррупции, наряду с выработкой необходимых мер, является необходимым определить базу, на которую можно опираться в борьбе с коррупцией в правоохранительных органах. В обязательном порядке такая база должна включать:

 основополагающие начала, в соответствии с которыми будет осуществляться борьба с коррупцией в правоохранительной среде;

 разработка и повсеместное распространение в деятельности правоохранительной системы механизмов (форм, способы), направленных на борьбу с коррупцией;

 разработка методических рекомендаций для противодействия коррупции в правоохранительных органах.

Основополагающие начала противодействия коррупции в правоохранительных органах должны заключаться в следующем:

 при разработке и реализации мер, направленных на противодействие коррупции в правоохранительной среде, важно соблюдать равновесие (позицию сдержек и противовесов). Главным характеризующим элементом данного принципа должна являться полнота, достаточность антикоррупционных механизмов, а также и то, что такие реализуемые меры никоим образом не должны ущемлять права лиц, которые обеспечивают функционирование антикоррупционных механизмов;

 соответствие антикоррупционных механизмов законодательству Российской Федерации;

 осуждение обществом фактов проявления коррупции в правоохранительных органах. Бесспорным является факт того, что окружающая обстановка дисциплинирует, и такая дисциплина в немалой степени будет предъявляться и к потенциальным коррупционерам, что может представлять собой эффективную профилактику коррупционных правонарушений;

 свободное выражения мнения граждан. Для наиболее эффективного предупреждения и борьбы с коррупцией, важно своевременно получать и анализировать мнение граждан с целью прогнозирования коррупционных проявлений, их предупреждения и скорейшего пресечения;

 обязательность юридической ответственности за установленный факт коррупции; ответственность руководящего состава за коррупционные правонарушения подчиненных в зависимости от тяжести проступка;

 справедливость привлечения к юридической ответственности за коррупционные правонарушения;

 стимулирование, поддержка лиц, не принимающих участия в коррупционных схемах;

 кадровые перестановки, для того, чтобы должностные лица имели минимальный шанс при длительном нахождении на должностях, являющихся коррупционноопасными, проявлять или быть вовлеченными в коррупционные схемы;

 совершенствование взаимодействия с гражданским обществом как с важным участником борьбы с коррупцией[9].

При работе, направленной на противодействие коррупции, обязательно следует учитывать: нормы международного права, регламентирующие вопросы противодействия коррупции; нормы законодательства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции общего характера; нормы законодательства специального характера по вопросам борьбы с коррупцией (антикоррупционное законодательство ведомственного характера).

Из анализа антикоррупционного законодательства как общего характера, так и специального характера (ведомственное законодательство) можно выявить методы, которые предоставляют возможность качественно противодействовать коррупции:

 Профилактика коррупции в правоохранительной среде.

 Обеспечение разработки, принятия своевременного (актуального) законодательства по вопросам борьбы с коррупцией в правоохранительных органах с тщательной проработкой вопроса об исключении пробельности и коллизионности в соответствующих нормативных актах.

 Создание условий для реальной реализации социально-правовых гарантий сотрудниками правоохранительных органов. Для этого необходимо: повсеместно внедрять в правоохранительную деятельность практику истинного обеспечения социальных гарантий; создавать условия, культивирующие антикоррупционное поведение сотрудников правоохранительных органов; повсеместно внедрять практику поощрения сотрудников правоохранительных органов за антикоррупционное поведение; реальное обеспечение достойных условия прохождения службы (обеспеченность всем необходимым для качественного выполнения служебных обязанностей, своевременное и качественное медицинское обслуживание, нормирование служебного времени и действенная компенсация тем сотрудникам, которые находятся на службе сверх нормальной продолжительности служебного времени).

 Эффективное административно-правовое регулирование вопросов борьбы с коррупцией. В данном случае следует говорить о наличии или необходимости введения запретов для сотрудников правоохранительных органов. На сегодняшний день можно говорить о том, что в правоохранительной среде действуют довольно жесткие ограничения и запреты по отношению к сотрудникам. Вместе с тем, устанавливая жесткие ограничения, запреты, важно принимать во внимание необходимость и должного обеспечения социально-правовых гарантий сотрудников правоохранительных органов, необходимость тщательного отбора кандидатов при поступлении на службы в правоохранительные структуры, а также тщательный подбор кандидатов на руководящие должности.

 Совершенствование кадровой политики, направленной на борьбу с коррупцией.

 Морально-нравственное обеспечение деятельности правоохранительных органов с целью борьбы с коррупцией.

 Разработка и внедрение механизмов по участию граждан в борьбе с коррупцией. К таким механизмам можно отнести: распространение общественного контроля; работа, направленная на формирование нетерпимости общества к проявлениям коррупции; повышение уровня правовой грамотности граждан; установление устойчивой обратной связи между правоохранительными органами и гражданами; акцент общественности на позитивных аспектах правоохранительной деятельности; проведение встреч, инструктивных семинаров, собраний, круглых столов и т.д. по вопросам противоправного поведения; стимулирование деятельности лиц, оказывающих помощь в выявлении коррупции.

 


 

Противодействие коррупции

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...