Антикоррупционная экспертиза противодействия коррупции
В настоящее время противодействие коррупции в России приобрело системный характер. Также мы можем наблюдать, что противодействие коррупции приобрело институциональную форму. Опасность этого феномена доказывает глобальный характер и транснациональность данного феномена. Остановимся подробнее на проблемах антикоррупционной экспертизы российского законодательства, требующих внимание и скорейшего разрешения со стороны государства. Проанализировав основные федеральные нормативно-правовые акты, можно сделать вывод о том, что антикоррупционная экспертиза осуществляется федеральными и региональными органами власти, а также Прокуратурой Российской Федерации. Но кроме этого, законодателем также закреплено, что антикоррупционную экспертизу могут осуществлять независимые эксперты, они не официально являются субъектами общественной неофициальной экспертизой. Неофициальная экспертиза становится в своем роде «общественной», так как ее выполняют не государственные организации, научные и учебные заведения, группами специалистами-юристами, отдельными гражданами. Но эта экспертиза не несет каких-либо законодательных последствий, более того является рекомендательной. Отсюда можно сказать, что законодательство не совершенно и его есть куда развивать[12]. Отсюда возникают вопросы к правовому статусу независимых экспертов, которые проводят антикоррупционную экспертизу, несовершенство ее методики, недостаточный профессионализм экспертов, все это требует огромного внимания государства, что при грамотных действиях принесет хороший результат государственной антикоррупционной политике. Для понимания полной картины недостатков законодательства, можно выделить ряд пробелов связанных с проведение антикоррупционной правовой политики:
1) Выявленные коррупционные факторы в ходе экспертизы могут быть не обязательными к устранению. 2) Заключения антикоррупционной экспертизы носят необязательный характер к исполнению. Они носят рекомендательный характер. 3) Отсутствие ответственности органов, принимающих нормативно-правовые акты, содержащие выявленные коррупционные факторы. 4) Отсутствие в законодательстве проведения антикоррупционных факторов в нормативно-правовых актов принятых ранее и механизмов, которые должны сделать такую проверку обязательной. 5) Законодательно не установлен правовой статус экспертов, а именно набор прав, обязанности и ответственности. Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие улучшения антикоррупционной политики Российского государства: 1) При создании законопроекта занести в регламент обязательность антикоррупционной проверки, как этап подготовки закона. 2) Улучшить требования к нормативно-правовым актом для обеспечения правильной и хорошей юридической техники. 3) Разработать особую методику экспертизы для проверки коррупционных факторов, используя научно-методические исследования. Стоит выделять предложения по созданию системы оценок уровня коррупции в РФ: 1) Учитывая тот факт, что коррупция является сложным социальным явлением, необходимо провести мониторинг и системно проанализировать понимание коррупции различными социальными группами населения. Для этого необходимо составить задачи мониторинга и вывести соответствие между задачами и инструментами мониторинга. 2) Необходимо провести работу по совершенствованию методики проведения оценки регулирующего воздействия и антикоррупционной экспертизы российского законодательства и вывести дополнительные индикаторы уровня коррупции в РФ.
3) В качестве основного фактора индикативных показателей коррупции следует проанализировать международный научный опыт мониторинга коррупции в зарубежных странах и вывести единую формулу исчисления проявлений коррупции. Естественно, основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции не исчерпываются вышеуказанными проблемами. Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» поставил задачи и определил основные приоритеты и направления антикоррупционной политики, которые легли в основу многих мероприятий, направленных на достижение указанных целей и решение основных задач, ставших общенациональными. В связи с этим особую актуальность приобретает более активное сотрудничество государства с институтами гражданского общества, повышение информационной открытости деятельности системы управления для общества. Помимо вышеуказанного, делается акцент на обеспечении межведомственного электронного взаимодействия указанных органов власти между собой, с гражданами и организациями в рамках оказания государственных и муниципальных услуг, а также повышения результативности общественного контроля за деятельностью государственных органов. Однако на практике единственным видом деятельности, в котором приветствуется гражданское участие, является общественная экспертиза законопроектов, в том числе и антикоррупционная. На базе Национальной стратегии противодействия коррупции разрабатываются государственные программы, распространяющие свое действие на федеральный, региональный и муниципальный уровни власти. Факторами, влияющими на коррупционный потенциал, являются: собственно юридические (несовершенство законодательства и незаконная правоприменительная практика), социальные, экономические, политические и психологические. Еще одним из приоритетных направлений по противодействию коррупции является реформирование системы государственной службы. Оно осуществляется в целях: повышения эффективности государственной службы; профилактики коррупции, создании механизма своевременного выявления и разрешения конфликта интересов; усиления контроля за коррупционными действиями; совершенствования практики отбора кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, оперативное «очищение» органов государственного и муниципального управления от неэффективных служащих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|