Улучшение системы нормативно-правового регулирования противодействия коррупции в правоохранительных органах
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
На сегодняшний день, справедливо говорить, что основной задачей по борьбе с коррупцией является ее предупреждение. Как государство, так и граждане должны делать все что в их силах, дабы не позволить осуществится коррупционным деяниям. Для этого необходимо проводить анализ существующих коррупционных составляющих, находить коррупционные факторы, как в системе государственной службы, так и в нормативно-правовых актах, определять четкие антикоррупционные стандарты, которые позволят сократить количество коррупционных факторов. Важно осуществлять контроль и надзор за чиновниками с помощью специальных государственных структур и соблюдая законодательство. Улучшение уже существующего антикоррупционного законодательства с нормами прямого действия, а также реализация этих норм на практике. Взаимодействие российских и зарубежных практик, а также их сотрудничество для борьбы с международной коррупцией. Особо важным момент для борьбы с коррупцией отсутствие гражданского общества, с помощью гражданского общества могут осуществлены ряд механизмов, которые могут предупреждать и раскрывать коррупционные факторы. В эти механизмы входит надзор за исполнением своих обязанностей государственными служащими, а также защищенность общества от коррупционных деяний. Развитое гражданское общество поможет лучше осуществляется принципу публичности власти. Этот принцип является важной гарантией защиты от злоупотребления властными полномочиями. Этот принцип также позволять осуществить механизм как вотум недоверия. Такие меры конституционно-правовой ответственности и досрочное прекращение полномочий ограничивают и предупреждают коррупционные факторы в государственном органе власти.
Принцип публичности не закреплен в законодательстве полной мере в полной мере, поэтому остается возможность трактовки и использования правовых норм в своих корыстных целях. Во-первых, недостаточная огласка принимаемых и издаваемых органами государственной власти правовых актов. Во-вторых, существует такое понятие как «государственная тайна», которое не позволяет обнародовать часть актов, что дает возможность, развернутся коррупционным факторам. Но стоит отметить тот факт, что такие секретны акты и их сведенья должны быть такими не сами по себе, а при определенных условиях. Поэтому законодатель должен установить такие нормы, чтобы избежать пробелов в законодательстве. Следующим важным направлением в борьбе с коррупцией в формировании гражданского сознания и восприятия коррупциогенных факторов в отношении коррупции. Особенно важно в формировании сознания чиновников, что в значительной мере это реализовано в Указе президента 2002г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных слушающих».[13] Для обеспечения этих мер у государства есть особо сильный механизм под названием пропаганда, основанной на законодательстве противодействия коррупции, а также быть частью в антикоррупционной политике. Без повышения уровня правосознания, воспитания правильных ценностей невозможно снизить уровень коррупции в Российской Федерации. Еще одним не менее важным фактором в формировании коррупции является конфликт интересов. «Конфликт интересов не только ставит под угрозу ценности института государственной (муниципальной) службы, но и поражает организационные, правовые, и нравственные основы государства в целом. Конфликт интересов: - заменяет публичный интерес частными интересами; - подрывает «правление закона» и требование законности;
- нарушает принципы толерантности, равенства и прозрачности в пользу частных интересов государственных (муниципальных) служащих, обладающих секретным и привилегированным доступом к публичным ресурсам (материальным, финансовым, информационным и др.)» [14] Закреплённый в Конституции РФ принцип разделения властей, который создан для решения конфликта интересов между ветвями власти, это та система сдержек и противовесов, которые не позволяют узурпировать власть. Коррупция поражает основные сферы жизнедеятельности государства и общества: экономическую, социальную, политическую и национальную безопасность. Также многие ученные отмечают особо высокий уровень коррупции в развивающимся государствае, к которым относится и Российская Федерация. Ведь одна из причин появлений коррупционных факторов заключается в неразвитости государства в этих сферах. Отсюда можно сделать вывод, что антикоррупционная политика с законодательством о противодействии коррупции должны взаимодействовать системно с развитием экономики, социально-политическими процессами государства. Логика этого рассуждения заключается в том, что люди будут видеть в коррупции только негативные последствия, которые разрушают государственный строй. Примером можно привести тот факт, что многие ученные отмечают, что коррупция имеет ряд положительных тенденций, одно из таких элементов является преодоление бюрократизма и формальности в системе государственной службы, которая только ухудшает и замедляет многие общественные отношения. Основная проблема противодействия коррупции заключается в том, что высшие чины государственной власти мешают хорошей реализации предпринятых мер. Из-за этого в нашей стране очень трудно проходят все изменения в любых сферах. Однако, на сегодняшний момент, отмечается тенденция в сознании людей, что коррупция это плохо. Люди отказываются от участия в коррупционных делах, из-за того, что это просто плохо, а также видят, что риск намного больше прибыли. Эта тенденция показывает, что все предпринятые меры действуют и все идет к улучшению ситуации. Но государству нужно продолжать работать в этой сфере также тщательней и создавать новые методики, механизмы для борьбы с явлением коррупции.
Как видно из всего вышесказанного, такое явление, как коррупция, имеет большой масштаб и отражается практически во всех сферах жизни общества и государства. Однако, коррупция по-прежнему рассматривается как преступление, присущее недобросовестному должностному лицу. Немногие полностью осознают негативные последствия, поэтому общество продолжает проявлять терпимость к этому явлению. Тем не менее, благодаря коррупции, теневая экономика растет и развивается, что, в свою очередь, приводит к низким налоговым поступлениям и ослаблению федерального бюджета, усугубляются социальные проблемы, государство не имеет финансовых рычагов управления экономикой и выполнения бюджетных обязательств. Незаконное получение преимуществ нарушает механизм конкурентоспособности рынка, что приводит к снижению его эффективности. Нарушения во время приватизации также замедляют появление эффективных частных владельцев. Субъекты рыночной системы развивают неверие в способность властей контролировать и подчиняться правилам рынка. Вследствие чего, сокращены инвестиции, имеются проблемы преодоления снижения производства. Масштабы коррупции растут не только в системе государственной службы, но и в коммерческих организациях, что снижает уровень влияния экономики нашей страны в целом. В результате таких экономических «неудач» потребитель страдает, и люди становятся главной жертвой коррупции. В конце концов, утечка средств из сферы социального развития для исправления «экономических ям» приводит к снижению способности властей решать социальные проблемы граждан. Коррупция в органах внутренних дел Российской Федерации достаточно специфична. Она произвела немало проблем в функционировании правоохранительных органов: существующие в настоящей действительности трудности с показателем роста коррупции в режиме государственной службы в России неблагоприятным образом воздействуют на социально-экономическое развитие нашей страны. «Противоправные деяния коррупционного характера входят в число наиболее негативных факторов социально-экономического и общественно- политического развития социума и государства».
Коррупция в органах внутренних дел затрудняет приток зарубежных капиталовложений в экономику России, служит стимулом для убывания государственного капитала заграницу, а так же формирует реальную угрозу защищенности государства, и что самое важное - снижает привлекательность службы в государственных органах, как внутри самой страны, так и за ее рубежом. Административно-правовые и координационные меры предупреждения коррупции должны являться неким препятствием на пути зарождения и дальнейшего роста коррупции в полиции. Изучения в сфере противодействия коррупции позволяют определить некоторые нарушения, влекущие за собой обстоятельства зарождения коррупции в органах внутренних дел: пользование сотрудниками ОВД профессиональным положением, а так же получаемой информацией для достижения своих собственных целей; противозаконное и неосновательное препятствие частным и юридическим лицам в осуществлении их правомочий; использование своих должностных полномочий для вмешательства в работу других социальных и частных организаций и др.. Результативное предотвращение коррупции в правоохранительных органах государства возможно при помощи способов, обращенных на спад коррупционной угрозы в ОВД: улучшение действенности профессиональной политики МВД Российской Федерации, адресованной на повышение квалификации служащих в органах внутренних дел; пресечение тенденции принятия руководством на ведущие должности работников по необоснованным привилегиям или за материальный стимул; установление особых условий к сотрудникам, претендующим занять высокий пост в системе МВД России; введение в понимание служащих в органах внутренних дел безусловного выполнения их обязанностей в установленном законном порядке; осуществление планов и мер обращенных на выработку ответственного исполнения своих обязанностей; • поощрение работников в виде премий за сложность, опасность выполненных заданий. Для создания действенных методов отведения и пресечения коррупции в системе правоохранительных органов также необходимо учитывать иностранный опыт борьбы с коррупцией и ее предотвращения в органах полиции зарубежных государств, например США[15]. Американцы небезрезультатно противоборствуют с данной проблемой. Так, в 1980 году в стране были существенно повышены официальные жалования стражам порядка, после чего их можно было отнести к среднему классу американской общественности. Стоит отметить, что в этом же году, в Соединенных Штатах Америки было подготовлено сообщение для ООН, которое включало в себя раздел «Преступления в полиции», где было зафиксировано следующее: «тогда, когда властью облечен человек, всегда появляется возможность злоупотреблять ею». Если сотрудники, находящиеся в системе правоохранительных органов, пренебрегают своим положением и это никак не подавляется, то зарождаются серьезные общественные осложнения. В таком случае, неминуемо, что жертвы полицейского самоуправства принимают его как дозволенное правительством бесправие. В конечном итоге общество становится перед лицом преступлений и злоумышленников, на которых не распространяются законы страны.
Существуют общеустановленные в полицейских ведениях «Модельные правила профилактики коррупции США», где имеется такое определение коррупции - это выполнение сотрудником полиции деяний, вовлекающие в себя злоупотребление полномочиями, которые обращены на извлечении собственной выгоды для себя или иных лиц. «Личная выгода» не ограничивается извлечением исключительно материальных средств. В свою очередь, выгода может быть проявлена в оказании помощи лицу, служащему в полиции, повышении его репутации или авторитета, продвижении по должности и др. В органах полиции США ведется доскональная работа с внутриотраслевыми жалобами, а так же жалобами жителей на факт злоупотребления должностных обязанностей в целях извлечения личной пользы. Администрация правоохранительных органов страны ответственна за любой прецедент коррупции среди своих сотрудников. При вынесении нарекания в адрес работника полиции производится непременная проверка его руководства. Так же для предотвращения коррупции в правоохранительных органах США была выработана особая правовая система, а именно: внедрение добавочных социальных льгот, медицинское страхование, доступность высшего профессионального образования, улучшенная пенсионная поддержка и т.д.. Подводя итог можно сказать, что большинство вышеперечисленных мер по предотвращению коррупции взаимосвязаны, а системное выполнение всех этих способов в области противодействия и предупреждения коррупции в правоохранительных органах (а также во многих других подразделениях), разрешит значительно минимизировать процент ее роста не только в деятельности органов внутренних дел, но и в стране в целом. А значит, разрешит множество вытекающих трудностей, в том числе, и проблему снижения уровня привлекательности государства, ведь коррумпированный государственный механизм беспомощен в сопротивлении и разрешении множества вопросов не только внутри себя, но и во взаимодействии с другими государствами. Заключение
Актуальность темы коррупции можно подтвердить тем, что люди очень часто говорят об этом явлении. В ученых кругах изучают и предлагают новые взгляды на это явление, находят новые пути противодействию этой язве. Но надо отметить, как и у любого сложного явления, у ученых не сложилось общего мнения в понимании ее. Ведутся споры в терминологии, примером может служить то, что в международном законе и Федеральном законе №273 «О противодействии коррупции»[16] термины различаются. Из-за сложности явления, выделяют множество видов коррупционных факторов. Но созданная тенденция в изучении коррупции помогает усовершенствовать законодательство, что дает положительный результат противодействию коррупции. Антикоррупционная политика создает направления для системы государственной службы по борьбе с коррупцией. Это та системная борьба, которая необходима в борьбе с системным характером коррупции. Тенденция Президента Российской Федерации в дополнении или изменении законодательства противодействия коррупции с помощью Указов, показывает нам ответственность и не безразличие главы государства в таком важном вопросе. Также важно отменить, что принимаются новые меры к постоянно изменяющемуся и становящемуся сложнее явлению коррупции. Но справедливо отметить, то, что есть ряд проблем, которые нужно усовершенствовать и довести до логичного итога в законодательстве. Это пробелы, которые порождают коррупционные факторы, плохое правосознание граждан, отсутствие гражданского общества, пробелы в антикоррупционной экспертизе. Все эти темы широко обсуждаются и уже принимаются меры. Коррупционные процессы в полной мере могут воздействовать на государственность: ограничение народовластия (например, фиктивные выборы), ограничение принципа разделения властей (например, зависимость судей от исполнительной власти), ограничение политического плюрализма (устранение неугодных власти политических партий). Тем самым коррупционные процессы в действительности становятся опасными для национальной безопасности, для общества и его стабильности. Основная проблема противодействия коррупции заключается в том, что высшие чины государственной власти мешают хорошей реализации предпринятых мер. Из-за этого в нашей стране очень трудно проходят все изменения в любых сферах. Однако, на сегодняшний момент, отмечается тенденция в сознании людей, что коррупция это плохо. Люди отказываются от участия в коррупционных делах, из-за того, что это просто плохо, а также видят, что риск намного больше прибыли. Эта тенденция показывает, что все предпринятые меры действуют и все идет к улучшению ситуации. Но государству нужно продолжать работать в этой сфере также тщательней и создавать новые методики, механизмы для борьбы с явлением коррупции Коррупция в органах внутренних дел имеет социальные корни, и, следовательно, представляет собой социальное явление, а точнее – явление антисоциальное, которое самой сутью своего существования, а также своими последствиями причиняет весьма серьезный, а порой и невосполнимый ущерб всему обществу и в конечном счете – каждому человеку, независимо от того, состоит он на государственной службе или нет. Вследствие коррупции подавляющая часть населения нашей страны вытесняется из устоявшейся системы социальной защиты и обеспечения, а также все более отдаляется от целого ряда бесплатных государственных услуг и сервиса. Все это вызывает негодование в обществе, а также весьма серьезную озабоченность, особенно со стороны малообеспеченных и слабо защищенных с правовой точки зрения слоев населения нашей страны. Коррупция же в правоохранительных органах в целом и органах внутренних дел в частности представляет повышенную общественную опасность, поскольку вследствие коррупции устраняются субъекты, призванные вести борьбу с этим негативным социально-правовым явлением, поразившим в настоящее время практически все органы государственной власти и управления. Правовую основу противодействия коррупции в системе МВД России составляют вышеперечисленные законодательные акты, а также ведомственные нормативные документы, которые определяют порядок предупреждения и пресечения коррупционных проявлений в сфере внутренних дел. В целях противодействия коррупции сотрудникам органов внутренних дел запрещается: • участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; осуществлять предпринимательскую деятельность; • приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе внутренних дел, в котором он замещает соответствующую должность; • получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения); • выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, по договоренности государственных органов РФ с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; • использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
Список использованной литературы: I.нормативные акты: 1. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Рос. газ. – 2009. – 21 янв. 2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) 3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) 4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с измен. и доп. от 2 декабря 2019 г. № 410-ФЗ)\\ Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954. 5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с измен. и доп. 16 декабря 2019 г. № 432-ФЗ.) // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 52 (ч.1). – Ст. 6228. 6. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов» (с измен. и доп. 11 октября 2018 г. № 362-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009 № 29. – Ст. 3609. 7. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»(с измен. и доп. от 16 июля 2009 г. № 814) // Собрание законодательства РФ. 19 августа 2002 г. № 33 ст. 31966. 8. Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».(с измен. и доп. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 12 мая 2009 г. № 33 ст. 31966. 9.
II. Литература 10. Антаева Л.А., Паулов П.А. Коррупция в современной России: проблемы противодействия // В сборнике: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. Материалы 15-й международной научно-практической конференции. 2016. 11. Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих / В.В.Астанин. - М.: Европ. учеб. ин-т МГИМО (У) МИД РФ, 2013. – 326 12. Веремейчик А. В., Литовка А. Б. Противодействие коррупции при прохождении службы в полиции // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 278-282. 13. Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал. - 2013. - № 2. - С. 34-45. 14. Карпович О.Г. Коррупция в современной России / О.Г. Карпович - М.: Юристъ, 2015. –445с. 15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А. И. Чучаева. М., 2018. -445с. 16. Короткова О.И. Коррупция в органах государственной власти // Современное право. - 2010. - № 1. - С. 82-85. 17. Кудашкин А. В. Подарок или взятка: вот в чем вопрос?! Вопросы квалификации при совершении военнослужащими коррупционных правонарушений 2010. № 3. С. 8-13. 18. Меркуленко А.А. Коррупция в РФ: понятие, виды, формы, причины и последствия [Электронный ресурс] // научная статья. Всероссийский студенческий конвент «Инновация». – 2016. – С. 36 -45. 19. Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов в системе государственного и муниципального управления; проблема нормативного правового определения понятия // Законодательство и экономика. №3. 2016. – С. 16-19. 20. Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство: Причины, следствия, реформы/Пер.с англ. О. А. Алякринского.-Москва: Изд-во Логос,2003,с258 21. Статистика коррупции в мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vawi lon.ru >statistika- korru ptsii-v-mire/ (дата обращения: 22.10.2019) 22. Щукин С.Ю. Проблема коррупции в правоохранительных органах (сравнительный анализ) Дата размещения статьи: 10.04.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lexandbusiness.ru>view- article.php... (дата обращения: 22.10.2019) 23. Уровень коррупции в России. События в Дагестане. Будет ли иметь продолжение в других регионах антикоррупционная кампания в Дагестане?13 марта 2018 г. Доступ: http://fom.ru/Bezopasnost- i-pravo/13984 (проверено 22.10.2019). 24. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией в органах полиции США https://studwood.ru/929020/pravo/zarubezhnyy_opyt_borby_korruptsiey_organah_po litsii_vozmozhnosti_primeneniya_rossiyskoy_federatsii
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|