Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Противодействие коррупции и антикоррупционная политика




 

 

На современном этапе развития государства, основным методом управления общественных отношений является нормативно-правовое регулирование.

Противодействие коррупции также может регулироваться с помощью нравственных, социальных, политических средств, но даже они так или иначе находят свое отражения в нормативно-правовых актах.

Современные исследователи характеризуют это как совокупность «нормативных правовых предписаний, регламентирующих приемы, способы противодействия коррупционным отношения, и юридических технологий, сопряженных с эффективным правовым инструментарием, юридической техникой, толкованием права и формами правореализационной практики, способствующей снижению факторов коррупционной деятельности и порождающих ее причин». [10]

Правовые средства единственный метод реализации других мер в борьбе с коррупционным явлением, которые должны быть закреплены в правовые акты, такие как: научные, организационные, пропагандистские, экономические. Важно понимать что правовое регулирование противодействии коррупции должно иметь системный подход, который будет формировать государственную антикоррупционную политику.

В наши дни систему нормативно-правовых актов можно подразделить на следующую иерархию:

1) международные правовые акты;

2) федеральные законы;

3) национальная стратегия противодействия коррупции;

4) указы президента;

5) правовые акты государственных органов;

6) законодательство субъектов.

Сегодня уровень коррумпированности вертикали власти напрямую зависит от произошедших событий 90-ых годов.

После перехода из одной системы политического устройства в другую, также перебрались чиновники всех уровней, которые были коррумпированы.

Надо отметить тот факт, что нормативная база по противодействию коррупции существовала на тот момент, доставшееся от советского союза, но именно меры, применяемые против коррупции, были малоэффективны.

Становление и развитие Российской Федерации как государства сопровождалось принятием ряда нормативно-правовых актов, направленных на профилактику, выявление и пресечение коррупции.

Реализация поставленных задач по внедрению в систему государственной службы эффективных мер и механизмов, направленных против коррупции сопровождалось «Концепцией административной реформы в Российской Федерации», которая балы одобрена Правительством РФ. Поэтому в 2006 г. Были ратифицированы две Конвенции ООН: «Конвенция против коррупции» и «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию».

Важной вехой в развитии нормативно-правовой базы противодействия коррупции стал ряд Федеральных законов. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и Федеральный закон №274 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии коррупции” от того же числа. Федеральный̆ закон № 172-ФЗ от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Были внесены изменения в 25 федеральных законов, а также в утверждённый Президентом Национальный план противодействия коррупции. К антикоррупционным правовым актам относятся также нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты. За 2009–2013 гг. принято свыше 40 нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции, в основном подзаконного характера.

Национальный план противодействия коррупции является основой для антикоррупционной политики в Российской Федерации, для системы планирования противодействия коррупции.

Национальный план состоит из общих принципов, которые вошли в планы противодействия коррупции исполнительной власти, планы субъектов федерации и муниципалитетов.

Кроме того национальный план противодействия коррупции повысил требования к квалификации и моральному облику слушающих, а также обозначил, что декларировать свои доходы, помимо чиновников и должностных лиц, обязаны военнослужащие, полицейские, таможенники и их члены семьи.

 В каждой государственной организации были открыты специальные структуры направленные на предупреждение и пресечение коррупции.

Идея национального плана была конкретизирована в Национальной стратегии противодействии коррупции 2010 года.

 Основной целью стратегии является предотвращения причин, порождающих коррупцию в стране, ведь коррупция все еще затрудняет нормальное развитие страны в сферах экономики и общественной безопасности, мешает нормальному функционированию общественных механизмов, вызывает в обществе тревогу и не доверие к государству и к чиновникам, создает негативный имидж для России на международной арене.

Основные принципы антикоррупционной политики закреплены в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В законе закреплены система мер охватывающие многие сферы общественной и государственной жизни, а так же в узких сферах: в политической, экономической, материально-технической и правовой[11]. 

Учеными потенциал этих правовых норм оценивается очень высоко, если реализовывать все нормы, уровень коррупции может кардинально изменится. Закон унифицирует правовой механизм борьбы с коррупцией, придавая правовому порядку в данной сфере большую системность, и определяет логическое развитие законодательства о противодействии коррупции. Где антикоррупционная политика движется в правильном направлении. Но также справедливо отметить, что закон требует доработок.

Президент Российской Федерации определяет направления противодействия коррупции и устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, а также устанавливает руководство в области антикоррупционной политики.

В свою очередь Федеральное собрание обеспечивает и дополняет систему нормативно-правовых актов противодействия коррупции, с помощью своей функции разработки и принятием федеральных законов. Может осуществлять контроль над органами исполнительной власти в своей компетенции.

Правительство Российской Федерации распределяет функции по противодействию коррупции между органами исполнительной власти, которые находятся в правительственном подчинении.

По решению Президента Российской Федерации могут формироваться отделы в составе представителей органов федеральной власти, субъектов и муниципалитетов, с целью реализации государственной политики в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных преступлениях органы по координации правонарушений передают их в специальные органы по осуществлению надзора и принимать решения в установленном законом порядке.

Важную часть системы противодействия коррупции в Российской Федерации нормативно-правовых актов составляет международные Конвенции. Например, в Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступлений деятельности» рассматриваю такие важные аспекты как сотрудничество по борьбе с коррупцией уголовных и гражданских дел.

Важной составляющей является Конвенция ООН против коррупции (ратифицирована Россией 21 марта 2006 года, в силу вступил Федеральныйзакон№40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции») против коррупции, в которой содержится полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия. Результатом борьбы может стать не просто уменьшение количества коррупционных преступлений, но и возвращение из-за рубежа потерянных из-за коррупции средств.

В Конвенции прописано, что страны обязаны возвращать деньги полученные коррупционным путем в страны, из которых они были вывезены. Важнейший инструмент в борьбе с коррупцией заключается в классификации имущества, она создана для предупреждения коррупционных факторов. С учетом этого предстоит урегулировать вопросы конфискации и в уголовном законодательстве - с 2004 года вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, заменившие конфискацию имущества за различные преступления, в том числе и коррупционного характера, на штрафы в размере до 1 млн. руб. Российское законодательство нуждается в расширении составов преступлений попадающие под признаки коррупции. К их числу будет отнесен не только подкуп чиновников, но и различные злоупотребления служебным положением, влиянием в корыстных целях. В Конвенции ООН описано около двух десятков коррупционных преступлений, с которыми государства-участники должны бороться.

Конвенция, в частности, содержит положения о криминализации коррупционных деяний, а также регламентирует вопросы правовой помощи и выдачи граждан. Многие важные для борьбы с коррупцией положения содержатся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Данная Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 26.04.2004 года № 26-ФЗ.

Активное участие России в разработке и ратификация Конвенций подтверждают ее приверженность к борьбе с коррупцией. Где закладываются основные стандарты комплексного противодействия международного сообщества коррупции, открывает для государств возможности улучшения правовых механизмов системы противодействия коррупции и антикоррупционной политики.

Конвенции ООН закладывает стандарты комплексного противодействия международного сообщества коррупции, открывает для государств возможности совершенствования правовых механизмов в борьбе с криминалом, в том числе через механизмы международного взаимодействия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...