Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К 2. Эта загадочная смысловая связь




Как создать смысловую связь между примерами в сочинении ЕГЭ

К 2. Эта загадочная смысловая связь

Что мы точно знаем?

 

Связь между предложениями

Смысловая Грамматическая
Текст(от лат. textus - ткань; сплетение, сочетание) Я люблю торты. Пингвины сидят на льдине. Смысл. связь текст См. задание 25 Слова-сцепки. Кстати, о деньгах. При упоминании о нихтётушка сразу же воскликнула...

 

Нам всем понятно, что такое связь между предложениями. Задание 25 нацеливает на поиск слов – сцепок, осуществляющих грамматическую связь между предложениями.

Мы понимаем, что предложения в тексте должны быть связаны по смыслу. «Шедевр» «Я люблю торты. Пингвины сидят на льдине» нельзя считать текстом, именно из-за отсутствия смысловой связи.

Но даже это бессвязное нечто можно, проявив фантазию, превратить в текст:

 

Я люблю торты. Их крем из взбитых сливок напоминает мне льдины, на которых сидят пингвины.   Теперь у нас есть связь и на уровне смысла (крем напоминает льдины), и на уровне грамматики (слова-сцепки «торты – их»). Теперь у нас есть ТЕКСТ

 

В этом нет ничего нового. Про связь между предложениями мы говорим постоянно. А вот что такое смысловая связь между частями текста? Мы про неё специально не говорим, потому что очевидно, что разные микротемы одного текста связаны по смыслу. Это данность. Но теперь про эту «данность» и «очевидность» нужно написать специально и отдельно. Если этого не будет, то за комментарий наш ученик получит уже не 5 баллов, а 4. То есть будет логичным сказать, что специальное объяснение связи между примерами оценивается в один балл.

Определяем для себя структуру комментария:

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

 
  1. Первый пример
2. Пояснение
3. Второй пример
4. Пояснение
5. Связь
5 баллов! Только когда кулачок собран – все пальчики загнуты, можно сказать, что я выполнил(а) поставленную задачу.


Чтобы написать о связи между микротемами (рассказ о 1-м примере = 1-я микротема / рассказ о 2-м примере = 2-я микротема), нужно знать, какой эта связь бывает.

 

Смысловые отношения между микротемами

1. Причинно-следственные отношения

следствие поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, следовательно, вследствие этого, в связи с этим, благодаря этому…
причина потому что, так как, из-за того что, в связи с тем что, поскольку


Рассмотрим этот вид связи на уровне предложений:

Сегодня дождь, следовательно, нужно взять зонт. Отношения следствия (справа перечислены слова, которые помогают выразить эти отношения). Но стоит поменять части высказывания местами, отношения следствия превращается в отношения причины: я взяла зонт, потому что …

Как проявляется причинно-следственная связь на уровне микротем?


Семья мальчика рассказала всем в городе о поступке Селивана Изменилось отношение людей   Изменилось отношение людей потому что Семья мальчика рассказала всем в городе о поступке Селивана

Здесь и далее (если не указано иного) для анализа используется текст Н. С. Лескова, приведённый в демоверсии по русскому языку 2019 года.

Текст
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...