Как написать. 4. Сопоставление частей информации. 5. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения. 6. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации
Как написать
Автор показывает, как много лет люди в городе и округе относились к Селивану. Все считали его «колдуном», «разбойником», «злодеем» и «пугалом», все знали, что он «вор», всем он представлялся «страшным», все его не любили.
Но далее Н. С. Лесков пишет о том, что Селиван стал людям «хорош и приятен», для всех сделался человеком любимым и почитаемым. На его «опороченный дворишко» «стали люди заезжать», «пошёл доход»...
Именно такое явное противопоставление позволяет понять, как изменилась жизнь героя ИЛИ (при другой проблеме) позволяет понять, какую роль сыграла семья рассказчика в его жизни.
4. Сопоставление частей информации
Информация 1
|
| Информация 2
| так (же), таким (же) образом, аналогично, тогда как, в то время как…
|
Хорошее отношение людей к Селивану
имеет причину
| в то время как
| Плохое отношение людей к Селивану
беспричинно
(в предложенном фрагменте)
|
Хорошее отношение людей к Селивану
основано на его поступке
| в то время как
| Плохое отношение людей к Селивану
основано только на его внешности
(в рассказе " Пугало" )
|
1-й пример
| 2-й пример
| смысловая связь между ними
|
По приведённому фрагменту совершенно непонятно, почему много лет люди так плохо относились к Селивану.
Если прочитать рассказ «Пугало» полностью, становится ясно, что к Селивану относились плохо, потому что он был страшен собой и нелюдим
| Новое отношение людей к Селивану связано с тем, что все узнали о его честном и благородном поступке
| Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль: наше плохое отношение к людям часто беспричинно и ни на чём не основано.
|
5. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения
Информация 1
| поясняется (чем? )
| Информация 2
| например, так, именно, другими словами, иначе говоря…
|
Обобщение автора
Авторская мораль
Уж сколько раз твердили миру…
| поясняется
(чем? )
| Сюжетная часть басни
История вороны и лисицы
|
Рассуждение автора
Рассуждение Н. Тэффи о любви-страсти и любви-нежности
| поясняется
(чем? )
| Пример из жизни героя
История женщины, ухаживающей за больным грубым мужем
|
6. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации
Информация 1
| становится основой для
| Информации 2
| таким образом, итак, короче говоря, следовательно
|
Пример из жизни героя
рассказ о конкретном случае
| становится основой для
| обобщения автора
|
Сюжетная часть басни
Мартышка к старости
слаба глазами стала
| становится основой для
| обобщения автора
авторская мораль
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
|
Порядок действий
1. Читаю текст.
2. Определяю, какие виды смысловой связи есть между микротемами.
3. Подбираю примеры, иллюстрирующие этот вид связи.
4. Не ленюсь составить таблицу
Связь
| 1-й пример
| 2-й пример
|
|
|
|
Для справки:
Н. С. Лесков. Письмо к издателю А. С. Суворину:
«У меня есть полудетский, полународный рассказ «Пугало», печатавшийся три года тому назад как «святочный рассказ». Он представляет доброго, честного мужика, «постоялого дворника» (человек, содержащий постоялый двор), которого считали вором и разбойником без всякой иной причины, кроме того, что он был страшен собою и нелюдим, а также скрывал свою жену - дочь отставного палача. Это истинный … случай… Рассказ читали с удовольствием и большие и дети…»
Алгоритм мыслительной деятельности
1. Определяю поставленную проблему и позицию автора.
Если текст повествовательный, определяю, какие герои есть в тексте?
В этом случае три героя. У нас могут получиться совершенно разные сочинения. Это будет зависеть от того, с точки зрения какого героя мы будем рассматривать текст.
Определяем, нравятся ли автору герои
ДА
| | НЕТ
|
За что?
(за честность, за благодарность…)
| | За что?
(за недоверие к людям, за плохое отношение к человеку…)
|
| |
|
Надо быть честным, благодарным…
| = АП
| Надо доверять людям. Нельзя безосновательно относиться к человеку плохо
|
| |
|
… проблема честности, благодарности…
| Проблема
| …проблема доверия к людям, отношения общества к человеку
|
Это очень простой, но очень эффективный «инструмент» выхода на проблему и позицию. Если герой автору нравится, мы понимаем за что. Значит, надо быть таким, как этот герой. Это рабочий вариант авторской позиции.
Если герой автору не нравится, мы понимаем, каким не надо быть. И мы опять выходим на позицию: нельзя быть … Ещё раз хочу отметить, что это рабочий, краткий вариант позиции.
То абстрактное существительное, которое объясняет нам, за что герой автору нравится или не нравится, и будет ключевым в формулировке проблемы.
Селиван
| Семья
| «Все»
|
1. Честность
2. Внутренняя красота (если рассматривать рассказ «Пугало» полностью, а не только предложенный для анализа фрагмент)
| 1. Благодарность
2. Недоверие людям
| 1. Неприятие человека
2. Ошибочное мнение о человеке
|
Проверим себя (см. формулировку основных проблем в ответах демоверсии):
Сформулированные в «шпаргалке» проблемы можно разделить на группы с точки зрения выявленных нами героев.
Герой «все»:
1. Проблема неприятия человека обществом. (Что может быть причиной неприятия человека обществом? Может ли человек изменить отношение к себе со стороны других людей? )
|
2. Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке. (Как создаётся репутация человека? Как формируется мнение о человеке? )
|
Герой «Селиван»:
3. Проблема проявления внутренней красоты человека. (В чём проявляется внутренняя красота
человека? )
|
4. Проблема проявления честности. (В чём проявляется честность? Нуждается ли честность в поощрении? )
|
Герой «семья рассказчика»:
5 Проблема доверительного отношения к человеку. (Как нужно относиться к людям? )
|
6. Проблема благодарности. (Когда возникает чувство благодарности? В чём оно проявляется? Кто нуждается в выражении благодарности? )
|
Предложенный метод позволяет гарантированно попасть в тематическое поле, представленных в ответе формулировок.
Изучаем «шпаргалку» из демоверсии (в данном случае я привожу только один пример из шести, но советую проанализировать все )
Проблема
|
| Позиция
|
|
Проблема доверительного отношения к человеку. (Как нужно относиться к людям? )
|
| К людям нужно относиться с доверием, стараясь рассмотреть то лучшее, что в них есть, и не подчиняясь бездумно мнению большинства, если оно основано лишь на первом впечатлении.
|
|
Какие выводы можно сделать:
- Под словом «проблема» в данном случае понимается то, О ЧЁМ говорится в тексте.
- Для формулировки проблемы используются следующие речевые модели: И. Ф. поднимает проблему (чего? )… Как… / В чём … /Что… / Почему….? Вот проблема, которую поднимает. И. Ф
- Позиция автора - то, ради чего написан текст; то главное, что хотел сказать автор.
- Проблема – позиция соотносятся следующим образом: проблема – вопрос; позиция - ответ.
Эти закономерности выявляются при анализе абсолютно всех ответов, содержащих информацию о тексте. И это ещё один очень хороший «инструмент» для проверки своей работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: