IV. Я и моя будущая семья
Стр 1 из 28Следующая ⇒ Субчева В.П. Учебно-методическое пособие по социально-бытовой ориентировке Для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (часть первая) Г. Москва Пояснительная записка Политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние пять лет, сильно изменили взгляды педагогов на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Произошла смена приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Положение детей с ограниченными возможностями является более плачевным еще и потому, что они не имеют представления о многих житейских, бытовых, семейных проблемах. Социально-педагогическая значимость этих проблем должна была бы решаться введением в учебный план коррекционной школы предмета «социально-бытовой ориентировка». Но, несмотря на наличие этого предмета в программе, подростки с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии интегрироваться в современное общество, создать семью, обустроить дом, вести хозяйство. Социальные изменения в обществе повлияли на содержание обучения детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи и вызвали необходимость разработки программы по социально-бытовой ориентировке.
Успешное освоение программы предполагает наличие у обучающихся навыков, обладая которыми, они не превратятся в социальный балласт после выпуска из школы, а смогут выжить, прокормить себя и свою семью и стать полноправным членом общества. Цель программы: развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната. Условия освоения программы: данная цель достигается посредством организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, а так же посредством осуществления практических работ и экскурсий. Задачи курса: формирование у воспитанников коррекционной школы навыков самостоятельной жизни; освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков; развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности. В результате обучения предложенной программе у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная. Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также использовании примеров и ситуаций из опыта знакомых детям героев литературных произведений, учителей и воспитателей, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни. Процесс освоения программы фиксируется в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, экскурсий, обобщающих уроков, практических работ. Аудиторные формы организации занятий: Лекции: лекция-беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с учащимися. Использование данного вида лекций позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;
лекция с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе лекции обсуждение конкретных жизненных ситуаций; Практические занятия дают возможность обучающимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков. Учебные сюжетно-ролевые игры -синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых, представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно-отсталого ребенка типов деятельностей: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую). Большинство разделов программы изучается с 5 по 10 классы. Это обусловлено особенностью динамики нервных процессов учащихся и позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Ресурсы программы: Общая продолжительность программы 68 часов для каждого класса, то есть 2 часа в неделю. Учебно-методическое пособие по СБО для 5-9 классов имеет следующую структуру: 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 5-9 классов 3. Учебно- тематический план для 5 класса 4. Содержание программы 5 класса 5. Требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса 6. Учебное пособие для 5 класса 7. Учебно- тематический план для 6 класса 8. Содержание программы 6 класса 9. Требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса 10. Учебное пособие для 6 класса 11. Учебно- тематический план для 7 класса 12. Содержание программы 7 класса 13. Требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса 14. Учебное пособие для 7 класса 15. Учебно- тематический план для 8 класса 16. Содержание программы 8 класса 17. Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса 18. Учебное пособие для 8 класса 19. Учебно- тематический план для 9 класса
20. Содержание программы 9 класса 21. Требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса 22. Учебное пособие для 9 класса 23. Список используемой литературы 24. Список литературы, рекомендуемой для подготовки учителя к занятиям по СБО.
Учебно-тематический план, Классы
Класс Учебно-тематический план
Содержание программы
Вводное занятие. Значение предмета СБО для будущей жизни воспитанника школы-интерната. Чему будут учиться дети на уроках. Что представляет собой кабинет СБО, виды поделок, которые можно изготовить для проведения практических работ и сюжетно-ролевых игр.
I. Личная гигиена. Лекция. Значение личной гигиены для сохранения здоровья человека. Последовательность утреннего и вечернего туалета. Лекция. Уход за волосами, подбор прически. Лекция. Гигиена зрения. Практическая работа: Выполнение утреннего туалета. Практическая работа: Чистка ушей Практическая работа: Мытье головы Практическая работа: Сушка волос феном. Практическая работа: Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской». II. Одежда и обувь Лекция. Виды одежды и головных уборов, их назначение. Правила повседневного ухода и хранения. Лекция. Виды обуви, назначение. Правила ухода за обувью из различных материалов. Практическая работа: Повседневный уход за одеждой и подготовка ее к хранению Практическая работа: Повседневный уход за кожаной обувью Практическая работа: Убираем зимние вещи на летнее хранение. III. Питание Лекция. Значение продуктов питания для здоровья человека. Лекция. Кухонная, столовая, чайная посуда, уход за ней. Лекция. Правила безопасной работы с режущими инструментами, кипятком. Лекция. Виды бутербродов. Лекция. Салаты и винегреты. Лекция. Заваривание чая. Лекция. Сервировка стола к завтраку. Практическая работа: .Заваривание чая. Практическая работа: Приготовление открытых и закрытых бутербродов. Практическая работа: Приготовление салата картофельного. Практическая работа: Приготовление винегрета. Практическая работа: Приготовление яичницы. Практическая работа: Мытье кухонной посуды Практическая работа: Сервировка стола к завтраку, мытье столовой посуды IV. Я и моя будущая семья Лекция. Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок). Лекция. Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе). Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи. Практическая работа: Написание фамилии, имени, отчества родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Практическая работа: Сюжетно-ролевая игра «Семейное чаепитие»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|