V. Культура поведения.
Лекция. Правила поведения в музее, библиотеке, в кино, театре. Лекция. Правила поведения за столом. Лекция. Правила приема пищи. Практическая работа: Сюжетно-ролевая игра «Поход в кино» Практическая работа: Сюжетно-ролевая игра «В кафе» Практическая работа: . Экскурсия в школьную библиотеку. VI. Жилище. Лекция. Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, интернатские помещения. Лекция. Гигиенические требования к жилому помещению. Лекция. Правила подметания пола, вытирания пыли. Лекция. Адрес школы-интерната. Практическая работа: Написание адреса школы или дома на почтовой открытке. Практическая работа: Вытирание пыли в спальной комнате. Практическая работа: Подметание пола в игровой комнате. Практическая работа: Ежедневная уборка в моей комнате. VII. Транспорт Лекция. Правила поведения в общественном транспорте. Лекция. Правила передвижения на велосипеде. Лекция. Правила дорожного движения. Практическая работа: Поездка в пригородном автобусе. Практическая работа: Изучение правил дорожного движения и дорожных знаков с помощью интерактивной компьютерной игры. VIII. Торговля Лекция. Основные виды магазинов. Их назначение. Правила поведения в магазине. Лекция. Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров Практическая работа: Сюжетно-ролевая игра «Порядок приобретения товара в продовольственном магазине» Практическая работа: Экскурсия в продовольственный магазин В результате изучения разделов образовательной области «Социально-бытовая ориентировка» для 5 класса учащиеся должны
знать: · последовательность утреннего и вечернего туалета; · правила ухода за волосами, подбора прически; · правила охраны зрения; · виды одежды и головных уборов, их назначение. · правила повседневного ухода и хранения; · виды обуви, назначение; · правила ухода за обувью из различных материалов; · значение продуктов питания для здоровья человека; · правила безопасной работы с режущими инструментами, кипятком; · виды бутербродов; · виды салатов и винегретов; · правила заваривание чая; · правила сервировки стола к завтраку; · семейные обязанности; уклад семьи в прошлом, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи. · правила поведения в музее, библиотеке, в кино, театре; · правила поведения за столом, правила приема пищи; · виды жилых помещений в городе и деревне; · гигиенические требования к жилому помещению; · правила подметания пола, вытирания пыли; · адрес школы-интерната; · правила поведения в общественном транспорте; · правила передвижения на велосипеде; · правила дорожного движения; · основные виды магазинов, их назначение; · правила поведения в магазине; · виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров; уметь: · совершать утренний и вечерний туалет; · чистить уши; · самостоятельно мыть голову и сушить волосы феном; · бережно относиться к зрению; · ухаживать за одеждой и обувью, правильно ее хранить; · сервировать стол к завтраку, готовить бутерброды, салаты, винегрет, яичницу; · мыть посуду; · написать фамилии, имена, отчества своих близких родственников; · вести себя в общественных местах; · написать адрес школы-интерната; · вытирать пыль, подметать пол; · передвигаться на велосипеде по проезжей части; · пользоваться общественным транспортом; · приобретать товары в продовольственном магазине.
Приложение
Пояснительная записка.
Предмет СБО призван дать умственно-отсталым детям знания и практические навыки принятых в данном обществе норм поведения в своих действиях. Учителя СБО одновременно объясняют и показывают, как надо поступать, как правильно себя вести в той или иной ситуации. К концу обучения все эти знания приводятся в систему, осознаются учащимися как необходимое руководство к действию. Знания, которые дают учителя социально-бытовой ориентировки, о правилах и нормах поведения и практические навыки позволяют формировать сознательное стремление учащегося вспомогательной школы овладеть нормами, принятыми в обществе. Личный опыт воспитанников еще очень беден, поэтому умственно-отсталый ребенок может нарушать эти нормы лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступать, как применить то, что он уже успел усвоить. Нередко учащиеся усваивают многое по подражанию, наблюдая за поведением взрослых, часто отрицательным. Поэтому большое внимание учителю СБО следует уделять осознанию ребенком своего поведения, своих действий. Это необходимое условие формирования общественно-полезных навыков и привычек, нравственных норм поведения, а это в свою очередь является одним из путей формирования нравственно-волевых качеств личности. Но сам этот процесс очень сложный, требующий времени и совместных усилий и учителя СБО и родителей или воспитателей. Так, выучившись мыть посуду, школьник постепенно выполняет работу быстрее, чище и аккуратнее. Эта обязанность в результате приобретения навыка становится совсем не утомительной, привычной, а затем уже ребенок просто не может оставить после себя грязную посуду. Человек, привыкший на ночь умываться и чистить зубы, обычно испытывает неприятное чувство, если он должен обойтись без привычного и уже необходимого вечернего туалета. У такого воспитанника вообще выработана привычка к чистоте, опрятности, аккуратности. Для воспитания навыков и привычек, необходимых выпускнику специальной школы, необходимо позаботиться об организации упражнений в тех или иных поступках. Это можно делать на уроках во время сюжетно-ролевых игр, во время экскурсий, поездок. Эту работу разделяет с учителем СБО воспитатели в школах-интернатах или родители. Такие упражнения требуют, чтобы учащийся зная, что у него получается, что не получается, стремился бы овладеть тем или иным действием, навыком, преодолеть свою скованность, свой комплекс неполноценности или наоборот, свою завышенную самооценку, зазнайство. Большую роль на данном этапе играет такт учителя или воспитателя, знание психологических особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход. Для того чтобы упражнения были эффективны, необходимо, чтобы они сопровождались положительной эмоцией у ребенка. Это может быть одобрение учителя или воспитателя, одобрение товарищей и т.д.
В пятом классе систематическая работа по привитию навыков и привычек, по овладению детьми необходимыми знаниями идет, как правило, успешно и эффективно. Это связано с тем, что дети чувствуют себя достаточно взрослыми, ведь они перешагнули за порог начальной школы. Но в то же время они сохранили уважение к учителю, и каждое его слово для них все еще закон. Дети чувствуют, что заняты нужным и серьезным делом, изучая новый интересный для них предмет. Дети более старшего возраста, особенно подростки, часто испытывают чувство неловкости, скованности при проведении сюжетно-ролевых игр, при выполнении тренировочного упражнения во время экскурсии. Эта возрастная особенность затрудняет работу учителя СБО при формировании нужных практических навыков. Поэтому в пятом и шестом классах нужно постараться дать детям возможность усвоить нужных привычек как можно больше. Это основа их будущего поведения в самостоятельной жизни. Как уже говорилось выше, детям свойственны способность и стремление к подражанию, и это должно заставлять учителя следить за собой, выполнять все те правила, которые он внушает детям. В противном случае эффективность всей его работы резко снижается. Необходимо помнить еще и об особенностях применения детьми знаний, полученных на уроках СБО, об их тесной связи в сознании ребенка с определенной знакомой ситуацией. Например, учащиеся, привыкнув здороваться с взрослыми, могут приветствовать их при каждой встрече, несколько раз за один день, т.е. они расширяют сферу применения правила. Или приветствуют только тех взрослых, учителей, которых они хорошо знают, а тех, кто их не учит, дети не приветствуют. Поэтому детей надо специально учить применять полученные ими знания в разных ситуациях. Об этом надо постоянно напоминать.
Если на уроке во время сюжетно-ролевой игры дети ведут себя неправильно, то это, конечно, не формирует навыка, но, с помощью учителя при анализе поведения, воспитанники учатся критически оценивать свое поведение, сделать для себя определенный вывод. Преподавание социально-бытовой ориентировки во вспомогательной школе идет на протяжении ряда лет. Но, к сожаленью, до сих пор не издан учебник по столь важному предмету для умственно-отсталых детей. Учебник, содержащий изложение теоретического материала, примерные практические работы, очень помог бы учителям этого предмета и разнообразил бы приемы обучения, так как работа с учебником помогает решению разных задач. Кроме того, дети могли бы закрепить знания, полученные на уроке, читая на самоподготовке тот или иной параграф учебника. В учебнике желательно видеть дополнительную информацию, интересные факты, кулинарные рецепты. Работая учителем СБО, я решила составить методическое пособие, которое на некоторое время может выполнить функции учебника и оказать помощь в лучшем усвоении детьми программного материала по СБО в пятом классе. Статьи пособия подобраны в соответствии с программой. Некоторые параграфы можно не изучать отдельно, а объединить с практической работой, а сам параграф задать на дом, как закрепление материала, изученного на уроке. Это, к примеру, § 14 «Заваривание чая»,§ 4 «Ваше лицо и прическа», § 15 «Чистка кухонной посуды». Хочу предупредить учителей. При проведении сюжетно-ролевой игры «У парикмахера» учителю нужно быть особенно тактичным и осторожным. Дело в том, что выбор прически зависит от недостатков и достоинств лица, причем первые надо замаскировать, а вторые подчеркнуть. Умственно-отсталые дети очень болезненно реагируют, когда отмечают их недостатки. Поэтому ведущую роль в этой игре должен взять на себя учитель и, ни словом не упоминая о недостатках лица, шеи, фигуры, говорить только о привлекательных чертах. Например, вместо того, чтобы сказать «Так как у Лены короткая шея, ей не идут длинные волосы», можно произнести: «Лене очень пошла бы короткая стрижка. Леночка и так симпатичная девочка, но с короткой стрижкой она превратится просто в красавицу». И в таком же духе о каждом «посетителе» «парикмахерской».
На практических работах по теме «Одежда» можно привести в порядок обувь всех учащихся. Детям очень нравится, что их обувь, не очень чистая в начале, в конце урока блестит от крема и кажется просто новой. Особый интерес учащихся пятого класса вызывают практические работы по теме «Питание». Несколько практических работ по данной теме можно соединить в одну. К примеру, тему «Сервировка стола к завтраку» можно повторять на каждой практической работе. К ней вы можете присоединить тему «Бутерброды», «Заваривание чая», «Приготовление яичницы». Тогда в конце урока у вас в кабинете будет сервирован стол для завтрака и готов сам завтрак. К тому же, во время дегустации ваших блюд, у вас будет возможность научить детей правильным манерам и правилам этикета за столом. После этого «завтрака» вы научите детей, как правильно вымыть чайную и кухонную посуду. Поэтому, быть может, совсем не обязательно выносить тему «Чистка и мытье кухонной посуды» в отдельный урок, также как и тему «Сервировка стола к завтраку». Пристальное внимание нужно уделить теме «Правила дорожного движения». Здесь следует отдельно изучить теоретический материал, а потом совершить экскурсию в общественном транспорте, обращая внимание на те пункты, которые подробно объяснялись учителем. Пусть сами учащиеся объяснят, почему надо поступать именно так, как сказано в правилах, а не иначе. Уместна здесь сюжетно-ролевая игра «В троллейбусе». Дети пятого класса охотно исполняют роли водителя троллейбуса, кондуктора, пассажиров «с детьми» и т.д. О предмете СБО. Дорогие ребята! Сегодня вы начинаете изучать новый предмет. Он называется социально-бытовая ориентировка (СБО). Еще в младших классах вас наверняка заинтересовал кабинет СБО. Часто оттуда доносился запах вкусных блюд, которые готовили старшеклассники, или вы видели краем глаза, что там красиво и празднично накрывают стол…. Вам очень хотелось попасть на такие интересные уроки. Но вот и ваше время пришло. Так чем же вы будете заниматься на уроках СБО? Вы научитесь составлять меню, готовить различные блюда, накрывать стол, ухаживать за маленькими детьми, красиво и модно одеваться, подбирать прическу и крем для лица, составлять деловые бумаги и отправлять посылки, вести себя вежливо и культурно и многое другое. Предмет социально-бытовая ориентировка учит детей как поступать в той или иной жизненной ситуации учит самой жизни. Поэтому этот предмет очень важен для вас, но к тому же, он очень интересен! Вы будете играть на уроках то в «магазин», то в «телеграф», то в «день рожденья моего друга». Вы часто будете ходить на экскурсии. И сегодня уже состоится ваша первая экскурсия по кабинету. Кабинет СБО похож на квартиру. Там есть прихожая, кухня, гостиная и спальня. Все в этой квартире очень уютно и красиво. И вы должны беречь эту красоту и этот уют. В кабинете нельзя кричать, трогать без разрешения понравившиеся вам вещи. Нельзя сорить, пытаться включить электрический прибор или газовую плиту. Все, что можно и нужно сделать, скажет вам ваш учитель. И еще. На уроке вы должны быть аккуратно одеты и причесаны. Не забудьте помыть руки перед уроками СБО. Итак, мы начинаем интереснейшее путешествие в жизнь. Удачи вам, ребята!
Вопросы: 1. Как называется предмет, который вы начинаете изучать? 2. Чему вы будете учиться на уроках социально-бытовой ориентировки? 3. Как надо вести себя в кабинете СБО?
Словарь: социально-бытовая ориентировка, кабинет СБО, аккуратно.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|