Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Николя Реми. Франция, религия и жуть. Гугеноты




Николя Реми

Сжегши Гандильонов, Боге обратился к поиску в регионе Юры других оборотней. Неясно, нашел ли он кого-либо, но его усилия к поиску ведьм, кажется, приумножились. Прежде всего, в суды попадал народ из тех, кто практиковал колдовство, и число таких катастрофически росло. Однако, хотя Боге и настаивал, что оборотни в обществе скрывались всюду (он непрерывно приводил примеры из Полини и портного Шалона), число действительных случаев оборотничества было незначительно. Реально, судебные дела над колдунами множились, но их общее число было значительно меньше, чем требовалось Боге. Коллега Боге, судья Николя Реми из Лотарингии, автор основной книги по колдовству Demonoltary [27] , громогласно утверждал, что он осудил за колдовство, включая оборотничество, и казнил не меньше 900 человек. Однако в действительности, согласно отчетам, как полагают – число их было гораздо меньше. И все же, упоминания о ведьмах и оборотнях были многочисленными и реальность их существования глубоко укоренились в умах французов. В оборотнях до сих пор видят агентов Дьявола.

Франция, религия и жуть

Основная часть большинства древних ужасов, наводнявших Францию второй половины XVI века, во времени изменялась. Трудности (социальные, религиозные и экономические) были присущи, конечно, всей Европе. Но во Франции они, кажется, приняли особый размах. Часть этих проблем, казалось, были связаны с протестантизмом, который обещал свободу и независимость от ощутимой католической тирании. Это было точкой зрения не только одной доктрины, но, как бывает у большинства религиозных учений, и отдельных сект.

Гугеноты

Строгие протестантские гугеноты относились к французской монархической родне с презрением и стремились управлять собственными делами “благочестивым образом” – то есть, по иным законам – не королевским. Многие из гугенотских городов, которые управлялись почти как независимые республики, и гугенотские лидеры и священники, поощряли неуплату церковной десятины – обычно 10 процентов от полного дохода в пользу церкви. При этом они занимали позиции, крайне противоречащие действующему законодательству. В округах, таких как Лангедок и Аквитания, вспыхнули крупные восстания против десятинного налогообложения, которые одновременно создавали напряжение в сборе светских налогов и всяческое противление правителям. Такая ситуация продолжаться долго не могла. Поскольку гражданское неповиновение и бунты продолжались на протяжении всех 1560-ых, властям пришлось принять жестокие меры.

Варфоломеевская ночь [28]

24 августа 1572 г. многочисленные французские протестанты стекались в Париж, чтобы засвидетельствовать брак Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа. Случайной причиной стал день св. Варфоломея, как считали, праведным и радостным. В этот день католические структуры решили действовать. Армии дали волю, и сотни гугенотов были убиты, что отравило атмосферу между католиками и протестантами на многие последующие года. Событие возвестило эпоху, известную как период религиозных и ряда гражданских войн, в которых протестанты и католики противоборствовали за сферы влияния. В 1598 г. прежде протестантский король Франции, Генрих IV, попытался сгладить ситуацию, подписав Указ Нанта, который предписывал религиозную терпимость между всеми французскими гражданами. Однако меньше чем через сто лет в 1685 г., внук Генриха, Луи XIV, отменил этот Указ, объявив протестантство вне закона, превратив Францию в католическую страну, и высылал гугенотов. В эти религиозные и гражданские волнения вмешивались другие факторы – эпидемии и трудности, затрагивающие личность и экономику повседневной жизни. Религиозная ненависть, болезни, бедность и гражданские войны – все имело разрушающее действие на социальную структуру, особенно в обособленных регионах. Во времена неуверенности и смертей, люди искали козлов отпущения, а религиозные общины, несомненно, стремились утвердить себя. Бог был у себя на Небесах, а Дьявол был в миру, и стремился обрушиться и разрушить справедливое. При всем этом простой народ не мог обратиться к верховным властям для разрешения каких-либо проблем – потому их теперешнее состояние было весьма опасным. Согласность положения, которое характеризовала правление Генриха II теперь, уступила периоду нерешительной и слабой власти под управлением его сына. Франциск II с советником, шотландским протестантским реформатором Джоном Ноксом (Франциск был женат на молодой Марии, королеве Шотландии), правил немногим более года “под гадкое наушничество папистских священников”. В 1559 г. ему было только пятнадцать, когда он поднялся на трон, и, понимая молодость и подверженность внешнему влиянию нового монарха, многие большие французские семейства – такие как огромный католический дом Гизов – стремились повернуть удачу лицом к себе. В 1560 г., после года безрезультатного и посредственного правления, Франциск скончался от рака уха (доказательство, как сказал Нокс, ядовитого нашептывания католиков), и трон был наследован его младшим братом, Карлом IX. Карл был всего лишь неразумным ребенком – поэтому страной реально управляла его сильная мать, Екатерина Медичи. Умелый политик, Екатерина лавировала меж двух огней, сохраняя Францию католической страной. Однако она не хотела усиления влияния католической семьи Гизов в управлении делами и полномочия сына, легко поддающемуся влиянию, переложила на себя – она, для уравновешивания влияния, даже искала расположения некоторых ведущих протестантских лидеров. Она также остро ощущала повышение мощи в стране гугенотских группировок, и именно она санкционировала резню св. Варфоломея, хотя король – ее слабовольный сын – приказывал.

Для страны резня явилась поворотным моментом, углубив разногласия и окончательно отворотив французских протестантов от монархии. Последующие годы знаменовались попытками католической церкви завоевания и сохранения влияния на умы людей и противостояния протестантов, борющихся с такими же усилиями и с такой же целью. Не удивительно, что в такой накаленной атмосфере начали появляться демонологии, заполоняя воображение обывателей даже сельской местности.

В 1574 г., к смерти Карла IX, Франция была разобщена как никогда ранее, и его младший брат Генрих III унаследовал удручающий разброд. Гизы сформировали радикальную Лигу католиков, которую поддерживал влиятельный католический король Испании, Филипп II, одновременно гугеноты готовились к вооруженному конфликту. В отчаянных попытках предотвратить полномасштабную гражданскую войну (незначительных столкновений и междоусобных «войн» между этими двумя группировками было достаточно) Генрих рассчитывал выбрать средний путь, который, как ему казалось, был приемлем для политикума (умеренных представителей с обеих сторон). С этой целью он заключил союз со своим кузеном, гугенотом Генрихом Наваррским, для нападения на католическую цитадель, Париж, где Гизы «мутили воду». Вторжение не состоялось – Генрих III был убит доминиканским монахом – и, поскольку у него не было детей, престол унаследовал его кузен из Наварры, который стал Генрихом IV, первым королем из Бурбонов. Ему пришлось силой возвращать большинство земель своего королевства от власти Лиги католиков. Чтобы умиротворить парижский люд и многих из влиятельных дворян-католиков, Генрих сменил свою протестантскую на католическую религию и объявил, что “Париж был богат мессами”. Это дало ему, как толерантному королю-католику, возможность узаконить эдикт Нанта, который находил способы решения части проблем в зияющей пропасти различий между религиями. Гугеноты оставались неразрешимой проблемой монархии в течение почти века. Сам Генрих был бы убит в 1610 г., оставив трон Франции девятилетнему сыну – Луи XIII.

Бушующие междоусобные войны, преследующие страну в это бурное время, порождали неустойчивость монархии и неуверенность в человеческой жизни. Все предопределяло чувство полной гибели. Для многих конец света был уже не за горами и силы зла были повсюду. К тому же междоусобицы и повальные эпидемии оставляли, особенно в сельской местности, множество тел не погребенными, которые привлекали легкостью добычи волков от окружающих лесов. Истории нападений волков, возможно, смешивались с местными историями о сверхъестественных силах, иллюстрируемые работами Анри Боге и Николя Реми, вызывали страхи обывателей и заставляли выискивать ужасы повсюду.

Неясные и причудливо-выглядящие чужеродные создания, как Жак Руле, или угрюмые отшельники, как Жиль Гарнье, были порождениями общей социальной неуверенности того времени. В общественном сознании нападения волков часто связывалось с демонами, скрывающимися в лесных массивах, и, окружающее местное население зло, могло быть изгнано только с их казнью. И конечно, тень наблюдающего с опушки леса волка, была достаточной, чтобы напугать всех. Понятие враждебного человека-волка, проклятия Человечества, постепенно надвигалась все ближе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...