Д-р Иоганн Виер. Реджинальд Скот. Сигизмунд Фрейд
Д-р Иоганн Виер Тем не менее, следует сказать, что вера в превращавшихся в зверей мужчин и женщин как о демонах, безоговорочно не воспринималась. Один из таких ранних скептиков был немецкий врач, Иоганн Вейер (или Виер, 1515–1588), который искал своего рода медицинское подтверждение этим жутким и сверхъестественным способностям, в которых обвинялись некоторые, заслуживающие сожаления люди. В действительности, Вейер, как думают, был первым человеком, который использовал термин «психически больной», чтобы описать состояние, в котором пребывали некоторые из этих людей. Последовательный и гуманный человек, он утверждал, что некоторые из несчастных заблуждались, думая, что они общались с дьяволом, становились зверьми или имели сверхъестественные способности, заслуживают не осуждения их судами, а сострадания. В своей книге De praestigiis daemonum (Иллюзия Демонов), первоначально изданной в 1563 г., Вейер нападал на Malleus Malificarum, путеводитель охотников на ведьм, преследовавших вместе с церковью сбитых с толку и умственно ущербных людей. Вейер был последователем кельнского мудреца, Агриппы Неттесгеймского, Корнелия Генриха (Heinrich Cornelius Agrippa von Nettesheim) (1486-1535), который, признавая темную магию, утверждал также, что всё, включая оккультизм, философию и медицину, является частью связного целого. Работа Вейера считается одной из самых ранних книг, показывающих весьма просвещенный взгляд на предполагаемую опасность сверхъестественного, и действительно расширяет многие из основополагающих сторон современной психиатрии по отношению к полной облегченной теории колдовства и трансформации. Среди рассматриваемых проявлений предполагаемого колдовства Вейер делал определенные ссылки на оборотней. Те, кто был обвинен в таких преступлениях, он настаивал, страдали от “расстройства их меланхоличного характера”. Он привел обстоятельный список медицинских симптомов, которые могли бы стимулировать лунатизм, в своих блужданиях они могли представлять себя волками или другими зверьми. И, он настаивал, что их можно было «вылечить» многими средствами: пусканием крови для восстановления баланса расположения духа или едой сочных фруктов и строгой диете. (Вейер был, как известно, всего лишь врачом). Далее он рассматривал случай оборотней Полини, которые признались в пожирании маленьких детей и посещении шабаша ведьм. Его заключение было таким – эти мужчины психически больны не были, а были просто обмануты. В подтверждение, что они, может быть, действительно встречались с Дьяволом или его агентом (хотя, что они вкладывали в “Дьявола” в их терминологии, остается открытым вопросом), Вейер продолжает: Хозяин Лжи так запутал их умы, что они верили многому о себе, чего и не было. Согласно Вейеру, это, возможно, было следствием бальзамов и мазей, которыми мужчины напомаживали себя перед превращением – элементы этих мазей, вероятно, обладали галлюциногенными свойствами, которые помрачали их умы еще больше. Объяснение, которое дал Вейер, было логичным и медицинским, объединяющим многогранность раннего психоанализа, и связывало с психотропными наркотиками. В этих выводах немецкий доктор, кажется, далеко опередил свое время.
Реджинальд Скот Работа Вейера, вскорости, подверглась сомнению одним-двумя другими авторами, которые усомнились в достоверности случаев колдовства (и косвенно, оборотничества). Один из них – англичанин, Кентийский сквайр Реджинальд Скот (1538–1599). Шотландец был мировым судьей в Кенте, он также видел проходящих перед ним много сбитых с толку людей, обвиняемых в фантастических преступлениях. Также следует помнить, что шотландец был протестантом и пользовался каждой возможностью, чтобы критиковать то, в чем он чувствовал суеверие и легковерие католической церкви. Его самая известная работа, Разоблачение колдовства, первоначально изданная в 1584 г., (спустя девятнадцать лет после Вейера), высмеивающая легковерие тех, кто исповедовал принципы колдовства и обвинявших убогих и часто слабоумных людей. Он цитировал Вейера, большая часть работы которого, казалось, отражала аргументы немецкого врача, предполагая умственные проблемы у обвиняемых.
Сигизмунд Фрейд Несмотря на работы просветителей, таких как Вейер и шотландец, оборотническая истерия засела глубоко в мозгах обывателя, всплывая время от времени очередной вспышкой истерии. На самом деле слово «истерия» в качестве медицинского термина пришло намного позже – в работе отца психоанализа, Сигизмунда Фрейда. В 1897, Фрейд развил теорию, что «истерия» – это, во многих случаях оборотничества, как теперь предполагают, могла бы быть отсроченной эмоциональной реакцией на предшествующие сексуальные злоупотребления или на подавляемые детские сексуальные фантазии. Определенные аспекты этой теории могут согласоваться со случаем Гренье в 1603 г. и, возможно, также в более раннем суде над Гандильоном. Фрейд, возможно, был под сильным влиянием некоторых из теорий Вейера. Нет сомнения, что он читал работу Вейера, в переводе с французского, поскольку в интервью в 1906 г. он ссылался на нее, как на одну из десяти, оказавших на него самое большое влияние. В 1914 г., согласно его собственному отчету, Фрейд столкнулся с пациентом, который изображал причастность к оборотням. Этот случай в своих заметках и отчете Фрейд назвал симптомом волко-человека. Пациента он описывал как двадцатисемилетнего мужчину из довольно зажиточной российской семьи, члены которой рассказывали о детской мечте быть волком. Он лежал в своей кровати и мечтал, когда внезапно окно спальни медленно открылось и, у подножия большого грецкого ореха он увидел сидящих неподвижно шесть или семь белых волков. Они все пристально наблюдали за ним. Ни один из волков не шевелился и не высказывал какой-либо угрозы, однако мальчик закричал и, проснулся – его няне и пришлось его успокаивать. По этому случаю есть любопытная народная примета, о которой оба – Фрейд и пациент – хорошо знали. Пациент родился 25 декабря (во многих поверьях – любой, отважившийся родиться в рождество Христово, был обречен стать монстром и пособником Дьявола), к тому же он родился в рубашке (прозрачная пленка на лице, которая обычно разрывается при родах), которую в России также считали плохим предзнаменованием. Фрейд также сообщал, что няня, опекавшая ребенка, была очень религиозной и чрезвычайно суеверной и приняла рубашку как предзнаменование, что в будущем ребенок станет оборотнем. Воспоминания об этом, усиливали детские грезы о волках. Завершая исследование волко-человека, Фрейд отмечал, что, наиболее вероятно, ребенок желал вернуться в лоно матери, и полностью отвергал старую народную примету о рожденных в рубашке, переданную ему няней. Для любопытных заметим, что Фрейд сам родился в рубашке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|