Оборотни в фильмах. Лон Чэйни, младший. Человек-волк
Оборотни в фильмах Наука и психиатрия хотя и стремились найти альтернативные объяснения условий воображаемой ликантропии человека, который мог превратиться в волка по желанию или спонтанно, однако их темное обаяние все еще привлекало многих людей. По сему, как идея, была готова для коммерческой эксплуатации. К началу 1930-ых оборотни, двойники вампиров, делали в кино большие кассовые сборы. Кино становилось общедоступный формой развлечения; популярные фильмы стали источниками больших доходов – ужас стал многообещающим жанром. Новая версия фильма Дракула, со зловещим Бела Лугоши в главной роли, совместно с подобным Франкенштейном, с англичанином Уильямом Генрихом Прэттом (который изменил свое имя, звучащее на восточноевропейский манер, Борис Карлофф) в главной роли, доказали их перспективность. Киноиндустрия всюду искала достойный ужас, чтобы тиражировать его в кино. И он нашелся – это был оборотень. Лон Чэйни, младший В 1930-ых, 1940-ых киностудия Universal была лидером в области готического ужаса. Это была та Universal, которая выпустила и Дракулу и Франкенштейна, популярных и признанных критикой в 1931 г. работ, и теперь компания искала другой кассовый удар. В 1935, они выпустили посредственного Оборотня Лондона, но к 1941 г. они были настроены выпустить то, что сегодня трактовалось бы как блокбастер оборотня. Картина была названа Человек-волк, и должна была внести мотив оборотня в кинематографическую легенду. Актер, выбранный на главную роль, не был огромной устрашающей фигурой – он нигде не «засветился» на экране своим зловещим присутствием как Лугоши или Карлофф – и он не блистал актерским талантом. Его звали Крейтон Тулл Чэйни, и он был сыном легендарного актера немого кино, Лона Чэйни. Хотя его отец не советовал ему работать в кино, однако Крейтон мечтал о кинематографе и не помышлял отказываться от семейной традиции, взяв после смерти отца в 1931 г., его имя, Лон Чэйни младший. Его помесь довольно жестоких взглядов и искренней невиновности, по-видимому, сделала его идеальным кандидатом на отрицательного персонажа.
Съемки фильма начинались в невыгодной ситуации. Две другие кассовые работы Universal –Дракула и Франкенштейн – основывались на признанных литературных произведениях Брэма Стокера и Мари Шелли. Кинозрителям были знакомы истории или, придя домой, они могли прочитать ее в книге. Сравнительно известное литературное произведение, связанное с оборотнем, отсутствовало и, таким образом, фильм должен был опираться на сценарий и на актерскую работу Чэйни. Человек-волк Как в случае с вампиром и, до некоторой степени, Франкенштейном, Universal, вводила в историю некоторые, похожие на фольклор, собственные элементы. Сценарий, написанный Куртом Сиодмаком, содержал определенные собственные фантазии как цыганский фольклор. Например, хотя многие упоминания об оборотнях и вызванной ими паники происходили из Франции, оборотень стал существом, главным образом, обитающим в Германии и Восточной Европе. Это совпадало с другими двумя главными творениями ужасов Universal, у которых были Восточноевропейские корни. Главный герой магический бальзам, плащ или пояс из шкуры волка не использовал, а превращался в зверя, непроизвольно, светом луны. Это вытекало из известного четверостишия, которое приписывалось древним цыганам, а в действительности было написано специально для фильма Сиодмаком и его командой литераторов: “ Человек, даже чистый сердцем, Молящийся ночью, Может стать волком при яркой луне, Когда аконит зацветет”. Вместе с этим было поверье, что человек мог стать оборотнем, если его укусит другое такое существо. В этом случае изменения начинали происходить, начиная с первой полной луны после укуса. Это также не имело никакого отношения к мифу или легенде, но это добавляло накала к ужасу ситуации. К тому же, Сиодмак ввел другое новшество – возможность отвращения беды отпугиванием и уничтожением оборотней. Это должно было еще раз смешать легенду об оборотнях с темой вампиров (которые могли быть отпугнуты и уничтожены распятием). В этом случае использовалось серебро, которое требовалось, по заявлению Сиодмака, по легендам румынских цыган. Конечно, ничего подобного не было. Хотя оборотни, показанные в цыганской мифологии, существенного ужаса не представляли. В действительности, сельское население Франции были много больше напуганы этими тварями, чем цыгане. Наряду с этим, Universal ввела представление пентаграммы, древнего цыганского талисмана для защиты от оборотней. И в этот раз, никакого подтверждения этого в легендах нет, пентаграмму просто заставили подчиниться сюжетам многих “фильмов с дьявольщиной”, которые начинали появляться, главным образом, в Universal.
Заметим, фильм показал не полное превращение человека в зверя – реально выглядящего волка, но в некоторый гибрид – не совсем человеческий и не полностью волчий. Он, согласно фильму, был мужской особью с элементами диких черт. Реально, в некоторых из ранних фильмов, оборотень больше походил на лохматую обезьяну, чем на представителя собачьих пород. Человек-волк для Universal стал приемлемым коммерческим успехом – достаточным, чтобы обеспечить несколько продолжений и объединение с Франкенштейном. Они послужили фактором, удерживающим образ оборотня в обывательских умах в течение последующих лет. Но оборотень никогда так и не стал столь же впечатляющим и столь угрожающим существом как вампир или Мумия (в которой снова снялся Борис Карлофф), и не поднялся до уровня основного ужаса. Более поздние кинопроизведения проявляли ироничный подход к теме оборотня в таких фильмах, как Я был оборотнем-подростком (1957, Мишель Ландон в главной роли, который продолжил эту роль Маленького Джо Картрайта в Доходной жиле) и классический американский Оборотень в Лондоне (1979). Некоторые фильмы UK production, такие как Сообщество волков (1984, по книге Анжелы Картрайт) и Вой (1981) пытались добавить некоторой глубины к образу, но и они по-прежнему были в плену псевдофольклорных дополнений предыдущих фильмов. Например, требовалась (согласно предположительно цыганским преданиям) только серебряная пуля, чтобы убить или ранить оборотня. Никогда и нигде такого ритуала не существовало – единственные средство избавления от твари, говорит обычный здравый смысл, – сжечь ее, как и каждого из приспешников Сатаны. Картины, которые начинали появляться во второй половине XX века, были чрезвычайно противоречивыми. Однако интерес к оборотням никогда не умирал.
И даже в сегодняшнем искушенном обществе, страх перед зверем все еще сохраняется. Во многих случаях, между толчеей на улицах переполненного города и прохладой далекого мрачного леса, большой разницы нет. И кто знает, не остается ли незамеченным в пятнистой тени под низкими ветвями припавший к земле зверь, готовый напасть и рвать нас на части. Оборотни могут быть намного ближе к нам, чем этого нам хотелось бы.
Эта страница преднамеренно оставлена пустой
¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|