Задачи экономического анализа
1. Оценка результатов деятельности предприятия, составляющих его подразделений; выявление и обоснование тенденций основных показателей; 2. Выявление факторов внешней и внутренней среды, обуславливающих деятельность предприятия, изучение характера и степени их влияния на показатели функционирования. 3. Определение неиспользованных возможностей экономического потенциала и механизмов их вовлечения в процессе функционирования предприятия. Этапы экономического анализа Этапы экономического анализа определяются целенаправленностью этого элемента управленческой деятельности. Применительно к торговому предприятию последовательность проведения анализа определяется содержанием и последовательностью торгово-технологических процессов, обеспечиваемых использованием возможностей экономического потенциала. Проведение экономического анализа строится по схеме: «от общего к частному». В качестве общего принимается оборот торгового предприятия, величина которого, по своей сути, – результат использования экономического потенциала, - с одной стороны, и возможности изменения имеющегося потенциала, с другой.
Вопрос №7. Основными показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности торговых предприятий, выступают товарооборот, валовой доход, другие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность. Цель анализа объемных показателей деятельности - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по товарообороту, доходам, издержкам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на результаты коммерч. деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распредел-ия и использ-ия прибыли. Для достижения этих целей торговые пред-ия должны решать такие задачи: • оценивают, в какой степени была обеспечена максимизация прибыли; • в случаях убыточной работы выявляют причины такого хозяйствования и определяют пути выхода из сложившейся ситуации;
• рассматривают доходы на основе их сопоставления с расходами и выявляют прибыль от реализации; • изучают тенденции изменения доходов по основ. товарным группам и в целом от торговой деятельности; • выявляют, какая часть доходов используется на возмещение издержек обращения, налогов и образование прибыли; • рассчитывают отклонение величины балансовой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определ. причины этих отклонений и* Проведение эконом. анализа строится по схеме: «от общего к частному». 1.Система экономическ. показателей: 1.1. Розничный товарооборот - представляет собой объем продажи товаров населению через все каналы реализации и означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке. Включает в себя три раздела: 1.Анализ объема и струк-ры товарооборота; 2. Анализ товарных запасов; 3. Анализ оптовых закупок (поступления товаров). 1.2 Валовой доход - это выручка от реализации товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров. Валовой доход состоит из трех частей: • сумма денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку; • поступления за оказанные услуги и выполненные работы (подгонка верхней одежды, раскрои тканей, доставка товаров на дом и др.); • прочие доходы от неосновной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализационных операции, реализации излишков оборудования, передачи временно не используемых помещений и объектов мелкорозничной сети в аренду, доходы от долевого участия в деятельности других предприятии 1.3. Издержки обращения - расходы, связанные с изготовлением продукции и ее реализацией, приобретением и продажей товаров. В настоящее время существует следующая классификация затрат:
1. По участию в образовании стоимости товаров и услуг затраты делятся на следующие виды: · Чистые издержки обращения – затраты торгового предприятия являющиеся общественно необходимыми, но по своей сути не производительные. Необходимость этих затрат обусловлена тем, что процесс доведения товара до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости товар - деньги. К чистым издержкам относят затраты на рекламу, на заключение договоров и юридическое обслуживание актов купли-продажи. · Дополнительные затраты, – затраты которые ведут непосредственно к увеличению стоимости товара и имеют место в том случае, если сделка купли-продажи состоялась. К ним относятся: транспортные расходы, з/п складских работников, расходы на содержание зданий и сооружений и др. 2. По подотраслям деятельности затраты бывают: · Затраты пред-ий розн. торговли; · Затраты пред-ий оптов. торговли; · Затраты торгово-посреднических предприятий. 3. По характеру выполняемых задач: · Операционные затраты, – затраты на продвижение товара, транспортные расходы, аренда, хранение, содержание зданий, расходы на ремонт и т.д. · Административно-управленческие расходы – затраты на деятельность аппарата управления и по организации хозяйственной деятельности фирмы: заработная плата руководства компании, бухгалтерии, финансовых служб, почтовые и телеграфные расходы и* 4. По способу распределения затрат по товарным группам затраты быв: · Прямые – расходы ком. фирмы произведенные на основании заключенных договоров которые могут быть отнесены на определенную товарную группу: проценты за взятый кредит, з/п работников, амортизация складов. · Косвенные (распределительные) затраты – затраты по социальному страхованию, тепловой и электрической энергии, кассовому обслуживанию, затраты на аудиторские консультации, содержание транспорта. 5. По зависимости от объема продаж: · Условно-постоянные – аренда, текущий ремонт, реклама. ·Переменные– транспортные расходы, З/п, проценты за кредит. 6. По значимости затрат для планирования, контроля и принятия решений затраты делят на след. виды: · Регулируемые и нерегулируемые; · Нормативные затраты; · Затраты прошлого периода; · Наличные выплаты; · Значимые затраты; · Затраты включаемые в альтернативную стоимость. 1.4. Прибыль(П) и рентабельность - Значение показателя П можно рассмотреть, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия или как форму денежного накопления коммерч. фирмы, так же выполняет стимулирующие функции.
В практике хоз. деят-ти пред-тия различают несколько видов П: балансовая (валовая) П, налогооблагаемая П, ЧП.Балансовая П коммер.фирмы характеризует совокупный эффект всей хоз. деят-ти; это сумма прибылей ком. фирмы, получ. от всех видов хоз. деятель-ти. Вопрос № 8. Розничный товарооборот характеризует закл. стадию движения товаров, когда они переходят из сферы обращения в сферу личного потребления, в личную собственность покупателей. Этот переход осуществляется путем купли-продажи, т.е. население приобретает необходимые ему товары в обмен на свои денежные доходы. При этом происходит смена форм стоимости, товар превращается в деньги, в результате чего созд-ся условия для нового цикла воспроизводства. Розн. товарооборот как экон. показатель представляет собой совокупность проданных товаров выраженную в денежной форме. Розн товарооборот – продажа потребительских товаров конечным потребителям, т.е. населению независимо от каналов их реализации для личного семейного, домашнего или иного использования не связанного с предпринимательской деятельностью. ОРТ - стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков. Состав ОРТ: 1. Стоимость проданных населению потребительских товаров – за наличный расчет, по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков. 2. Ст-ть проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету 3. Ст-ть тов проданных в кредит, в объеме полной стоимости 4. Ст-ть тов сданных на комиссию в объеме комиссионных вознаграждений (если ТП не явл-ся собственником тов) и в размере полной стоимости, если ТП явл-ся собственником тов. 5. Ст.ть проданных по обрпзцам тов длительного пользования 6. Полная стоимость тов, проданных отдельным категориям населения со скидкой 7. Ст-ть проданных по подписке печатных изданий 8. Ст-ть упаковки, имеющая продажную цену, не входящую в цену тов. 9. Ст-ть проданной порожней тары. Классификация: 1. В зав-ти от формы собственности: - оборот гос-й (муниципальный) РТ; - негос оборот (в т.ч. частный) РТ 2. В зав-ти от формы расчета: - наличноденежный; - безналичный; -оборот по продаже тов в кредит. 3. В зав-ти от канала реализации: - оборот торгующих организаций; - продажа тов на вещественных, смешанных и продовольственных рынках. 4. По структуре: -оборот продовольст. Тов; - непрод тов. 5. В зав-ти от влияния цен: - в действующих; - в сопоставимых ценах. 6. От вида измерения: - стоимостные; - натуральные. Значение: 1. ОРТ явл-ся экон показателем, кот хар-т объем деятельности осуществляемый отдельными предприятиями торговли. Этот показатель отражает конечный результат деятельности предприятия. 2. ОРТ – рез-т деят-ти не только розничного ТП, в нем отраж-ся: *состояние эк-ки страны в целом; *эфф-ть производства; *эфф-ть закупок; *обстановка в стране; *степень развития рынка и др. 3. ОРТ можно рассм. Не только как рез-т деят-ти предприятия и его экономический эффект, но и как один из показателей уровня жизни населения. 4. ОРТ относится к показателям с помощью которых опред-т др экон показатели предприятия (дох, изд обращ-я, оплата труда). Вопрос №9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|