Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи экономического анализа




1. Оценка результатов деятельности предприятия, составляющих его подразделений; выявление и обоснование тенденций основных показателей;

2. Выявление факторов внешней и внутренней среды, обуславливающих деятельность предприятия, изучение характера и степени их влияния на показатели функционирования.

3. Определение неиспользованных возможностей экономического потенциала и механизмов их вовлечения в процессе функционирования предприятия.

Этапы экономического анализа

Этапы экономического анализа определяются целенаправленностью этого элемента управленческой деятельности. Применительно к торговому предприятию последовательность проведения анализа определяется содержанием и последовательностью торгово-технологических процессов, обеспечиваемых использованием возможностей экономического потенциала. Проведение экономического анализа строится по схеме: «от общего к частному». В качестве общего принимается оборот торгового предприятия, величина которого, по своей сути, – результат использования экономического потенциала, - с одной стороны, и возможности изменения имеющегося потенциала, с другой.

I этап.Анализ оборота торг. Предпр-ия

Обеспеченность и эффективность использования

Качество торгового оборудования

Оборотных ресурсов Трудовых ресурсов Материально-технической базы
выполнение плана и динамики оборотаобеспечение эффективности использования товарных ресурсовпоступления товаровтоварных запасов и товарооборачиваемости выполнение плана по трудуизменение численности и состава работниковвыработка (производительности) работниковфакторов, влияющих на изменение выработки динамики основных фондовпоказателей состояния и эффективности использования основных фондоввлияния основных фондов на изменение оборота торгового предприятия  

 

II этап. Анализ издержек обращения

По общему объему, составу и структуре Факторный анализ издержек обращения и их динамики Постатейный анализ издержек обращения
выполнение плана издержек обращениявыявление сумм относительной экономики или перерасходаизменение структуры издержексезонных особенностей формирования издержек оборота торгового предприятияизменение тарифов и ставок за потребляемые услугипроизводительности трудаМатериально-технической базыВлияния внешней среды выявление основных статей расходарасходы на анализ трудатранспортные расходырасходы на аренду

 

 

III этап. Анализ финанс. результатов

Валовой прибыли Прибыли от продаж Прибыль до налогообложения Чистая прибыль Показателей рентабельности
выполнение плана по ВП • общсуммы ВП • сред уровень ВП • влияние факторов на сумму ВП • изм-ие структуры оборота и его влияние на сумму ВП • обобщение данных анализа ВП • расчет возможностей роста ВП Выявление причин: • увеличение прибыли в размере % к получению • возникновения прочих операционных доходов • возникновения внереализационных доходов • образование доходов от участия в деятельности других организаций • аналогично по расходам Выявление характера и размеров: • отложенных налоговых активов • текущего налога на прибыль • отложенных налоговых обязательств • обязательных налоговых платежей • анализ направлений использования чистой прибыли • факторный анализ чистой прибыли • продаж (валовая маржа) • рентабельность предприятия • рентабельность конечной деятельности • использование активов и отдельных видом ресурсов торгового предприятия • текущих затрат • прочих

 

VI этап. Анализ финансовой устойчивости
• анализ состава и структуры собственных средств предприятия; • анализ состава и структуры внеоборотных активов предприятия; • наличие собственных, заемных и иных средств для формирования запасов и затрат предприятия; • определение излишка (недостатка) собственных оборотных средств предприятия; • определение излишка (недостатка) собственных оборотных средств предприятия; • определение типа финансовой устойчивости предприятия; • анализ основных финансовых коэффициентов предприятия (коэффициенты автономии, маневренности капитала, соотношения собственных и заемных средств; прогноза банкротства, комплексный показатель финансовой устойчивости и др.).
V этап. Анализ платежеспособности предприятия
• анализ состава и структуры (дебиторской и кредиторской) задолженности предприятия; • анализ коэффициентов абсолютной, текущей, срочной ликвидности.

Вопрос №7.

Основными показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности торговых предприятий, выступают товарооборот, валовой доход, другие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность.

 Цель анализа объемных показателей деятельности - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по товарообороту, доходам, издержкам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на результаты коммерч. деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распредел-ия и использ-ия прибыли.

Для достижения этих целей торговые пред-ия должны решать такие задачи:

• оценивают, в какой степени была обеспечена максимизация прибыли;

• в случаях убыточной работы выявляют причины такого хозяйствования и определяют пути выхода из сложившейся ситуации;

• рассматривают доходы на основе их сопоставления с расходами и выявляют прибыль от реализации;

• изучают тенденции изменения доходов по основ. товарным группам и в целом от торговой деятельности;

• выявляют, какая часть доходов используется на возмещение издержек обращения, налогов и образование прибыли;

• рассчитывают отклонение величины балансовой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определ. причины этих отклонений и*

Проведение эконом. анализа строится по схеме: «от общего к частному».

1.Система экономическ. показателей:

1.1. Розничный товарооборот - представляет собой объем продажи товаров населению через все каналы реализации и означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке. Включает в себя три раздела:

1.Анализ объема и струк-ры товарооборота;

2. Анализ товарных запасов;

3. Анализ оптовых закупок (поступления товаров).

1.2 Валовой доход - это выручка от реализации товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров.

Валовой доход состоит из трех частей:

• сумма денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку;

• поступления за оказанные услуги и выполненные работы (подгонка верхней одежды, раскрои тканей, доставка товаров на дом и др.);

• прочие доходы от неосновной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализационных операции, реализации излишков оборудования, передачи временно не используемых помещений и объектов мелкорозничной сети в аренду, доходы от долевого участия в деятельности других предприятии

1.3. Издержки обращения - расходы, связанные с изготовлением продукции и ее реализацией, приобретением и продажей товаров.

В настоящее время существует следующая классификация затрат:

1. По участию в образовании стоимости товаров и услуг затраты делятся на следующие виды:

·   Чистые издержки обращения – затраты торгового предприятия являющиеся общественно необходимыми, но по своей сути не производительные. Необходимость этих затрат обусловлена тем, что процесс доведения товара до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости товар - деньги. К чистым издержкам относят затраты на рекламу, на заключение договоров и юридическое обслуживание актов купли-продажи.

·   Дополнительные затраты, – затраты которые ведут непосредственно к увеличению стоимости товара и имеют место в том случае, если сделка купли-продажи состоялась. К ним относятся: транспортные расходы, з/п складских работников, расходы на содержание зданий и сооружений и др.

2. По подотраслям деятельности затраты бывают:

·   Затраты пред-ий розн. торговли;

·   Затраты пред-ий оптов. торговли;

·   Затраты торгово-посреднических предприятий.

3. По характеру выполняемых задач:

·  Операционные затраты, – затраты на продвижение товара, транспортные расходы, аренда, хранение, содержание зданий, расходы на ремонт и т.д.

· Административно-управленческие расходы – затраты на деятельность аппарата управления и по организации хозяйственной деятельности фирмы: заработная плата руководства компании, бухгалтерии, финансовых служб, почтовые и телеграфные расходы и*

4. По способу распределения затрат по товарным группам затраты быв:

· Прямые – расходы ком. фирмы произведенные на основании заключенных договоров которые могут быть отнесены на определенную товарную группу: проценты за взятый кредит, з/п работников, амортизация складов.

·   Косвенные (распределительные) затраты – затраты по социальному страхованию, тепловой и электрической энергии, кассовому обслуживанию, затраты на аудиторские консультации, содержание транспорта.

5. По зависимости от объема продаж:

·   Условно-постоянные – аренда, текущий ремонт, реклама.

·Переменные– транспортные расходы, З/п, проценты за кредит.

6. По значимости затрат для планирования, контроля и принятия решений затраты делят на след. виды:

·  Регулируемые и нерегулируемые;

·   Нормативные затраты;

·   Затраты прошлого периода;

·   Наличные выплаты;

·   Значимые затраты;

· Затраты включаемые в альтернативную стоимость.

1.4. Прибыль(П) и рентабельность - Значение показателя П можно рассмотреть, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия или как форму денежного накопления коммерч. фирмы, так же выполняет стимулирующие функции.

В практике хоз. деят-ти пред-тия различают несколько видов П: балансовая (валовая) П, налогооблагаемая П, ЧП.Балансовая П коммер.фирмы характеризует совокупный эффект всей хоз. деят-ти; это сумма прибылей ком. фирмы, получ. от всех видов хоз. деятель-ти.

Вопрос № 8.

Розничный товарооборот характеризует закл. стадию движения товаров, когда они переходят из сферы обращения в сферу личного потребления, в личную собственность покупателей. Этот переход осуществляется путем купли-продажи, т.е. население приобретает необходимые ему товары в обмен на свои денежные доходы. При этом происходит смена форм стоимости, товар превращается в деньги, в результате чего созд-ся условия для нового цикла воспроизводства.

Розн. товарооборот как экон. показатель представляет собой совокупность проданных товаров выраженную в денежной форме.

Розн товарооборот – продажа потребительских товаров конечным потребителям, т.е. населению независимо от каналов их реализации для личного семейного, домашнего или иного использования не связанного с предпринимательской деятельностью.

ОРТ - стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков.

Состав ОРТ:

1. Стоимость проданных населению потребительских товаров – за наличный расчет, по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков.

2. Ст-ть проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету

3. Ст-ть тов проданных в кредит, в объеме полной стоимости

4. Ст-ть тов сданных на комиссию в объеме комиссионных вознаграждений (если ТП не явл-ся собственником тов) и в размере полной стоимости, если ТП явл-ся собственником тов.

5. Ст.ть проданных по обрпзцам тов длительного пользования

6. Полная стоимость тов, проданных отдельным категориям населения со скидкой

7. Ст-ть проданных по подписке печатных изданий

8. Ст-ть упаковки, имеющая продажную цену, не входящую в цену тов.

9. Ст-ть проданной порожней тары.

Классификация:

1. В зав-ти от формы собственности: - оборот гос-й (муниципальный) РТ; - негос оборот (в т.ч. частный) РТ

2. В зав-ти от формы расчета: - наличноденежный; - безналичный; -оборот по продаже тов в кредит.

3. В зав-ти от канала реализации: - оборот торгующих организаций; - продажа тов на вещественных, смешанных и продовольственных рынках.

4. По структуре: -оборот продовольст. Тов; - непрод тов.

5. В зав-ти от влияния цен: - в действующих; - в сопоставимых ценах.

6. От вида измерения: - стоимостные; - натуральные.

Значение:

1. ОРТ явл-ся экон показателем, кот хар-т объем деятельности осуществляемый отдельными предприятиями торговли. Этот показатель отражает конечный результат деятельности предприятия.

2. ОРТ – рез-т деят-ти не только розничного ТП, в нем отраж-ся: *состояние эк-ки страны в целом; *эфф-ть производства; *эфф-ть закупок; *обстановка в стране; *степень развития рынка и др.

3. ОРТ можно рассм. Не только как рез-т деят-ти предприятия и его экономический эффект, но и как один из показателей уровня жизни населения.

4. ОРТ относится к показателям с помощью которых опред-т др экон показатели предприятия (дох, изд обращ-я, оплата труда).

Вопрос №9.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...