Отдельные категории должников, рассматриваемые законодательством о банкротстве
Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 г. не выделял никаких особых категорий должников, вследствие чего ко всем применялись единые нормы. Закон 2002г., как и закон 1998г., предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников:
1 градообразующие организации Нет единого мнения, какие из организаций относить к градообразующим. Поэтому оправданно, что Закон о банкротстве дает четкое определение этого понятия. Градообразующие организации - юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта или иные организации, численность работников которых превышает 5000 человек (ст. 168 Закона о банкротстве).
В то же время, в других нормативных документах используются другие подходы. Так, критерий отнесения научно-производственного комплекса муниципального образования к статусу наукограда: градообразующий комплекс с численностью работающих в организациях научно-производственного комплекса не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования и с объемом научно-технической продукции в стоимостном выражении не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов на территории данного муниципального образования или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением ЖКХ и социальной сферы (Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» от 07.04.1999 № 70-ФЗ (ред. от 22.08.2004)). Как мы видим, здесь используется дугой подход: не только критерий численности работающих, но и критерий объема выпущенной продукции, а также стоимости основных средств. Законодательство предполагает в первую очередь сохранить деятельность градообразующих организаций. 2 сельскохозяйственные организации По Закону о банкротстве (ст.177), сельскохозяйственные организации - юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки.
В других нормативных документах используется термин «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции (Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 26.06.2007)). Несколько другое определение этого понятия дает Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ: сельскохозяйственный товаропроизводитель - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года; граждане, ведущие личное подсобное хозяйство; сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные); крестьянские (фермерские) хозяйства. ! По закону о банкротстве к сельскохозяйственным организациям относятся только юридические лица. Физические лица-фермеры рассматриваются отдельно в главе банкротство гражданина. Лица, ведущие личное подсобное хозяйство отдельно не рассматриваются. До процедур банкротства к сельскохозяйственным товаропроизводителям применяется программа финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 09.07.2002 № 83-ФЗ
3 финансовые организации (страховые организации, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг)
Страховые организации Определения страховой организации в нормативных актах нет. Под страховыми организациями понимаются страховщики (это вытекает, например, из контекста Приказа Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» от 08.12.2003 № 113н (ред. от 09.04.2007), где даже формы отчетности имеют называния: №1-страховщик, №2-страховщик и т.д.). В Приказе Минфина РФ «Об отчете о составе акционеров (участников) страховой организации» от 05.08.2002 № 77н указываются страховые организации (страховщики) - юридические лица, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности. Страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии (ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1 (ред. от 17.05.2007)). Лицензия выдается на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности. В качестве посредников между страховщиком и страхователем в страховом деле выступают страховые агенты и страховые брокеры. Страховые агенты могут быть физическими или юридическими лицами, а страховые брокеры - индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. В этом случае также же возникает вопрос, к какой категории отнести данного банкрота. Кредитные организации Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или общество с дополнительной ответственностью) (Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 17.05.2007), Инструкция ЦБ РФ «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 14.01.2004 № 109-И (ред. от 14.05.2007)).
Кроме банков существуют небанковские кредитные организации. Особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства регулируются специальным законом - Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ (ред. от 29.12.2006).
Профессиональные участники рынка ценных бумаг К профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся лица, занимающиеся следующими видами деятельности: брокерской, дилерской, деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами, клиринговою (по определению взаимных обязательств) деятельностью, депозитарной деятельностью, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 17.05.2007)). 4 стратегические предприятия и организации Стратегические предприятия и организации (ст.190 Закона о банкротстве): Ø ФГУП и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. В п.11 ст.6 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 26.06.2007) указано, что принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, организаций НИОКР, определение порядка их реорганизации и ликвидации относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации. Функции государственного заказчика по отношению к организациям оборонных отраслей, работающим по федеральной научной и (или) научно-технической программе, осуществляет Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выполнение работ по федеральной научной и (или) научно-технической программе (п.5 ст.13 Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 04.12.2006)). Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны является Министерство обороны Российской Федерации, которому подведомственна в том числе Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) (Указ Президента РФ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» от 16.08.2004 № 1082 (ред. от 27.06.2007), Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы по оборонному заказу» от 21.01.2005 № 56с (ред. от 19.01.2007)).
Ведение сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса осуществляет Федеральное агентство по промышленности (Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по промышленности» от 16.06.2004 №285 (ред. от 14.12.2006), Постановление Правительства РФ «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» от 20.02.2004 № 96 (ред. от 08.11.2005)).
Ø организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. Государственный оборонный заказ - правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг, а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст.1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 27.12.1995 № 213-ФЗ (ред. от 02.02.2006)). В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», в состав оборонного заказа могут включаться: НИОКР по созданию, модернизации, утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники; НИОКР по развитию исследовательской, проектно-конструкторской и производственно-технологической базы организаций в целях обеспечения выполнения оборонного заказа, а также повышения мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации; серийное производство и поставки вооружения и военной техники, комплектующих изделий и материалов; работы по ремонту и модернизации вооружения и военной техники, гарантийному и авторскому надзору за их состоянием, по утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники; работы в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации; работы по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации; поставки продукции (работ, услуг) для нужд гражданской обороны (они регулируются также Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 19.06.2007)); поставки и (или) производство вещевого и военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров; строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, в том числе для утилизации и уничтожения выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники; другие работы по обеспечению обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Основные показатели оборонного заказа, разработанные по специальным правилам (Постановление Правительства РФ «О порядке разработки проекта государственного оборонного заказа и его основных показателей» от 05.12.2005 № 724 (ред. от 11.11.2006, с изм. от 21.05.2007)) утверждает Президент Российской Федерации в пределах устанавливаемых федеральным бюджетом расходов на эти цели (ст. 2,3 закона «О государственном оборонном заказе»). Размещение оборонного заказа осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ (ред. от 20.04.2007). Функции государственного заказчика государственного оборонного заказа в области космической деятельности, проведения работ по ракетно-космической технике военного назначения, боевой ракетной технике стратегического назначения выполняет Федеральное космическое агентство (Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном космическом агентстве» от 26.06.2004 № 314 (ред. от 14.12.2006)).
Список стратегических предприятий и организаций утвержден Указом Президента РФ «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» от 04.08.2004 № 1009 (ред. от 27.08.2007), в который входят 475 ФГУП, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, и 531 ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса» от 22.05.2006 № 301 отдельно выделяются организации оборонно-промышленного комплекса, в то же время Закон о банкротстве сразу относит такие организации к категории стратегических. В целях предупреждения банкротства организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса» создана Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса. Она является постоянно действующим координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также не являющихся стратегическими организаций оборонно-промышленного комплекса, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
5 субъекты естественных монополий / субъекты естественных монополий топливно-энергетического комплекса Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.12.2006)). Субъект естественной монополии - организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии (ст. 197 Закона о банкротстве). Закон «О естественных монополиях» регулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Эти организации входят в специальный реестр (Приказ Федеральной службы по тарифам РФ «Об утверждении временного положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» от 26.08.2004 №59 (ред. от 08.08.2006)). Ныне действующие положения о банкротстве регламентируют особенность лишь субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА от 03.04.2007, 27.03.2007 № Ф03-А73/07-1/280 по делу № А73-5326/2005-39 Для применения к правоотношениям сторон ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» должник не должен быть включен в реестр субъектов естественных монополий, а должен соответствовать критериям, установленным пунктами 1 и 2 статьи 1 вышеуказанного закона. Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании Бикинского унитарного муниципального производственного жилищно-эксплуатационного предприятия (должник) несостоятельным (банкротом). На 15.02.2005 у предприятия имелась просроченная более трех месяцев задолженность по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней на сумму 38085950 руб. 11 коп., включая 20757873 руб. 08 коп. недоимки, 17299195 руб. 69 коп. пеней и 28881 руб. 34 коп. штрафов. Постановление налогового органа от 24.12.2004 № 22 о взыскании налога за счет имущества предприятия, направлявшееся в Подразделение судебных приставов №11 по Бикинскому району, не исполнено, в связи с чем 19.05.2005 принято решение о подаче в арбитражный суд заявления о признании предприятия банкротом. Определением арбитражного суда от 24.10.2006 в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Муратов В.Р. Требования уполномоченного органа включены в третью очередь реестра требований кредиторов в размере 5778393 руб. 64 коп., в том числе недоимка - 4116287 руб. 50 коп., пени - 1662106 руб. 14 коп. Постановлением апелляционной инстанции от 15.01.2007 определение от 24.10.2006 изменено в части суммы недоимки по налогам в бюджет, включенной в третью очередь реестра требований кредиторов, которая уменьшена до 3173958 руб. 23 коп. В кассационной жалобе должник просит определение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда отменить и производство по делу прекратить, т.к. исходя из видов и объемов деятельности предприятие относится к субъектам естественных монополий топливно-энергетического комплекса. В связи с этим суд должен был определять наличие у предприятия признаков банкротства и соответственно рассматривать данное дело в соответствии со специальным законом - ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" от 24.06.1999 N 122-ФЗ. Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы предприятия об этом, неправомерно указал на то, что должник не включен в реестр субъектов естественных монополий. Федеральный закон от 24.06.1999 N 122-ФЗ не содержит указания на включение предприятия в указанный реестр как на необходимое условие для отнесения предприятия к субъектам естественных монополий ТЭК. В Законе о бакнротстве определены иные критерии для отнесения предприятий к таким субъектам. Однако обе инстанции арбитражного суда, несмотря на доводы и доказательства со стороны должника, эти критерии не исследовали и не дали оценку доводам должника о пропуске налоговым органом пресекательных сроков для бесспорного взыскания сумм налогов, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257. Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у должника возражений против кандидатуры временного управляющего не соответствуют материалам дела, поскольку должник в суде первой инстанции заявлял, что временный управляющий должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 24.06.1999 № 122-ФЗ, которые имеют отличие от требований к кандидатуре арбитражного управляющего по Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа посчитал, что определение от 24.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 15.01.2007 подлежат отмене по следующим основаниям. В соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральный закон от 24.06.1999 №122-ФЗ устанавливает особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства. Он применяется при признании несостоятельными (банкротами) и проведении процедур банкротства организаций топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса в соответствии с пунктом 2 статьи 3 этого же Федерального закона. В целях указанного Федерального закона под основной деятельностью перечисленных организаций понимается деятельность, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70% от общей суммы выручки от реализации. Должник - субъект естественных монополий ТЭК считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования (статья 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 122-ФЗ). Заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение шести месяцев (статья 6 Федерального закона от 24.06.1999 № 122-ФЗ). Как видно из дела, суд первой инстанции, несмотря на возражения должника в отзыве на заявление ФНС России, вообще не исследовал доводы должника о его принадлежности к субъектам естественных монополий ТЭК и о необходимости применения по данному делу Федерального закона от 24.06.1999 № 122-ФЗ. Суд апелляционной инстанции, отклоняя эти же доводы должника, сослался на то, что должник не включен в реестр субъектов естественных монополий, поэтому нормы Федерального закона от 24.06.1999 № 122-ФЗ не подлежат применению. Пункты 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1999 N 122-ФЗ, определяющие критерии отнесения юридического лица к субъектам естественных монополий ТЭК, не содержат такого требования, как включение субъекта естественных монополий ТЭК в специальный реестр. Ведение реестра субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса действующим законодательством не предусмотрено (Положение о Реестрах субъектов естественных монополий в ТЭК и на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль от 26.11.2002, утратило силу на основании Приказа Федеральной службы по тарифам от 26.08.2004 № 58). Суд апелляционной инстанции неправильно применил Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" и Временное положение о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (утверждено Приказом ФСТ от 26.08.2004 N 59), которые не подлежат применению при рассмотрении настоящего дела, поскольку содержащиеся в указанных нормативных актах правила не учитываются при определении признаков субъекта естественных монополий топливно-энергетического комплекса. В результате неправильного применения норм материального права судом апелляционной инстанции произведено смешение понятий "субъект естественных монополий топливно-энергетического комплекса", предусмотренного Федеральным законом от 24.06.1999 № 122-ФЗ, и понятия "субъект естественных монополий, осуществляющий деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль", предусмотренного Временным положением о Реестре субъектов естественных монополий. Таким образом, ФАС Дальневосточного округа направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию суда Хабаровского края с указанием рассмотреть доводы должника о наличии у него признаков субъекта естественных монополий ТЭК с применением пунктов 1, 2 статьи 1 ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса". 6 граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства ! Нормы закона о банкротстве граждан, за исключением индивидуальных предпринимателей, не введены в действие. Гражданин Граждане (физические лица) имеют гражданскую правоспособность с рождения и до смерти. Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ст. 17, 18 ГК РФ). Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Кстати, в Законе о банкротстве не указано, гражданин какой страны может быть признан банкротом. При этом правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст.4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007)). В ст. 1 Закона о банкротстве указано, что к отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения российского Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Если же международным договором Российской Федерации установлены какие-либо другие правила, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). Государственная регистрация осуществляется в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию, которым является Федеральная налоговая служба России, на основании Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 05.02.2007). С точки зрения Налогового Кодекса, индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ст.11 НК РФ). По своим обязанностям платить налоги они, как правило, приравниваются к юридическим лицам. В Законе о банкротстве индивидуальные предприниматели рассматриваются отдельно от юридических лиц.
Крестьянское (фермерское) хозяйство - объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 №74-ФЗ (ред. от 04.12.2006)). Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (ст.23 ГК РФ).
Читайте также: I. Вид для категории «Молодежь». Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|