Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различные подходы к изучению теоретико-литературных понятий в теории литературы




Введение

 

Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий - одна из важнейших задач изучения литературы в школе, та как правильное понимание теории литературы обеспечивает полное и правильное формирование представления о литературе у учащихся

В исследовании мы решили сузить тему до изучения теоретико-литературных понятий в лирических произведениях. Мы сделали это по двум причинам: во - первых - лирика богата теоретико-литературными понятиями в области изобразительно-выразительных средств; во-вторых, при изучении лирических произведений ученики намного легче усваивают теоретический материал, чем во время изучения других жанров литературы.

Объяснению этих понятий, на наш взгляд, уделяется мало внимания на уроках литературы. Применению и закреплению их на практике так же не уделяется достаточное количество времен

Эта работа зачастую сдерживается отсутствием, как четких теоретических ориентиров, так и недостатком пособий, конкретных методических рекомендаций с описанием приемов и форм работы с теоретико- литературными понятиями на уроках литературы, а так же их разрозненность. В тех же редких случаях, когда вниманию заинтересованных проблемой учителей предлагается описание опыта использования данного материала на уроках, в представленных методических материалах далеко не всегда прослеживается система. Эти рекомендации касаются среднего звена школы, в котором проводилось исследование. Несмотря на несомненную важность поднятой проблемы, в используемых материалах отсутствует четкая организация, необходимая для достижения цели. Этим и определяется значимость нашего исследования.

Основная проблема исследования: каковы педагогические условия формирования теоретико-литературных понятий в лирических произведениях на уроках литературы для духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена.

В дипломной работе мы выявляли возможности использования дополнительного теоретического и практического материала по теоретико-литературным понятиям, касающихся лирических произведений.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда частных задач:

.) Изучить педагогическую и специальную литературу по данной теме;

.) Дать анализ учебных программы по литературе с точки зрения темы исследования;

.) Показать значение формирования у учащихся системы теоретико-литературных понятий;

.) Определить основные направления применения дополнительного материала для конкретизации и обобщения теоретико-литературных понятий на уроках литературы;

.) Разработать методические приемы, имеющие практико-ориентировочный характер: тематическое планирование с включением компонентов, направленных на более подробное изучение теоретико-литературных понятий; фрагменты уроков;

.) Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования изучения теоретико-литературных понятий для общего понимания школьного курса литературы;

Объект исследования: процесс обучения на уроках литературы;

Предмет исследования: методы и приемы, используемые для повышения уровня знаний о теоретико-литературных понятиях у подростков.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений будет эффективно при соблюдении определенных условий, к которым относятся:

правильный отбор содержания материала;

определение места использования теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений;

соотношение материала о теоретико-литературных понятиях с содержанием темы урока;

При работе над задачей использовались теоретические и практические методы:

анализ психолого-педагогической и методической литературы;

педагогический эксперимент;

Работа проводилась в несколько этапов:

Первый этап был посвящён изучению психолого-педагогической и литературоведческой литературы;

На втором этапе проводилась работа по изучению состояния проблемы в практике работы в школе.

Третий этап - разработка фрагментов уроков с включением материала по обобщению и конкретизации теоретико-литературных понятий в лирических произведениях.

Теоретическое значение работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по заявленной теме.

Практическая значимость работы в том, что разработка тематического планирование уроков литературы с включением компонента обобщения и систематизации теоретико-литературных понятий, составлены фрагменты уроков литературы с включением материалов, касающихся более подробного изучения теоретико-литературных понятий в лирических произведениях, которые могут быть основой для творческого использования в практике работы в школе.

педагог знание школьник литературный


Теоретические основания изучения теоретико-литературных понятий на уроках литературы

 

Различные подходы к изучению теоретико-литературных понятий в теории литературы

 

Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируются по разделам.

Общие принципы и приемы изучения элементов теории литературы в школе обоснованы в фундаментальном труде академика В. В. Голубкова: "Формирование у учащихся основных понятий в области той или иной дисциплины, имеющие целью дать им систему научных знаний, составляет одну из главных задач нашей школы. Но эта работа по формированию понятий, так же, как и все другие виды учебных занятий, должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами. В противном случае она рискует превратиться в пустой формализм. Такая опасность угрожает и преподавателю литературы, если только он станет рассматривать формирование теоретико-литературных понятий у учащихся как нечто самодовлеющее, как особый раздел работы, стоящий рядом с изучением произведений и с развитием речи.[ 5,28]

А. В. Дановский выдвигает концепцию системно-функционального формирования теоретико-литературных понятий, имея в виду различные "аспекты освоения частных понятий с позиций категорий: нравственно-эстетических отношений искусства и действительности, взаимодействия мировоззрения и творчества писателя, взаимосвязей направления, художественного метода и стиля; взаимодействия литературной критики с общественными движениями и историко-литературным процессом".[9,45]

Особенно остро ставится вопрос о значении чувственных данных в сфере познания и мышления. А. А. Леонтьев считает ложной идею, согласно которой "чувственные впечатления служат лишь толчком, приводящим в действие наши познавательные способности". Ученый видит в чувственном содержании мышления специфику человеческого сознания: "В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне сознания - как объективное "поле" и объект его деятельности".

В исследованиях С. Л. Рубинштейна основной задачей развития умственных способностей людей названа задача "собственно развития мышления, а не только наущения".

Изучение литературы в средней школе требует введения системы взаимосвязанных понятий, усвоение которых необходимо строить на основе рассмотрения образной специфики произведения. Что объединяет весь курс литературы в непосредственной деятельности ученика.

В изучении литературы школьники постоянно совершают переход от образа к понятию в решении вопросов о проблематике композиции стиля, поэтике тог или иного произведении, чтобы вновь вернуться к "образной реальности" произведения, но на новом, более высоком уровне его понимания. В основе системного концептуального изучения литературы лежит именно углубление связей между непосредственным личностным восприятием произведения, его изучением и владением системой теоретико-литературных понятий.

По убеждению Л. С. Выготского, "Только в системе понятие может приобрести осознанность и произвольность". Теоретико-литературные понятия, изучаемые в школе, не понимаются рядоположенно, их использование в процессе обучения представляет сложный процесс взаимодействия друг с другом на материале анализа текста художественных произведений различных родов и жанров. Представим этот процесс в схеме, которая, как и всякая система, носит условный характер.

Система формирования у старшеклассников взаимосвязанных теоретико-литературных понятий.

 

Понятия Использование понятий в анализе произведения
Историзм, образная форма произведения Литературные направления, образ - персонаж. Тема, идея, герой и событие, композиция, стиль, родо-жанровые особенности литературного произведения  

 

Стрелки слева показывают постоянное взаимодействие и взаимосвязь изучения понятий различного уровня, так как понятия историзма, содержательности литературной формы реализуются через понятие о теме, идее, художественном образе, стиле, чтобы затем вновь раскрыться в понятиях о литературных направлениях. Совершенствование работы по формированию теоретико-литературных понятий связано с овладением учащимися умениями и навыками анализа художественного текста.

Так, до уроков анализа романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" в X классе, помимо ориентиров в восприятии мировоззрения и концепции автора, желательно сформировать ориентиры в понимании принципа отбора характеров, эпизодов, описаний. Это удобно сделать, выяснив первоначально своеобразие композиции романа, что преследует также решение задачи учета взаимосвязи в использовании различных понятий.

В процессе беседы устанавливаем, что композиционная структура романа подчинена судьбе и теории главного героя. Все образы соотнесены с его образом. В романе есть второй план: среда, город, социально-экономическая формация, обусловившая единство первого и второго плана. Автор не спешит разъяснить причины преступления Раскольникова. До последней шестой части читатель все время вынужден думать об этом. Автору нужно показать всю сложную зависимость личности и теории Раскольникова от социально-философских проблем эпохи. Поэтому город показан либо через восприятие Раскольникова, либо в соотношении с его идеей.

Картины петербургских улиц, мостов, трактиров, лестниц, домов являются неотъемлемой частью страданий и раздумий героя. Они же, эти сцены, лица, картины, вся пестрая жизнь города неминуемо убеждают в обреченности его бунта. Сложность заключается в том, что при самом высоком уровне владения понятием в сознании ученика конкретные факты должны помогать формулировать обобщения, как образные, так и понятийные.

Современные литературоведы обогатили анализ, раскрыли разнообразие подходов к нему. Школьный анализ художественного текста, по существу, объединяет многообразие литературоведческих подходов к произведению, учитывает исторический, философский, теоретический, эстетический, лингво-стилистический и другие аспекты, правда в ограниченном виде. Школьный анализ литературного произведения в целом и в частности носит ярко выраженную воспитательную направленность. В ходе анализа школьники переходят от художественной конкретности произведения словесного искусства к обобщениям различного характера и уровня, в том числе к обобщениям теоретико-литературного плана. Иного пути формирования теоретико-литературных понятий в школьном образовании нет. Даже тогда, когда учитель-словесник проводит специальные уроки по рассмотрению того или иного понятия по теории литературы, в основе таких роков лежит ранее проведенная аналитическая работа по ряду художественных произведений.

Внесение в анализ литературного текста элементов системного подхода, выражающегося в использовании теоретических посылок при рассмотрении образной специфики произведения, развивает ум и чувства ученика. Ориентация на необходимость использования знаний по истории и теории литературы в качестве "инструмента" познания новых литературных фактов развивает действенный компонент мышления, обеспечивает слияние конкретных и теоретических, образных и действенных его компонентов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...