Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение и принципы изучения литературы в школе




 

Изучение теории литературы помогает ориентироваться в художественном произведении, в творчестве писателя, в литературном процессе, понимать специфику, условность искусства, воспитывать серьезное отношение к духовным богатствам, вырабатывать принципы оценки литературных явлений и умение их анализировать, обостряет и развивает критическую мысль, способствует формированию эстетических вкусов. Новое в искусстве лучше поймет и оценит тот, кто знает законы искусства, представляет себе этапы развития школьников, и для усвоения других учебных предметов.

Современное литературоведение различает 3 круга теоретических проблем. Одни из них связаны с общими свойствами литературы, другие - со структурой художественного произведения, третьи - с особенностями литературного процесса.

Кардинальная проблема теории литературы - эстетическое отношение литературы к действительности. Специфику, роль, место литературы среди других форм общественного сознания характеризует так называемые общие понятия. Коренные свойства литературы преломляются и модифицируются в художественном произведении различных родов и жанров, в творческих направлениях, методах и индивидуальных стилях и получают реальное бытие, "материализуются с помощью изобразительно-выразительных средств - словесных и "надсловесных"". В сфере коренных проблем теории литературы, в свете ее общих понятий должны изучаться понятия "частные". Нельзя говорить о народности творчества писателя, не обращаясь к идейно-художественной концепции произведения, е его структуре, особенностям типизации, своеобразию языка. Но изучение стилевых особенностей произведения (и формирование на этой основе определенных понятий) вне широких методологических подходов ничего, кроме классификационных сведений не дает.

Логика науки всегда вступает в противоречие с логикой учебного предмета, и мы начинаем изучение элементов теории литературы не с вопросов особенности словесного искусства, а с того, что ближе и доступнее школьникам младшего возраста, - с тех понятий, которые характеризуют героев и сюжетно-событийную сторону эпических произведений, а лишь в дальнейшем обращаемся к понятиям более сложным. Понятия, связанные с историко-литературным процессом, в школе представлены значительно беднее, поскольку и сам историко-литературный процесс в средних классах вообще не изучается, а в старших рассматривается только в некоторых моментах. Из этой категории понятий ученики знакомятся с понятиями родов и жанров литературы, в старших классах - с понятиями художественного метода, классицизма, романтизма, реализма, стиля писателя. Но в средних классах работа над освоением своеобразия жанров, при всей ее важности, носит все же вспомогательный характер, а в старших - вписывается в рамки овладения общими понятиями.

Необходимо пересмотреть цели и задачи современного школьного образования, и в первую очередь, цель изучения учебного предмета литература, так как в рамках только этого школьного предмета и формируются навыки восприятия, осмысления и интерпретации текста, причем текста самой сложной организации - эстетической. А как совершенно справедливо было замечено одним из ведущих современных методистов А. И. Княжицким "формирование читательских умений, главного из них, которому подчинены все остальные, - умения истолковывать художественный текст - гарантирует возможность понять и истолковать любой текст".[10,67]

При разности подходов к предмету авторы вариативных учебно-методических комплексов по литературе сходны в одном: целью литературного образования должно стать формирование квалифицированного читателя, то есть человека, способного к самостоятельному общению с художественным текстом как произведением искусства. В процессе выработки новых подходов к достижению целей, выбору путей и средств стало достаточно очевидно, что сформировать навыки грамотного чтения невозможно - нужна новая методология. Попутно заметим, что необходимость новой методики образования возникает в ситуации, когда прежние методы обучения исчерпывают себя. Это отнюдь не значит, что они не были неэффективны и неверны. Это значит, что они были этапом в развитии, этапом, который проходит или уже прошел и наступает следующий.

Нам представляется, что причина всеобщей неудовлетворенности носит так называемый надличностный характер и состоит в том, что на сегодняшний день в практике обучения литературе парадигма прикладной логики соответствующей науки (литературоведения) превалирует над ценностной парадигмой: на наших уроках мы предлагаем ученикам выход в науку, а им нужен выход в жизнь, результатом которого может и должно стать создание учеником образа мира и себя в этом мире… средствами учебного предмета литература.

Осознание учеником того факта, что создавая художественное произведение, свой образ мира автор также решал своеобразную задачу на смысл, может облегчить диалог: "Ведь смысл принадлежит предмету, а не деятельности" - написал А. Н. Леонтьев. [6, 83]Но для того, чтобы диалог состоялся, писатель и читатель должны говорить на одном языке,, которому школьника надо учить на уроках литературы, учить постигать разницу между миром художественного текста и миром реальным, искусством и жизнью, учить видеть "искусственность" литературы, художественную условность. В процессе так организованного общения, осваивая язык искусства, ученик воссоздает авторскую модель мира, воплощенную в художественном образе. Именно воссоздает, а не усваивает: ведь в отличие от идеи, образ мира усвоить нельзя. Художественный текст дает возможность взглянуть на мир глазами другого, дает прохождение не пройденных дорог. В процессе таким образом организованного общения с художественным текстом ученик соотносит "образ мира, в слове явленный", со своим образом мира и выражает к нему свое отношение, то есть создает свою интерпретацию прочитанного, осмысляемую как лично значимую ценность.

А именно ценность и выполняет роль связующего звена между культурой и личностью.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...