Анализ педагогического опыта по изучению теоретико-литературных понятий
Анализ работы педагогов на уроках литературы по изучению теоретико-литературных понятий
Развитие речи как цель обучения и как средство формирования личности учащегося является одной из основных задач литературного образования в школе. Реализация этой задачи возможна при условии, что в основу методики речевого развития учащихся при изучении литературы будут положены литературно-родовой и жанровый принципы. Опора на эти принципы позволяет обучить школьников различным типам словесного художественного творчества, соответствующим родам художественной литературы - эпосу, лирике, драме, что в конечном итоге формирует у учащихся старших классов не только способность к самостоятельному филологическому анализу литературного произведения, но и коммуникативно-речевую компетентность, важнейшей составляющей которой является умение создавать собственные высказывания о разных художественных и литературно-критических жанрах. Процесс изучения литературы на каждом из этапов литературного образования имеет свои задачи, которые в значительной степени определяются родо-жанровыми особенностями изучаемых произведений и возможностями учеников того или иного возраста в подходе к анализу художественного произведения. Эпический тип словесного художественного творчества предполагает овладение школьниками способами отражения действительности (мира и человека) в форме повествования о человеке и мире, что выражается в выборе предмета изображения (человек во всем многообразии связей с окружающим миром) и языка изображения (средств художественной выразительности). Так каким же образом может быть организована работа с учащимися по освоению отдельных составляющих формы и содержания эпического произведения? Мы предлагаем оригинальное решение обозначенной проблемы, суть которого заключается в следующем. Постижение того или иного теоретико-литературного понятия основывается на принципе единства литературного и речевого развития обучающихся. В этой связи одним из эффективных путей освоения отдельных составляющих эпического произведения является постижение их школьниками через речевую деятельность, созидание, то есть через собственное речетворчество.
Персонаж в эпическом произведении наделен чертами внешнего облика (портрет), биографией, речевой характеристикой. Для того, чтобы составить целостное представление об образе литературного героя, ученики должны постичь функции каждой из его составляющих. Так, например, обогащение понятия о портрете, его функциях в художественном произведении возможно при условии формирования у школьников представлений о видах портретных характеристик, способах их создания, об особенностях стиля того или иного писателя в построении портретных описаний. При этом предполагается обязательное овладение учениками некоторыми специальными способами речевой деятельности, что выражается, прежде всего, в умении выбрать портрет описания, определить и выразить свое отношение к нему с помощью средств художественной выразительности языка, а также выбрать форму субъектной речевой организации словесного портрета героя. Каждый урок развития речи, одной из ведущих целей которого является освоение учениками речевых уроков теоретико-литературных понятий на основе речевой деятельности, включает в себя несколько структурообразующих компонентов. Первая составляющая структуры такого урока - это своего рода установка, "введение" в проблему урока. Уяснив, что словесный портрет дает зрительное представление о литературном герое, ученики приступают к решению задач, непосредственно связанных с понятием "портрет литературного героя". Работа с теоретическим материалом - это второй компонент структуры речевого урока. Третий компонент структуры речевого урока - наблюдение над особенностями создания портретной характеристики персонажа.[11,32]
В художественном произведении портретная характеристика, в основу которой положен изобразительный принцип "внутреннее через внешнее", - это способ выявить через внешность человека психологическое содержание его личности. В результате работы над текстом школьники отмечают, что словесный портрет литературного героя - это не только внешняя оболочка, выражающая внутреннюю жизнь его души, но и способ выражения отношения автора к герою. Следующая (четвертая) составляющая структуры речевого урока связана непосредственно с предстоящей созидательной деятельностью учеников. Подчеркивается, что портрет никогда не воспринимается отдельно, но вместе с поведением персонажа, его поступками, мыслями, окружающей обстановкой. Герои в художественных произведениях по своему внутреннему содержанию могут быть разными: добрыми и злыми, бескорыстными и скупыми, благородными и негодяями. И об особенностях характера следует судить не только по поступкам, но и по их психологическому портрету, который являет собой внутреннюю суть литературного героя. Домашнее задание (а это один из компонентов структуры речевого урока), является логическим продолжением работы на уроке, нацеливает учеников на создание письменного высказывания. Учащимся даются достаточно четкие ориентиры: 1) собрать "рассредоточенные" детали портрета героя; 2) выявить, как в портрете подчеркиваются определенные свойства его характера и однозначно ли их проявление; 3) определить и выразить отношение рассказчика к герою. Содержание и структура представленного выше речевого урока подчинены основной цели - научить школьников составлять характеристику литературного героя на основе его словесного портрета. Но реализация этой цели еще не является залогом того, что школьники самостоятельно смогут создавать портретные описания и включать их в высказывания разных жанров.
Последняя (и самая главная) составляющая речевого урока - это создание учащимися собственного высказывания. Таким образом, постигая законы портретной характеристики героя на примере художественных произведений, ученики, следуя им, создают собственные портретные описания, что, в свою очередь, помогает им глубже постичь формы субъективной организации эпического текста, уяснить то, что при любом способе портретной характеристики именно авторская позиция определяет ее, акцентируя в предмете изображения те черты, которые способны наиболее ярко выразить характер, наполнить внешность идейно-эмоциональным отношением автора.[там же] При изучении теоретико-литературных понятий очень важно выявить и представить те изобразительно-выразительные средства, с помощью которых писатель создает особенный колорит и атмосферу в своем произведении. Для этих целей можно взять опыт отдельного учителя. А. Т. Грязнова из Москвы предлагает следующий способ решения этой проблемы на примере сказки А. Погорельского "Черная курица или Подземные жители".[12,64] Эта сказка уже неоднократно анализировалась литературоведами и методистами, но в лингвопоэтическом аспекте пока еще не рассматривалась. Между тем анализ языка сказки поможет правильно оценить своеобразие романтического стиля А. Погорельского. Одним из характерных признаков романтической сказки является фантастическое начало, которое (в отличие от зачина в фольклорной фантастике) носит скорее неявный, чем выявленный характер. Это обусловлено действием такого важного принципа романтического направления, как двоемирие. Типология видов фантастики (явная и неявная) предложена Ю. Манном. Под явной фантастикой исследователь подразумевает изображение чудесных событий без учета принципа правдоподобия, под неявной - усиливающееся "стремление ограничить прямое вмешательство фантастического в сюжет".[12,14] А. Погорельский одним из первых в русской романтической литературе использовал изобразительный потенциал обоих типов фантастики. В его сказке можно выделить три основные типа единиц, по-разному участвующих в формировании фантастического колорита:
) средства создания явной фантастики (конопляное семечко, которое в изображаемой писателем действительности выступает знаком ирреального мира, даруя Алеше чудесную способность знать уроки, не уча их); ) средства создания неявной фантастики: а) макрообразы, обладающие сюжетообразующим статусом (король, подземные жители); б) микрообразы - детали, которые в результате подключения фоновой семантики формирующего их словесного материала служат средством создания атмосферы таинственности; ) слова-операторы, с помощью которых "включается" механизм действия неявной фантастики. Среди них важную роль играют компоненты смысловых полей "Время" и "Пространство". Именно их анализ необходим прежде всего для правильного понимания идейного содержания сказки.[12,16] Анализ лексико-семантической организации сказки А. Погорельского "Черная курица или Подземные жители" показывает, что писатель, которого обычно считают последователем немецкого романтизма в русской литературе, вполне самобытен. Без сомнения, его обнаруживает связь с немецкой литературой, но содержит и целый комплекс единиц, характерных для русской культуры. Своеобразие творческой манеры писателя обнаруживается и в использовании средств формирования явной и неявной фантастики, во внимании к фоновой семантике слова. Совершенно иной подход к формированию теоретико-литературных понятий предлагает А. В. Степанов из г. Москвы. Он приводит нам пример, как можно сформировать понятие языка и стиля произведения на основе изучения "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева.[12,17] "Путешествие из Петербурга в Москву" - произведение драматической судьбы. Мы имеем ввиду драматизм стиля. Рожденное в недрах сентименталистского стиля, оно явилось к читателю публицистическим. Случилось это в 1905 - 1906 гг. - в пору революционных песен и гимнов, шествий, демонстраций и баррикад. Оно попало в самую точку нарождающейся идеологии - "классового духа" литературы и языка. Впоследствии что бы о нем ни писалось, речь шла только об использовании языковых средств в целях создания революционного пафоса. Мы свою задачу видели в том, чтобы показать "Путешествие из Петербурга в Москву". Нам надлежит рассмотреть язык и стиль "Путешествие из Петербурга в Москву" в противопоставлениях - контрастах и аналогиях - родственных связей. О языке - начнем с эпиграфа. О стиле - с посвящения. В эпиграфе закодирована церковно-славянская семантика, или, говоря учительским языком, идейный смысл. В посвящении закодирована стилистическая (сентименталистская и риторическая) программа. Эпиграф и посвящение - это кибернетика "Путешествие из Петербурга в Москву", наиболее компактный способ хранения стилистической информации, законсервированной на полтора века.
Какою силою, с какой филологической целью - подобно гиганту "гром-камню", весом в 1600 т, привезенному Екатериной II для гранитной скалы Медному всаднику Фальконе - нагромоздил Радищев "у входа" в "Путешествие из Петербурга в Москву" - эти слова-валуны, вконец обветшавшие для русского языка последней трети XVIII в. Церковнославянизмы?[там же] По данным "Словаря церковнославянского и русского языка" 1847 г. "чудище - простонародное то же, что чудовище"; обло - "толстое"; озорно-"забиячливое, наглое"; огромно - "обширно". Подчеркнем явственно различимую в эпиграфе особенность, точно и глубоко подмеченную Ю. Н. Тыняновым: "Тредиаковский, тонко насмехавшийся над славянизмами. За эпиграфом как раз и звучит эта "улыбающаяся музыка" - интродукция и рондо каприччиозо языка Радищева: ирония, острословие, обличение".[3,82] Сентименталистский стиль обладает чудодейственным свойством редуцировать (ослаблять) любое просторечие. В стиле оно становится элегантным. Такова неоспоримо живая иллюзия восприятия. Стиль книги Радищева сложен - констатируют исследователи. Но в своей языковой сложности он экспрессивно целостен. Если целостность радищевского произведения долгое время воспринималась исключительно в целостности его идеологической концепции (вызова государственному порядку вещей, самодержавно-помещичьему строю), языка, приноровленного к функции социального протеста, то мы рассматривали громадную творческую волю писателя применительно к ее стилистическому выражению как одну из блистательных редакций сентименталистского стиля. Как будто бы легко и быстро складывается вывод, что художественное произведение состоит из слов (из слов-кирпичей, по выражению М. Горького). Под языком художественной литературы часто понимается художественный апофеоз русского языка. Когда говорят о языке художественной литературы, то подразумевают, что следует "выставить лицом русское слово в его прямом значении". [5,146] Кто знает, какие бы направления принял в развитии литературно-художественный русский язык, стань "Путешествие из Петербурга в Москву" доступным читателю в конце XVIII в. Книга Радищева - памятник русского литературного языка этого времени. Каким глубоко интеллектуальным был наш язык два столетия назад! Поневоле задумаешься над парадоксом о языковой засоренности современного мышления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|