Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «склонность к доминированию» в психолого-педагогической литературе




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения доминирования как фактора успешности в условиях конкурентной борьбы

Понятие «склонность к доминированию» в психолого-педагогической литературе

Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность личности

Слагаемые конкурентоспособности в педагогической среде

Глава 2. Методическое обеспечение и результаты экспериментального исследования

Цели и задачи экспериментального исследования

Ход и результат экспериментального исследования

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2


Введение

 

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности и что ещё более важно - реформирование продолжается.

Этот процесс закономерен, так как образование является одним из базовых институтов государства.

Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и эстетических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по- новому взглянуть на образовательную систему.

Образование сегодня - это «образование, придающее силы» для достижения той цели, которую перед собой ставит человек, это то, что само по себе дает наилучшие шансы в жизни и оправдывает претензию на преимущества перед другими, то есть позволяет будущему специалисту быть конкурентоспособным. Конкурентоспособность это основное условие профессиональной и социальной успешности человека, которое обеспечивается уровнем образования и степенью проявления будущим специалистом своей субъектности. Особая роль образования в современном мире, превращение его в самую важную сферу человеческой деятельности актуализирует проблему качества подготовки будущих специалистов, а их развитие и саморазвитие конкурентоспособности становится одной из приоритетных педагогических проблем. Этим и обуславливается актуальность данной темы, так как конкурентоспособность всегда должна быть с чем-то связана, иначе она не сможет существовать, и эта связь осуществляется в склонности к доминированию, которая в свою очередь является фактором успешности в условиях конкурентной борьбы.

Цель: исследовать влияния доминантности личности на успешность в учебной работе.

Объект: конкурентоспособность студентов ВУЗа.

Предмет:

. Характерологические свойства личности студентов

. Учебные достижения студентов в сфере профессиональной образовательной деятельности.

Проблема:

Отсутствие критериев, позволяющих надежно прогнозировать успешность в педагогической деятельности.

Гипотезы исследования:

Конкурентоспособность представляет собой комплексную способность личности, структуру которой определяют психологические и психодинамические характеристики личности, дающие ей возможность быть успешной и эффективной при максимальной реализации собственного потенциала в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Характерологические свойства, определяющие доминантность как черту личности, обеспечивают успешность в учебной деятельности у студентов в условиях конкурентности.

Комплекс свойств личности, определяющий склонность к доминированию в системе межличностных отношений влияет на уровень ее конкурентоспособности.

Задачи исследования:

Провести теоретический анализ по проблеме конкурентоспособности.

Разработать диагностическую программу для

исследования конкурентоспособности личности.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез был применен комплекс методов, включающий теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, эмпирические и психодиагностические методы, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Для определения уровня конкурентоспособности у студентов была использована методика «Каков уровень вашей конкурентоспособности?» В. И. Андреева [3]. Для выявления склонности к доминированию «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась соответствующим выбором методов исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, стандартизацией процедуры исследования и применением методов статистической обработки данных: корреляционный анализ Спирмена.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения доминирования как фактора успешности в условиях конкурентной борьбы

Понятие «склонность к доминированию» в психолого-педагогической литературе

 

Понятие «доминирование» в переводе с латинского означает управление. Следовательно, в самом широком смысле это означает отношения, при которых какой-то предмет контролирует другой. "Предмет" здесь понимается в широком смысле, как это будет видно из примеров конкретных способов употребления, приведенных ниже, и "контроль" может означать все что угодно - от физического контроля до временного старшинства, относительной значимости или просто предпочтения. В генетике - это качество, благодаря которому один аллель пары подавляет проявления другого и вследствие этого преобладает в Фенотипе. В этологии - тенденция проявлять контроль над поведением других членов группы, принадлежащих к тому же виду. Более широкое понимание значения, свойство личности, характеризующееся тенденцией стремиться контролировать других людей.

Доминирование и подчинение - неотъемлемые стороны человеческого общения. Везде, где есть даже два человека, можем зафиксировать более или менее выраженные соотношение властных позиций одного человека и подвластных - другой. Такое соотношение имеет множество форм, видов, уровней и вполне очевидно представляет собой одну из существенных характеристик человеческого существования. Другое дело, что далеко не всегда эти характеристики очевидны как для их субъектов, так и для сторонних наблюдателей. Под склонностью к доминированию понимается стремление брать на себя инициативу в межличностных отношениях или устанавливать контроль над ними. Склонность к доминированию может варьироваться в зависимости от ситуации, равно как и в зависимости от свойств человека.

Любые властно-подвластные отношения имеют смысл только тогда, когда охватывают минимум две стороны: одну, которая доминирует, и вторую, которая является объектом такого доминирования. Даже когда речь идет о поведении отдельного автономного субъекта, очень опосредованно связанную с определенным социальным контекстом, то и в этом случае его позиция может быть охарактеризована по признакам доминирования - подчинения: согласно другой - подчиненный или доминантный - субъект может присутствовать опосредованно, невидимо, условно. Следует отметить, что позиции доминирования и подчинения, как взаимно противоположные полюса некой дихотомии, фиксируются гораздо легче, а для непсихологических контекстов они вообще есть почти единственно возможными. Отношения рассматриваются или как такие, в которых имеет место равенство между участниками или как отношения, где одна сторона имеет преимущество, а вторая ей подчиняется. Примером такого недостаточно психологического понимания проблемы является положение С. Каверина о том, что руководство - это реализация потребности власти, а подчинение, напротив, является депривация этой потребности. Поэтому человек, который осуществляет власть, и человек, который подчиняется власти, - это диаметрально противоположные явления [5, с. 352 - 353]. Х. Ортега-и-Гассет говорил о возможности жизни только в одном из двух положений: или человек правит сама, или она живет в мире, которым правит тот, за кем это право всеми признано. У Г. Салливана два основных вида персонификаций "Я-хороший" и "Я-плохой" отвечают покорности и непослушания соответственно [12, с. 197].

Факт большей очевидности властной позиции может иметь три психологические объяснения. Во-первых, властная сторона явственнее проявляет, воплощает свою собственную субъектность. Она является стороной инициативной, которое принимает решение, навязывает их другим участникам, определяет дискурс общения. Во-вторых, для самого субъекта мотивация занимание властной позиции является очевидной и понятной, чем мотивация подчинения. В-третьих, доминантная позиция, как правило, имеет высший социальный престиж. В социально-психологических представлениях им обычно приписывалась сильнее мотивационная действие выше деятельностный статус.

У Ф. Ницше находим своеобразную диалектику власти и покорности. Наделив все живое стремлением власти, он одновременно утверждал, что все живое - послушно. При этом властная позиция вовсе не обязательно является лучшей. Как говорил Ф. Ницше, приказывать труднее, чем повиноваться. Но и быть подчиненным не значит быть жертвой: приказывают тому, кто не умеет подчиняться себе. Если под власть попадает тот, кто не владеет сам собой. Очевидно, нехватка соответствующей субъектности индивид компенсирует якобы вынужденным, а в действительности точно нужным ему самому подчинением. Поэтому и получается, писал Ф. Ницше, живущий повинуется и приказывает, а, отдавая приказы, становится покорным [8, с. 113.

Таким образом, стремление власти как определяющая характеристика всего живого у Ф. Ницше дополняется еще и необходимостью подчинения. Наверное, именно благодаря такому диалектическому единству доминирование и подчинение становится возможным вполне адекватное сочетание якобы противоположных потребностей в структуре одной и той же личности, в частности в структуре личности авторитарной, в которой сочетаются стремление властвовать над кем и одновременно быть покоренным кому. Достаточно широкое понимание явления власти ведет к признанию ее за имманентная способность каждого живого существа (как у Ф. Ницше) или психического индивида (как у А. Адлера). И в том и в том контексте власть предстает как неотъемлемая сторона, свойство живого существа, которое взаимодействует с окружением и пытается утвердить собственное существование, удовлетворить свои потребности, соблюсти собственных интересов, защититься от конкурентных воздействий. Чтобы быть, нужно проявлять себя, заявлять о себе, высказывать притязания относительно среды. Чтобы жить и размножаться, писал А. Кемпненский, надо приобретать окружающий мир. С другой стороны, это свойство может выступать в патологически преувеличенных формах [17, с. 29-30]. Поскольку существование невозможно без нацеления на трудности и препятствия, то преодоление их становится крайней необходимости, а это означает утверждение субъекта во властной позиции.

Если доминирование дает преимущества, то по простой формальной логикой оно оказывается более нужным тем субъектам, которые испытывают недостаток соответствующих преимуществ. В психологии сложилась традиция рассмотрения всевозможных форм доминирования как компенсаций определенных недостатков, недостатков, дефектов и т.д. Так, А. Адлер много внимания уделил борьбе невротика за господство над окружением, в основе которой лежит стремление вырваться из сферы неуверенности и чувства малоценности [2, с. 60]. Получение власти, значит, должно успокаивать, сглаживать такое чувство, давать индивиду иллюзию уверенности в своих силах.

Менее очевидным, но не менее общим, чем потребность доминирования, является стремление подчиняться, быть подчиненным, зависимым. Поскольку живое существо или психическое субъект не могут существовать вне определенного средой, то они как бы обречены на то, чтобы каким образом к ней приспосабливаться. Полная неспособность к такого приспособления означает неспособность к самому существованию. В любом проявлении власти над окружением, которое имеет индивид, всегда имеет место и его зависимость от этого окружения, подчинение ему. Ведь само наличие среды, в которой индивид существует, означает зависимость от этого наличия.

Конечно, лицо, которое приобретает власть, реализует при этом свои собственные потребности. Но одновременно она удовлетворяет потребности тех лиц, которые становятся ее подвластными. Во многих существенных отношениях социальные процессы имеют характер сочетание противоположных тенденций - жажда власти и стремление быть подвластным. Потребность доминировать как более очевидна и морально проблемная имеет свой аналог в необходимости подчиняться. По сравнению с доминированием, подчинение имеет преимущественно менее выразительный, часто незаметный характер. Оно выражается не только в актах интерсубьектного взаимодействия, а прежде во внутренних позициях ее участников. В разных версиях социального психоанализа достаточно подробно отслежено общечеловеческую потребность подчинения авторитету, идентификации с вождем. Чаще всего такая идентификация происходит почти автоматически, почти бессознательно и не выделяется ее субъектами как некий особый феномен.

Итак, властно-подвластен содержание пронизывает все сферы межличностных отношений. Каждый субъект - сознательно или бессознательно, произвольно или непроизвольно - занимает в них не просто доминантную или подчиненную позицию, а одновременно и ту и другую. При этом социальный характер таких соотношений может быть достаточно очевидным, тогда как психологический оказывается, как правило, менее однозначным и труднее поддается объективной оценке.

Доминирование и подчинение включаются в общий контекст личностного развития и выполняют сложные психологические функции, связанные с адаптацией к внешней и внутренней среды. Особенно значимыми являются функции компенсаторные, степень адекватности которых существенно предопределяет статус личности как участника интерсубьектного взаимодействия.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...