Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слагаемые конкурентоспособности в педагогической среде




 

Слагаемые конкурентоспособности педагога, педагогического коллектива: каковы они в современном мире? Три отправных точки конкурентоспособности:

ответить на запросы потребителя услуги (требования семьи)

ответить на запросы работодателя (в основном - это государственная, общественная образовательная среда)

достичь гармонии в собственном внутреннем мире (желать и уметь работать в современном образовательном учреждении).

Каковы запросы семьи, на которые следует ориентироваться педагогу, педагогическому коллективу? Конституция России ориентирует гражданина на равенство прав в получении образования. Однако, уже не одно десятилетие, вопрос уровня образования обсуждается, рассчитывается и до сих пор, пожалуй, утверждать, что существует некий ориентир для педагога, для семьи, нельзя. Сегодня образовательный заказ формируется неконкретно, неточно. Да и возможно ли это сделать, если существует проблема: кто является заказчиком образовательной услуги. Семья? Государство, в лице чиновника разного ранга? В современной образовательной среде затребован тот педагог, который сумеет мобильно ответить на запросы и тех, и этих. Семья заказывает внимательное, профессиональное отношение к своему ребенку. Государство рассчитывает, что педагог, помимо основного предназначения (достижения хороших показателей в работе с большим детским коллективом), безупречно и иные функции исполнит - ремонт в помещении, безупречное ведение документации, выход на дежурство в микрорайоне, участие в разнообразных общественных мероприятиях и т. п.

Все более неоднородным становится состав семьи - социальное расслоение не привело к разделению образовательных учреждений, в дошкольной группе за одним столом будут и ребенок из заботливой семьи, и из семьи социально неблагополучной. Педагог же, отвечая на заказ, (чей?) должен и в этих условиях реализовать программу повышенного уровня (если он желает быть профессионально признанным). Логично было бы разделить образовательные учреждения на категории согласно социального статуса семьи и не требовать от педагога работающего в социальном учреждении наличия победителей олимпиад или работы по программе повышенного уровня в дошкольной группе при попытке заявить о себе как о лидере в образовании.

Статус неудачника, специалиста низкой квалификации - удел значительной части современных педагогов, не сумевших победить в конкурсе, вырастить «звездочку». Вот уже и министерство образования и науки республики ставит задачу избавиться от пассивных, нерезультативных представителей отрасли! Подняться над собственными страхами, доказать самому себе, что ты затребован, интересен, полезен - пожалуй, наиболее сложный компонент борьбы за общественное признание.

Вывод напрашивается неутешительный: нет в современной России конкурентной среды. То, что мы называем конкуренцией на деле выглядит как констатация факта наличия педагогов привлекательных, интересных. Семья, проявляющая интерес к образованию, ищет путь уйти от плохого педагога к более надежному, хорошему. Реальная конкуренция возможна только в среде качественного, сильного образования, а до этого нам ещё далеко. Производство уже активно освободилось от несвойственных функций (например, КамАЗ передал социальную сферу под опеку города), а педагог по-прежнему «и жнец, и швец, и на дуде игрец». Педагоги работают за социальных работников, за коммунальные службы, за общественные организации, оставаясь самой низкооплачиваемой и социально незащищенной категорией работников.

Сегодня конкурентная среда только формируется. Надо учить азбуку конкуренции:

свобода творческой деятельности;

обеспечение равных возможностей становления и развития педагога;

профессионализм высокого качества (способность к достижению конкретно сформулированных целей);

безупречный профессиональный имидж;

наличие заказчика, способного стимулировать профессиональный рост;

овладение культурой отношений между исполнителем и потребителем образовательной услуги;

мобильность в перемене места жительства, учреждения и т.п. (следование работника за выгодной работой).

Освоим азбуку - и книга напишется. Хотелось бы, чтобы Год Учителя дал старт формированию в обществе особой педагогической среды - высокоинтеллектуальной, достойной общественного признания и уважения, авторитетной, способной служить нравственным ориентиром для подрастающего поколения.

В данной главе было рассмотрено понятие конкурентоспособности и доминирования в психолого-педагогической литературе.

В книге В.И. Андреева «Конкурентология» понятие «конкурентоспособная личность» трактуется как «личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами». Данную проблему изучали такие учёные как В.И. Андреев, Р.А. Фатхутдинов, Н. Григорьева, М.К. Киянова, Г. Олпорт и др.

М.К. Киянова, Е.В. Ксенчук в работе «Технология успеха», исследуя коммуникативную конкурентоспособность личности, выделяют этапы ее формирования:

. Развитее способности рефлексии в поведении и общении;

. Умение чувствовать интеллектуальные и эмоциональные поля человека;

. Развитие способности активного воздействия на людей, овладение способами такого воздействия.

Под склонностью к доминированию понимается стремление брать на себя инициативу в межличностных отношениях или устанавливать контроль над ними. Данной проблемой занимались такие ученые как Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефорж, Р. Сазек.

Факт большей очевидности властной позиции может иметь три психологические объяснения. Во-первых, властная сторона явственнее проявляет, воплощает свою собственную субъектность. Она является стороной инициативной, которое принимает решение, навязывает их другим участникам, определяет дискурс общения. Во-вторых, для самого субъекта мотивация занимание властной позиции является очевидной и понятной, чем мотивация подчинения. В-третьих, доминантная позиция, как правило, имеет высший социальный престиж.

Таким образом, в эмпирическом исследовании будет стоять задача выявить особенности влияния склонности к доминированию как фактора успешности в условия конкурентной борьбы на конкурентоспособность студентов ВУЗа.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...