Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность личности
Современная экономика, ориентированная на обширное применение высоких технологий, предъявляет новые, повышенные требования к качеству подготовки вас как специалистов, т.е. к образовательному и профессиональному уровню как выпускника вуза, его нравственным и психологическим характеристикам. Эта ситуация объясняется тем, что качество рабочей силы все больше определяет конкурентоспособность экономики государства. Многие руководители отмечают, что недостаточная профессиональная подготовка - это дело времени. Как правило, молодой специалист легко входит в работу, если он хорошо подготовлен в психологическом и социальном плане. Основные факторы, тормозящие профессиональный рост и повышение конкурентоспособности выпускников, - отсутствие жизненного опыта, неготовность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, психологические проблемы в общении с коллективом, неготовность к интенсивному труду. Понятие «конкурентоспособность» можно определить как «свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке». С.Н. Ярошенко под конкурентоспособностью понимает «достижение успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе профессиональных знаний, умений, навыков и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств». [17] В книге В.И. Андреева «Конкурентология» понятие «конкурентоспособная личность» трактуется как «личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами». В предпринимательском мире, а также в кругу ряда экономистов существует мнение, что рынок труда является хорошо функционирующим. Однако российские условия развития современного общества, качественные перемены и глубокие экономические и социальные преобразования на основе перехода к рыночным отношениям требуют коренных изменений на формирующемся рынке труда молодых специалистов. Как известно, в этом процессе, принимаете самое непосредственное участие. Одним из существенных факторов, определяющих картину на этом рынке, является совокупность требований, ожиданий работодателя по отношению к работнику. Требования работодателей к вам как к будущему специалисту будут очень высокими. Сформулируем факторы, которым следует уделять особое внимание:
• качество работы и надежность (тщательность и точность выполнения работы, ответственность; степень уверенности руководителя в том, что данный работник выполнит свое задание); • глубина профессиональных знаний, понимание ступеней работы; • способности, инициатива и творчество (активная заинтересованность в выполнении работы; способность к выдвижению оригинальных идей, решений, путей; повышение культуры, расширение кругозора, развитие способностей); • стремление к успеху, ориентация на удачу; • знания и опыт работы; • выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряженных условиях, высокая работоспособность); • семейное благополучие работника; • целеустремленность и наличие плана достижения целей (потребность в достижении цели, ориентация на конечный результат; освоение техники личной работы; способность жить и работать по плану и системе). Одними из основных показателей, влияющих на конкурентоориентированность и конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда, также являются: уровень здоровья и работоспособность; уровень профессионализма и компетентности; уровень семейного благосостояния; уровень сознания, стремления работника; техника личной работы; карьерное и жизненное планирование и т. д. С одной стороны, эти характеристики позволяют судить о возможностях трудиться с высокой интенсивностью, о мере подготовленности и соответствия организационно-технологическим требованиям, о способностях, навыках, предприимчивости, ценностях и мотивации, особенностях трудовой морали и других качествах.
Рассматривая критерии личной конкурентоспособности на современном рынке труда, следует выделить четыре позиции: )квалификация, профессиональная компетентность, уровень полученных знаний; ) мотивация, стремление к доминированию; ) культура (ценности и уровень развития); ) поведенческие характеристики (поведение на рынке труда), жизненная ориентация (наличие плана жизни и карьеры, определение жизненных целей и целей трудоустройства). С другой стороны, чтобы быть востребованным специалистом на рынке труда, вам необходимо владеть сплавом следующих качеств: • мыслительные качества - это сильные аналитические способности, системность, гибкость мышление, креативность, умение справляться с большим объемом информации и находить сложные решения в трудной ситуации; • коммуникативные навыки - умение вести деловые переговоры для достижения результата, умение взаимодействовать с людьми, способность подать свою точку зрения наиболее эффективно, повести людей за собой, наличие долговременных связей; • организаторские навыки - умение спланировать собственную деятельность и деятельность группы, умение поставить задачи, распределить усилия и задания, проконтролировать достижение результата, способность прогнозировать ситуацию. Важным качеством является также способность справляться с большим количеством дел, что означает, что ты наиболее эффективно распределил время для достижения результата; • личностные качества - работоспособность, культура и интересы, семейное благополучие, умение взять ответственность за свои дела и за группу, высокая мотивация к достижению результата, стремление к развитию и успеху и т. д.
Сегодня рынок, кроме высокого профессионализма, требует от молодого специалиста еще и особой ответственности, психологической готовности к различным сложным ситуациям. Значительную роль при этом играет необходимость постоянно самосовершенствоваться как в профессиональном плане, так и в личностном. Вам важно не только обладать знаниями, но и уметь управлять ими, создавать информационное поле. Главная задача, стоящая сегодня как перед студентами, так и перед вузом, - формирование благоприятной среды, обеспечивающей непрерывный интенсивный рост и развитие молодых специалистов. Учитывая, что базовой основой качеств, определяющих конкурентоспособность личности, является ее способность к творческому саморазвитию и самореализации, приоритетом образования в XXI в. должна стать парадигма: гарантированное качество образования через творческое саморазвитие и творческую самореализацию. Другими словами, образование будет способствовать становлению человека как конкурентной личности только в том случае, если образование переходит в самообразование, воспитание - в саморазвитие, а развитие - в творческое саморазвитие и творческую самореализацию личности. Результативность конкурентной деятельности будет тем выше, чем глубже вы осознаете ее личную и социальную значимость. Под личной конкурентоспособностью понимается способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда уметь обеспечить себя к моменту завершения обучения в вузе гарантированной работой по получаемой специальности в престижной организации с перспективой успешного продвижения вверх по служебной лестнице. Субъектами обеспечения личной конкурентоспособности могут выступать: высшее учебное заведение в лице общевузовских служб содействия и выпускающей кафедры, предприятия-работодатели, родители студента и, конечно, сам студент. Эта задача требует ваших серьезных и постоянных усилий в течение всего периода обучения в вузе.
Такие усилия должны опираться на две группы факторов организационного поведения в период обучения в вузе: факторы стратегического поведения; факторы тактического поведения. Прежде всего на формирование конкурентоспособности оказывают влияние стратегаческие факторы. К ним относятся следующие: ) фундаментальная подготовка по направлению обучения; ) формирование жизненного успеха; ) формирование навыков организаторской деятельности; ) развитие предпринимательских способностей; ) освоение будущей профессиональной деятельности с первого дня обучения в вузе; ) постоянное формирование долговременных деловых связей; ) использование современных технологий формирования плана жизни и деловой карьеры; ) поддержание высокого уровня работоспособности; ) обеспечение семейного благополучия; ) создание положительной репутации; ) контроль факторов, влияющих на жизненное везение и удачу; ) постоянный самоконтроль результатов и процессов личной жизнедеятельности. Тактические качества оказывают непосредственное влияние на ваше становление и самореализацию. Они включают: ) освоение технологий обучения в современном вузе; ) личную организованность - разработку и применение техники личной работы; ) составление планов личной деятельности на год, месяц, неделю, день; ) расширение личного кругозора, умение быть интересным; ) повышение собственной привлекательности - культуру общения, этикет и поведение. Конечно, все эти активные составляющие модели взаимосвязаны друг с другом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|