Ход и результат экспериментального исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Программа эксперимента включала:этап: Предварительный. В исследовании участвовало 14 человек возрастом от 19 до 20 лет. Студенты группа ПО-301 Института Психологии и Педагогики Челябинского государственного университета. этап: Тестирование с помощью опросников.этап: Обработка результатов. Статистическая обработка. Это методы, с помощью которых на базе первичных данных могут быть выявлены скрытые в них статистические закономерности, проверяются гипотезы. Для получения достоверных выводов исследования был использован корреляционный анализ по Спирмену. этап: Анализ статистических данных. Достоверность полученных результатов обеспечивалась соответствующим выбором методов исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, стандартизацией процедуры исследования и применением методов статистической обработки данных. Результат экспериментального исследования: Одной из задач научно-исследовательской работы являлось экспериментально проверить корреляцию склонности к доминированию как фактора успешности и конкурентоспособности. В ходе экспериментального исследования были использованы 2 методики: «Каков уровень вашей конкурентоспособности?» В. И. Андреева и «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири». Были получены следующие результаты: . По опроснику В. И. Андреева на выявление конкурентоспособности личности были получены статистически достоверные результаты: Из группы испытуемых только у 3% средний уровень конкурентоспособности (84-96 баллов), у 40% конкурентоспособность чуть выше среднего (97-109 баллов), 54%- выше среднего (110-122 балла) и у 3%- высокий уровень конкурентоспособности личности (123-137 баллов). Это можно просмотреть на диаграмме 1.
Диаграмма 1 - Соотношение уровня конкурентоспособности личности у испытуемых
Таблица 1 - Взаимосвязь компонентов конкурентоспособности личности
r**=0,01; r*=0,05
. Выделение корреляции конкурентоспособности и склонности к доминированию. Одной из задач являлось экспериментально проверить корреляцию склонности в доминированию как фактора успешности и конкурентоспособности у студентов. Для этого использовался корреляционный анализ по Спирмену, с помощью которого были получены данные, которые предоставлены в таблице 2. На диаграмме 2 можно увидеть взаимоотношение показателей уровня конкурентоспособности и мотивации достижения у студентов ВУЗа.
Диаграмма 2 - Показатели уровня конкурентоспособности и склонности к доминированию
Таблица 2 - Взаимосвязь конкурентоспособности и фактора склонности к доминированию
**= 0,01; r*=0,05 Подобран оптимальный пакет методик, позволяющих провести исследование конкурентоспособности и склонности к доминированию, включающий в себя методику «Каков уровень вашей конкурентоспособности?» В. И. Андреева и опросник «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири. Подтверждена гипотеза о том, что комплекс свойств личности, определяющий склонность к доминированию в системе межличностных отношений влияет на уровень ее конкурентоспособности. С помощью корреляционного анализа Спирмена были выявлено: Конкурентоспособность студентов вузов связана со склонностью к доминированию. Доказано, что, во-первых, склонность к доминированию тесно связана с профессиональным ростом, творческими способностями и независимостью личности. Во-вторых, склонность к доминированию как фактор успешности в условиях конкурентной борьбы обеспечивает развитие лидерских качеств, высокую стрессоустойчивость, умение пойти на риск, развитие творческих способностей, что в будущем поможет в эффективном профессиональном развитии.
Заключение
В данной работе были рассмотрены 14 студентов Челябинского государственного университета Института психологии и педагогики группы ПО-301. Показана сложность изучения данной проблемы. На основе анализа психологической литературы, был сделан вывод, что: Конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [1]. Я достигла поставленной цели курсовой работы: было изучено влияния доминантности личности на успешность в учебной работе. Факт большей очевидности властной позиции может иметь три психологические объяснения. Во-первых, властная сторона явственнее проявляет, воплощает свою собственную субъектность. Она является стороной инициативной, которое принимает решение, навязывает их другим участникам, определяет дискурс общения. Во-вторых, для самого субъекта мотивация занимание властной позиции является очевидной и понятной, чем мотивация подчинения. В-третьих, доминантная позиция, как правило, имеет высший социальный престиж. Выдвинутая в работе гипотеза о том, что комплекс свойств личности, определяющий склонность к доминированию в системе межличностных отношений влияет на уровень ее конкурентоспособности подтверждена экспериментальным путем на основании тестирования 14 человек с использованием набора из 2 методик: ««Каков уровень вашей конкурентоспособности?» В.И. Андреева и «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири. Полученные результаты в ходе исследования были обработаны с помощью корреляционного анализа Спирмена, что и позволило нам говорить о достоверности связи конкурентоспособности и мотивации достижения. На основании этого были сделаны следующие выводы: Склонность к доминированию тесно связана с профессиональным ростом, творческими способностями и независимостью личности, а так же обеспечивает развитие лидерских качеств, развитие высокой стрессоустойчивости, умение пойти на риск, развитие творческих способностей, что в будущем поможет в эффективном профессиональном развитии.
Библиографический список
1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб.: Академич. проект, 1997. - 58 с. . Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1995. - 26 с. . Андреев, В.И. Конкурентология / В.И. Андреев.- Казань: Центр инновационных технология, 2004.- 468 с. . Беттельхейм Б. Люди в концлагере // Психология господства и подчинения. - Мн.: Харвест, 1998. - 157 - 281 с. . Каверина С. Б. Что такое потребность власти? // Психология и психоанализ власти. - Т. 1. - Самара: Бахри, 1999. - 68 с. . Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб.: Макет, 1995. - 123 с. . Москович С. Век толпа. Исторический трактат по психологии масс. - М., 1996. - 341 с. . Ницше Ф. Так говорил Заратустра - К.: Основы, 1993. - 7 - 326 с. . Оллпорт Г.В. Личность в психологии. - М.: КСП +; СПб.: Ювента, 1998. - 47 с. . Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Избр. труды. - М.: Весь Мир, 1997. - 43 - 163 с. . Райх В. Психология масс и фашизм. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 29 с. . Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. - СПб.: Ювента, М.: КСП +, 1999. - 79 с. . Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. - 114 с. . Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - С. 13-108. . Хорни К. Невротическая личность нашего времени - М.: Прогресс - Универс, 1993. - С. 5 - 221. . Юнг К.Г. Отношения между Я и бессознательным // Собр. соч. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994. - С. 173 - 315. . Ярошенко С.Н. Ценностные основы становления и развития конкурентоспособности студентов ВУЗа теоретико-методологический аспект / Челябинский Государственный Университет, 2009. - 81 с. . Kępiński A. Rytm życia. - Kraków: Wyd-wo Literackie, 1972. . <http://azps.ru/tests/tests_liri.html> . <http://nsportal.ru/obshcheobrazovatelnaya-tematika/blog/slagaemye-konkurentosposobnosti-v-pedagogicheskoi-srede> . <http://www.disszakaz.com/catalog/individualno_psihologicheskie_osobennosti_razvitiya_konkurentosposobnosti_lichnosti.html>
. <http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000085170/28/image/28-029.pdf> Приложение 1 «Каков уровень вашей конкурентоспособности?» В.И. Андреева
При ответе на вопросы теста необходимо выбрать и записать один из Вариантов ответа. Например: 1-а, 2-г, 3-в и т.д. Постарайтесь давать искренние ответы, тогда вы получите весьма интересную, а главное - более объективную информацию о себе. Я знаю, чего хочу добиться в ближайшие 2-3 года: а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет. Я ценю деловых, практичных и предприимчивых людей: а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет. Я знаю, в какой сфере я могу прилично заработать: а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет. У меня хватает энергии, чтобы довести начатое дело до конца: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет. Я устаю после работы: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) довольно часто, д) нет. Мои родители и учителя считали меня старательным и приложным: а) да, б) чаще всего да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет. Мне удается, казалось бы, при неразрешимой проблеме найти неожиданно простое и даже оригинальное решение: а) да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет. Я быстро осваиваю новые виды деятельности: а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) не всегда, д) нет. Я бываю инициатором нововведений в нашем коллективе: а) да, б) чаще всего, в) иногда, г) очень редко, д) нет. Я способен идти на риск, даже если шансы на успех невелики: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет. Мои друзья считают меня человеком решительным: а) да, б) скорее всего, да, в) кто как, г) скорее всего, нет, д) нет. Я высказываю свое мнение, даже если кому-то оно не нравится: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет. В дискуссиях и спорах мне чаще всего удается настоять на своем: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет. Принимая ответственное решение, я полагаюсь только на себя, и ни с кем не советуюсь: а) да, б) чаще всего, да, в) когда как, г) чаще всего, нет, д) нет. В кругу друзей мне нравится и удается быть «душой компании»: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) иногда, д) нет. Мне легко удается установить контакт с новыми для меня людьми: а) да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет. Я предпочитаю брать на себя ответственность, руководя людьми, чем подчиняться кому-либо: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет. Я систематически занимаюсь самообразованием, саморазвитием своих личностных качеств: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) очень слабо и редко, д) нет.
Я веду дневник, где планирую свою жизнь, анализирую свои промахи и ошибки: а) да, б) часто, в) периодически, г) очень редко, д) нет. Вечером после рабочего дня я засыпаю: а) очень быстро, б) сравнительно быстро, в) когда как, г) иногда страдаю бессонницей, д) часто страдаю бессонницей. Если мне кто-либо нагрубит, то я быстро забываю об этом: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет. Я стремлюсь, и мне удается не втягивать себя в конфликты: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет. Как часто по своей личной инициативе вы участвуете в дискуссиях, семинарах, конференциях: а) часто, б) сравнительно часто, в) периодически, г) сравнительно редко, д) не участвую. Я считаю, что работу нужно делать тщательно и качественно или не делать вообще: а) да, б) чаще всего, в) не любая работа требует одинаковой тщательности, г) мне не все в равной степени удается делать качественно, д) я делаю все быстро, но недостаточно качественно. Я могу одну и ту же работу неоднократно переделывать, вносить качественные улучшения: а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет. Были ли у вас случаи, чтобы ваш руководитель попросил вас переделать еще раз: а) такого я что-то не помню, б) очень редко, в) периодически, г) сравнительно часто, д) очень часто. Приложение 2 «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири»
Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте). . Другие думают о нем благосклонно . Производит впечатление на окружающих . Умеет распоряжаться, приказывать . Умеет настоять на своем . Обладает чувством собственного достоинства . Независимый . Способен сам позаботиться о себе . Может проявить безразличие . Способен быть суровым . Строгий, но справедливый . Может быть искренним . Критичен к другим . Любит поплакаться . Часто печален . Способен проявить недоверие . Часто разочаровывается . Способен быть критичным к себе . Способен признать свою неправоту . Охотно подчиняется . Уступчивый . Благородный . Восхищающийся и склонный к подражанию . Уважительный . Ищущий одобрения . Способен к сотрудничеству . Стремится ужиться с другими . Дружелюбный, доброжелательный . Внимательный и ласковый . Деликатный . Одобряющий . Отзывчивый к призывам о помощи . Бескорыстный . Способен вызвать восхищение . Пользуется уважением у других . Обладает талантом руководителя . Любит ответственность . Уверен в себе . Самоуверен и напорист . Деловит и практичен . Любит соревноваться . Строгий и крутой, где надо . Неумолимый, но беспристрастный. . Раздражительный . Открытый и прямолинейный . Не терпит, чтобы им командовали . Скептичен . На него трудно произвести впечатление . Обидчивый, щепетильный . Легко смущается . Не уверен в себе . Уступчивый . Скромный . Часто прибегает к помощи других . Очень почитает авторитеты . Охотно принимает советы . Доверчив и стремится радовать других . Всегда любезен в обхождении . Дорожит мнением окружающих . Общительный и уживчивый . Добросердечный . Добрый, вселяющий уверенность . Нежный и мягкосердечный . Любит заботиться о других . Бескорыстный, щедрый . Любит давать советы . Производит впечатление значимости . Начальственно-повелительный . Властный . Хвастливый . Надменный и самодовольный . Думает только о себе . Хитрый и расчетливый . Нетерпим к ошибкам других . Своекорыстный . Откровенный . Часто недружелюбен . Озлобленный . Жалобщик . Ревнивый . Долго помнит обиды . Склонный к самобичеванию . Застенчивый . Безынициативный . Кроткий . Зависимый, несамостоятельный . Любит подчиняться . Предоставляет другим принимать решения . Легко попадает впросак . Легко попадает под влияние друзей . Готов довериться любому . Благорасположен ко всем без разбору . Всем симпатизирует . Прощает все . Переполнен чрезмерным сочувствием . Великодушен и терпим к недостаткам . Стремится покровительствовать . Стремится к успеху . Ожидает восхищения от каждого . Распоряжается другими . Деспотичный . Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам) . Тщеславный . Эгоистичный . Холодный, черствый . Язвительный, насмешливый . Злобный, жестокий . Часто гневливый . Бесчувственный, равнодушный .Злопамятный . Проникнут духом противоречия . Упрямый . Недоверчивый и подозрительный . Робкий . Стыдливый . Отличается чрезмерной готовностью . Мягкотелый . Почти никогда и никому не возражает . Ненавязчивый . Любит, чтобы его опекали . Чрезмерно доверчив . Стремится снискать расположение каждого . Со всеми соглашается . Всегда дружелюбен . Всех любит . Слишком снисходителен к окружающим . Старается утешить каждого . Заботится о других в ущерб себе . Портит людей чрезмерной добротой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|