Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дети-сироты и социальное сиротство.




На сегодняшний день в официальных документах, в соответствие с Федеральным законом РФ, используются понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»:

§ Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

§ Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, неспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умерших, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а так же в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке

Но существует огромное количество детей, имеющие «номинальных» родителей и лишённые должной заботы и внимания с их стороны уходят на улицу, образуя армию безнадзорных и беспризорных детей. Таким образом, приблизительное число детей, лишённых реальной родительской заботы и опеки на территории РФ гораздо больше (4 млн). Трудности с определением их числа отчасти зависят от смещения понятий «уличных» и «беспризорных» детей. Понятие «уличные дети» гораздо шире по своему значению и включает в себя различные категории детей, которые можно классифицировать в соответствии с двумя критериями:

1. степень вовлечённости ребёнка в уличную жизнь

2. степень сохранности у детей социальных связей с «нормальными» социальными институтами (семья, школа, детские учреждения)

В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей:

-я группа - дети подростки, у которых продолжительность непрерывного проживания в условиях улицы не менее 6 месяцев

-я группа - дети и подростки, которые пребывают на улице в светлое время суток. Постоянное проживание на улице непродолжительно.

-я группа - старшие подростки и совершеннолетние, у которых продолжительность непрерывного проживания на улице составляет от суток до месяца.

Подобная классификация детей по группам, каждая из которых предполагает свои, особые технологии социальной работы, необходима для эффективной работы с ними. Таким образом создаются типологизации, основывающиеся на различных критериях. Например, для классификации «уличных детей» применяется «индекс благополучия», т.е. степень включённости ребёнка в позитивные развивающиеся среды.

Опираясь на конвенцию о правах ребёнка в рамках этого исследования к категории социальных сирот можно отнести детей, «которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в собственных интересах не могут оставаться в таком окружении».

В России основными законодательными актами, обеспечивающими защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей, являются Семейный кодекс Российской Федерации принятый Государственной думой 8 декабря 1995 г. и включающий раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Указанные законы создают правовую основу системы государственного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. Эта система включает: совокупность норм, гарантирующих соблюдение прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей; совокупность норм, обеспечивающих использование различных форм устройства детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей; специальные организационные структуры.

Существующее законодательство в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка предусматривает различные формы устройства детей, оказавшихся без попечения родителей: усыновление(удочерение); установление опеки или попечительства; передача на воспитание в приёмную семью; передача на воспитание в специальные учреждения для данной категории детей и другие. Законодательство также предусматривает создание особых структур, функцией которых является защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. Это - органы опеки и попечительства, а также воспитательные, лечебные и другие учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Органы опеки и попечительства являются частью органов местного самоуправления.

Существует и другой подход к определению исследуемой категории детей. Дети группы риска рассматриваются, наравне с детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми-правонарушителями, как объекты социально-педагогической деятельности.

Так, доктор психологических наук Шульга Т.И. к детям группы риска относит следующие категории детей:

§ Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики

§ Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств

§ Дети из неблагополучных, асоциальных семей

§ Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке

§ Дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

В свою очередь исследователь А.Л. Лихтарников изучал данную категорию детей как «трудных», с точки зрения педагогики. Дети «группы риска» - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

К ним относятся:

§ Дети с нарушениями в аффективной сфере,

§ педагогически запущенные дети,

§ дети с задержкой психического развития,

§ дети с проблемами в развитии (олигофрены),

§ дети с психопатоподобным поведением и многие другие.

Изучив литературу по дефектологии и психологии, оказалось, что к данной категории можно отнести и леворукого ребенка, детей с эмоциональными нарушениями. В последнее время о трудных школьниках пишется и говориться немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми.

Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:

) педагогической запущенностью;

) социальной запущенностью;

) отклонениями в состоянии здоровья.

Поскольку ребёнок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провёл опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом «трудный». Оказалось, что чаще всего речь идёт о ребёнке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведёт борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознаёт своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается что «трудным» ребёнок становится тогда, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Таким образом, можно заключить, что такие категории детей, как дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители, характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства (сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел), которые выявляют таких детей и устанавливают их статус, а так же специальные учреждения для таких детей. Что же касается последней выделенной категории - дети группы риска, к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения, то эта категория рассматривается как «неофициальная». С подобной позиции можно отметить, что отличительной особенностью детей группы риска является то, что юридически они могут считаться детьми, не требующих особых подходов, но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере их базовые права, закреплённые конвенцией ООН о правах ребёнка и другими законодательными актами, - право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...