Работа с ВИЧ-инфицированными детьми в домах ребёнка
Дети, рожденные ВИЧ-позитивными женщинами и оставленные ими без попечения, стали появляться в стационарах Санкт-Петербурга в 1999 г. К 2001 году таких детей было 17, и Комитетом по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга было принято решение о размещении таких детей в одном из Домов ребенка города с соответствующей подготовкой персонала и созданием условий для качественного и своевременного обследования детей с целью их дальнейшей комплексной реабилитации. Так, в октябре 2001 г. СПб ГУЗ Специализированный дом ребенка №10 принял детей с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции, находящихся в стационарах города. При этом структура дома ребенка не менялась. Учитывая особенности реабилитации детей с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции, было принято Положение о порядке приема, реабилитации и перевода воспитанников СПб ГУЗ Специализированный Дом ребенка №10 (психоневрологический), в котором на основании распоряжения Комитета по здравоохранению Администрации СПб от 27.12.2001 №497-р «О профиле и мощности Специализированного дома ребенка №10», приказа отдела здравоохранения территориального управления Центрального административного района СПб от 27.11.2001 №146-п «О профиле и мощности СПб ГУЗ Специализированный дом ребенка №10 (психоневрологический)», а также совместного распоряжения Комитета по здравоохранению и ЦГСЭН СПб от 04.02.2002 №29-р/4 «О совершенствовании оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным беременным женщинам и детям, рожденным от ВИЧ-инфицированных» и распоряжения Комитета по здравоохранению от 02.10.2002 №364-р «О создании Комиссии по диагностике и лечению ВИЧ-инфекции у детей», определен следующий порядок приема и перевода воспитанников Специализированного дома ребенка №10 в другие Дома ребенка, учреждения системы образования и социального обеспечения Санкт-Петербурга:
. Принимаются дети с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции и ВИЧ-инфицированные дети в возрасте до четырех лет, оставшиеся без попечения родителей или помещаемые в Дом ребенка на срок по заявлению родителей в связи с социальными и другими показаниями. . Обязательными условиями для приема являются: а) перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции (дети, рожденные от матерей из группы риска по ВИЧ-инфекции поступают в Дома ребенка общего профиля); б) положительные результаты лабораторных исследований на ВИЧ-инфекцию в ИФА и иммуноблотинге; в) отсутствие показаний для стационарного лечения или в периоде ремиссии по основному заболеванию (ВИЧ-инфекция); . Специализированное обследование воспитанников Дома ребенка проводится в медицинских учреждениях, определенных совместным распоряжением Комитета по здравоохранению и Центра Госсанэпиднадзора в СПб от 04.02.2002 №29-р/4. . Врачи Дома ребенка организуют диспансерное наблюдение, своевременное квалифицированное обследование и лечение, проведение комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий, а также готовят материалы для Комиссии «По диагностике и лечению ВИЧ-инфекции у детей» с целью консультирования по вопросам ведения ВИЧ-инфекции у детей, в том числе назначения антиретровирусной терапии (АРВТ), подтверждения или снятия диагноза ВИЧ-инфекции. . Лабораторные исследования проводятся в Центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. Забор и транспортировка исследуемого материала производится персоналом дома ребенка в вакуумных системах. . Диагноз ВИЧ-инфекции подтверждается двумя положительными результатами вирусологических исследований в сроки, предусмотренные приложением №3 к распоряжению от 04.02.2002 №29-р/4.
. Диагноз ВИЧ-инфекции исключается при наличии двух или более отрицательных результатов вирусологических исследований, один из которых выполнен в возрасте 4-6 месяцев и старше и при отсутствии клинических проявлений ВИЧ-инфекции. . Дети, с лабораторно подтвержденным диагнозом ВИЧ-инфекции, воспитываются в доме ребенка до трех-четырех летнего возраста. Комиссия «Диагностика и лечение ВИЧ-инфекции у детей» дает заключение о возможности перевода детей с неподтвержденным диагнозом в Дома ребенка общего профиля. В дальнейшем наблюдение и обследование ребенка организуется по месту его пребывания под наблюдением специалистов Центра СПИДа до исполнения 18 месяцев. Оригинал заключения Комиссии находится у педиатра Городского Центра СПИДа, в дом ребенка передается ксерокопия данного заключения. . Перевод детей из Дома ребенка №10 осуществляется: в другие дома ребенка, в случае неподтверждения диагноза ВИЧ-инфекции, по направлению координационно-методического центра по работе домов ребенка Санкт-Петербурга; в учреждения системы образования или социального обеспечения по достижении 3-4 летнего возраста, по направлению городской медико-педагогической комиссии по переводу детей из домов ребенка Санкт-Петербурга. Данное Положение может корректироваться в соответствии с поступлением новых нормативных актов, распоряжений и приказов по работе с детьми с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции и ВИЧ-инфицированными.
Изучение опыта работы с детьми ВИЧ-инфицированных матерей в социальных учреждениях Санкт-Петербурга (на основе социологического исследования)
Методологическая часть Актуальность проблемы. Актуальность изучения и исследования жизни детей, рождённых от ВИЧ-инфицированных матерей и работы с данной категорией «группы риска» обусловлена стремительным распространением ВИЧ-инфекции на территории России, в том числе городе Санкт-Петербурге, и ростом количества беременных женщин и матерей с ВИЧ-инфекцией. Вот некоторые статистические данные, которые подтверждают актуальность выше указанной проблемы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. «На протяжении последних 3 лет в Ленинградской области растет доля женщин с ВИЧ-инфекцией и, соответственно, увеличивается количество детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. В 2009 году закончили беременность родами 270 ВИЧ-инфицированных женщин (в 2008 - 227). 94,3% беременных женщин с ВИЧ-статусом получили 2-х этапную и 73,0% 3-х этапную профилактику вертикального заражения ВИЧ, из них только 77% состояли на учете в женской консультации по поводу беременности. Дети получили профилактическое лечение в 98,5% случаев. Диагноз ВИЧ-инфекции был установлен 10 детям. Всего на 30.04.2010 года под наблюдением находилось 640 детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. Из них 127 - с подтвержденным диагнозом ВИЧ-инфекция и 513 - имеют неокончательный лабораторный результат. Получают антиретровирусную терапию 67 детей. Эффективность перинатальной профилактики в Ленинградской области составляет 93,0%, то есть заражается ВИЧ-инфекцией 7% детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей. Среднероссийский показатель составляет 8,2%. За 4 мес. 2010 года от ВИЧ-инфицированных женщин родилось 64 ребенка (2009 г. - 39), из них 97,8% получили профилактику.
Объект исследования: специалисты СПб ГУ «Комплексного центра социального обслуживания населения Красносельского района» Отделения помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию - №2 и дети группы риска, рождённые от ВИЧ-инфицированных матерей. Предмет исследования: процесс организации и особенности социальной работы с детьми группы риска, рождённых от ВИЧ-инфицированных матерей Основная цель: исследование особенностей работы с детьми данной группы риска, выявление основных трудностей процесса работы и разработка рекомендаций по организации социальной работы с детьми, рождёнными от ВИЧ-инфицированных матерей. Данная цель определяет следующие задачи: . Выявить мнение специалистов, работающих с ВИЧ-инфицированными женщинами и их детьми, об актуальности проблемы работы с ВИЧ-инфицированными . Выявить особенности работы с детьми данной группы риска
. Проанализировать мнения специалистов центра, как можно было бы увеличить эффективность работы с детьми, рождёнными от ВИЧ-инфицированных матерей. . Разработать рекомендации по организации социальной работы с детьми, рождёнными от ВИЧ-инфицированных матерей и определить перспективные направления исследования особенностей работы с детьми данной группы риска. Основной гипотезой является: Для эффективной социальной работы с детьми, рождёнными от ВИЧ-инфицированных матерей необходимо выделение данной категории детей в отдельную самостоятельную группу риска, подразумевающую свою методологию и технологию работы. Операционализация понятий: Дети группы риска - дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. ВИЧ-инфекция - инфекционная болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), который поражает клетки иммунной системы и приводит к развитию синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфицированные - это лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека. Методическая часть Опираясь на научные работы В.А. Ядова и В.И. Ильина, данное исследование было проведено в традиции качественного исследования. Ядов отмечает, что «качественные исследования позволяют также изучать новые явления или процессы, не имеющие массового распространения, особенно в условиях резких социальных изменений». Социологическое исследование по выявлению особенностей работы с детьми, рождёнными от ВИЧ-инфицированных матерей, будет проведено с помощью метода глубинного неформализованного интервью. Данное интервью имеет полуструктурированный вид. В.И. Ильин в своей работе «Драматургия качественного полевого исследования» так описывает данный вид интервью: «…с одной стороны, в нем есть структура, а с другой - она имеет гибкий, нежесткий характер. Это проявляется в следующих особенностях формы: 1. Имеется перечень тем и вопросов. 2. Этот порядок, как и форма вопросов, открыт для изменений. 3. Ответы имеют открытый характер, т.е. заранее не готовятся и формулируются информантом в той форме, какая ему кажется наиболее подходящей».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|