Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление о биосоциальной сущности человека




Итак, Человека в биосфере выделяют: социальная организация на основе внешних усилителей (модульно-социальный тип тел), организация дополнительного потока энергии, внеорганизменные формы записи информации, специальный канал передачи информации и абстрактное мышление. Биосоциальная сущность Человека предполагает качественно новый вариант его эволюционных преобразований: морфологическая эволюция реализуется через эволюцию внешних усилителей, то есть через эволюцию той части неживой среды, которая является внетелесным продолжением видового живого вещества Человека. На определенном этапе развития социума Человек включает в состав усилителей собственной мускульной силы и усилителей орудий труда некоторые виды животных, одомашнивая их, или же себе подобных. Позже, вторичные усилители заменяются тепловыми, электрическими и иными двигателями: мощность усилителей непрерывно возрастает, а с ней растет и воздействие Человека на минеральную и биотическую среду.

Ценотически активные жизненные формы у Человека представляют собой единство живого тела и определенных наборов внешних усилителей и обозначаются как профессиональные типы. Эти «социальные виды» аналогичны биологическим видам и их эволюция идет по законам, общим для живых систем. Онтогенетические особенности Человека состоят в том, что на онтогенез живого тела накладывается социальный онтогенез, в процессе которого индивид на основе внеорганизменной информации приобретает способность использовать, определенные внешние усилители для выполнения определенной функции в социуме, то есть, объединяет телесную и внетелесную части. Только такое сопряжение онтогенезов позволяет индивиду занять функциональное место в человеческом обществе.

Растущие энергетические потребности человеческого общества обусловили выделение из биоты некоторых видов организмов, для которых создаются контролируемые условия развития и воспроизводства. Частичное блокирование связей, этих искусственных агроэкосистем с остальной биотой и внесение в них дополнительной энергии из «второго энергетического канала» позволяют интенсифицировать их биопродуктивность и производить изъятие биомассы большее, чем из аналогичных естественных экосистем. Таким способом увеличиваются интенсивность и объем вещественно-энергетического потока на глобальном биосферном уровне.

С появлением Человека в биосфере выделяется крупное структурно-функциональное подразделение – социальная сфера, включающая живое вещество человека и связанную с ним непосредственно, как его продолжение, часть биоты и неживого вещества. Эта подсистема характеризуется не только высокой геохимической активностью но также стремительным наращиванием информации с особыми формами и уровнями ее записи, хранения и передачи. Часто ее называют техносферой, иногда – ноосферой. Термином «техносфера» правильнее обозначать всю совокупность разнородных внешних усилителей, построенных из неорганического и мертвого органического вещества, как часть социосферы.

Ноосфера

Термин «ноосфера» не имеет однозначного толкования. Появившись в конце XIX века, он первоначально использовался для обозначения совокупности земных оболочек, трансформированных и направляемых в развитии Человеком. В.И. Вернадский понимал под «ноосферой» сферу «разума». В первом случае считается, что ноосфера формируется одновременно с появлением Человека, а во втором - должна сформироваться в будущем, когда Человек станет гармоничным элементом биосферы.

С появлением Человека в биосфере выделяется социальная сфера, включающая живое вещество человека и связанную с ним часть биоты и неживого вещества. Эта подсистема характеризуется не только высокой геохимической активностью, но и стремительным наращиванием информации с особыми формами и уровнями ее записи, хранения и передачи. Часто ее называют техносферой, иногда – ноосферой. Термином «техносфера» правильнее обозначать всю совокупность разнородных внешних усилителей, построенных из неорганического и мертвого органического вещества, как часть социосферы.

Возникнув в биосфере в ответ на появление свободной экониши, Человек к настоящему времени, в основном, выполнил свою видовую функцию: извлечено из недр и рассеяно по поверхности огромное количество минерального вещества, ранее недоступного к вовлечению в биогенный круговорот; выделено в атмосферу избыточное количество углерода; увеличено количество связываемой и удерживаемой в биосфере энергии; созданы новые емкие уровни и формы записи информации. Значит ли это, что человек как вид, как функциональный элемент биосферы должен исчезнуть? На такой вопрос следует дать утвердительный ответ, но с дополнительными пояснениями. Исчезновение вида далеко не всегда есть прямое вымирание. Чаще – это образование другого исторического вида (филетическая эволюция) или нескольких новых дочерних видов (дивергенция). Если мы принимаем социальные виды как аналоги биологических видов, то вымирание грозит только большей или меньшей части существующих в настоящее время социальных видов. Основу дифференцировки биосоциального вида - Человека, составляют внешние усилители, они же составляют и характерные видовые признаки. Следовательно, и исчезнуть должны те наборы усилителей, для которых исчез дефицит функции. Структурная реорганизация социосферы должна сопровождаться и новым информационным наполнением, то есть изменением массового сознания, что, возможно, следует отождествлять с формированием ноосферы в понимании В.И. Вернадского.

Существуют три концепции ноосферы.

С середины прошлого века размышления о глобальной деятельности человека начали проникать в науки о Земле. Создались все предпосылки для создания научной концепции. Одним из ее авторов стал В. И. Вернадский. Он основывался прежде всего на данных минералогии и геохимии. «Раньше организмы, - писал он, - влияли на историю только тех атомов, которые были нужны для их роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил круг, влияя на элементы, нужные для техники и создания цивилизованных форм жизни. Человек действует здесь не как «Hоmо sapiens, а как Hоmо sapiens faber». Область геологической деятельности человечества он стал называть ноосферой, сферой разума. К тому времени это понятие имело и другое толкование. Тейяр де Шарден и Б. Ле Руа под впечатлением сорбоннских лекций Вернадского выдвинули свою концепцию ноосферы, опираясь преимущественно на данные палеонтологии, антропологии философии (с элементами теологии). Они называли ноосферой всепланетную «гармоничную область сознания, как бы мыслящую оболочку Земли. Справедливости ради следует отметить, что десятилетнем раньше аналогичное представление выдвинул океанолог Дж. Меррей: «В пределах биосферы у человека родилась сфера разума и понимания, и он пытается истолковать и объяснить космос; мы можем дать этому наименование «психосферы»».

С иных позиций преобразование биосферы изучали такие геологи и географы, как Г. Марш, Ф. Ратцель, Э. Реклю, Р. Шерлок и др. Их взгляды обобщил ученик В. И. Вернадского А. Е. Ферсман. Он обстоятельно описал глобальную геохимическую деятельность человечества, предложив для нее термин «техногенез» («технос» - ремесло, искусство, деятельность; следовательно, техногенез - весь комплекс преобразований природы в результате технической деятельности человека).

В чем же проявилась оригинальность концепции ноосферы Вернадского? Нередко подчеркиваются ее глобальность, космичность и т. п. Вряд ли с этим можно согласиться. Идеи о глобальной роли жизни и разума были выдвинуты и частично обоснованы задолго до него, как и концепции геологической деятельности человека и взаимодействия человеческого общества и природы. В этом нетрудно убедиться, обратившись к истории геологии, географии, биологии, философии.

До Вернадского существовал разрыв между науками о Земле, жизни, человека, человеческом обществе. Он первым указал на растущую необходимость и принципиальную возможность синтеза знаний в процессе разработки проблем глобальной деятельности человека, используя термин «ноосфера», он толковал его по-разному. В одних случаях отождествлял с областью всепланетной технической деятельности человека, в других писал о проявлениях «новой геологической силы - научной мысли». Наконец, нередко связывал создание ноосферы с будущей рациональной перестройкой биосферы «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Названные точки зрения отражают проекции одного объекта изучения – ноосферы - на «плоскости» естествознания, науковедения и этики. Механически совмещая все три проекции, невозможно получить сколько-нибудь полную и цельную картину. Напротив, важно выявить существенные несовпадения в пространстве-времени каждой из этих «ноосфер».

Первые разумные, мыслящие гоминиды появились более 100 тысячелетий назад; Ноmо sapiens не менее 35 тысячелетий назад уже значительно воздействовал на биосферу; система научных знаний современного типа сформировалась сравнительно недавно, около трех столетий назад, а основанные на этих знании быстрые перестройки биосферы характерны для ХХ века.

Так что же такое ноосфера: недавнее прошлое, настоящее, будущее человечества? В зависимости от того, как определить пространственно-временные границы этой области, изменится и сам объект, и методы его исследования.

Единственного и окончательного ответа на этот вопрос в трудах Вернадского нет. Более того, ученый порой в одной статье по-разному трактует суть ноосферы, говоря о ней то в прошедшем времени (как о сформировавшейся оболочке), то в настоящем (оболочка только еще рождается), а то и в будущем (она возникнет).

Какому из трех аспектов концепции Вернадского следует отдать предпочтение, исследуя преобразования биосферы человеком? На этот счет у Вернадского есть недвусмысленное замечание: «С биогеохимической точки зрения важны, конечно, не научная мысль, не научный аппарат, не орудия науки, но тот реальный результат, который сказывается в геохимических явлениях, вызванных мыслью и работой человека в новом состоянии биосферы, которое им создается».

Итак, мысль разум человека участвуют в перестройке биосферы. Но верно ли называть новое состояние земной оболочки - область реальной технической деятельности - сферой разума? Не логичнее ли область активного проявления техногенеза (термин, вошедший в науки о Земле) именовать техносферой. Предлагаются и другие сходные по сути термины: ноотехносфера, биотехносфера и т. п.

Попытки в одном слове исчерпывающе определить столь сложное понятие вряд ли оправданы. «Технос» означает разумную орудийную техническую деятельность человека, а вовсе не какой-то обезличенной техники. Если последовательно добиваться терминологической точности, то вместо слова «биосфера» следует употреблять фотоно-атмо-гидро-лито-биосфера. Иначе говоря, не всегда разумно составлять название системы как аббревиатуру названий подсистем. Тем более, что техносфера может включать и абиогенные объекты, например околоземный космос или лунную поверхность. На первых стадиях своего развития она целиком находится в биосфере в виде локальных очагов; ныне выходит за пределы области жизни. Все ярче и тревожней проявляется противоречие между ограниченной биосферой и не ограниченным техногенезом. На это чрезвычайно важное обстоятельство следует обратить особое внимание. В этом противоречии заложен большой творческий потенциал как для познания и преобразований биосферы, так и для их разумной регуляции.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте основные этапы антропогенеза.

2. Раскройте биосоциальную сущность человека в биосфере.

3. Дайте характеристику понятию «техносфера».

4. Дайте характеристику понятию «ноосфера».

5. Концепции ноосферы.

6. Техносфера как планетная оболочка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...