Предмет и его внешние признаки.
Билеты ДХШ – теория ИЗО 3 класс.
Билет 1. Перспектива. Виды перспектив. Перспектива -это наука, диктующая законы, которые помогают изображать предметы на плоскости, так, как их воспринимает человеческий глаз. Существуют различные виды перспектив: Линейная перспектива - здесь все перспективные изменения пространственной формы, размеров, направлений, контуров изображают только при помощи линии. Для построения перспективных сокращений необходимо определить линию горизонта, на которой находятся точки схода всех горизонтальных направлений. Линия горизонта - это уровень глаз рисующего. Воздушной перспективой - наз. кажущиеся изменения некоторых признаков предмета под воздействием воздушной среды и пространства. Для передачи воздушного пространства, все ближние предметы надо изображать детально, а дальние –обобщённо, ближние – более насыщенными и тёплыми в цвете, дальние – более бледными и холодными и т.д. Панорамная перспектива- Изображение строящееся на внутренней цилиндрической поверхности. Слово «панорама» означает «все вижу», то есть в буквальном переводе это — перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами. Пример: «Бородинская битва» в Москве, «Сталинградская битва» в г. Волгограде. Театральная перспектива – используется при создании театральных декораций. Купольная перспектива – используется для изображений на внутренней поверхности купольной сферы, в храмах или изображений в метро. Наблюдательная перспектива - отдельный вид, где все перспективные изменения и сокращения изображаются «на глаз».
Кости верхних и нижних конечностей. Кости верхних конечностей: 1)Кости плечевого пояса(лопатка, ключица); 2)Плечевая кость; 3)Кости предплечья (локтевая, лучевая); 4)Кости кисти (запястье, пясть, фаланги пальцев). Кости нижних конечностей: 1)Бедро; 2)Кости голени (большеберцовая и малоберцовая кость); 3)Кости стопы (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Пейзажный, животный и предметный орнамент. Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента – самые разнообразные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая. Животный орнамент. Построен на изображениях птиц и зверей с различной степенью стилизации: как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому. Анималистические мотивы (изображение животных), как правило, носили символические значение, т.к. изображали тотемных животных: лев (Египет), слон (буддийские страны), дельфин (Др. Греция), карп (эпоха Возрождения), рыба (зарождение христианства)... Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют Изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства. Нередки сложные комбинации различных мотивов: - геометрических и звериных форм — т. н. тератология, - геометрических и растительных — арабески. Билет 2. Средства выражения композиции. Плоскостная и пространственная композиции.
Композиция—составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, освещённость, цвет, ритм, светотень, равновесие, динамику и статику, открытость и замкнутость, симметрию и асимметрию, контраст, декоративность, целостность. Т.е., средства композиции – это всё, что необходимо для её создания. Плоскостная (фронтальная) композиция — такая композиция не имеет оси и центра симметрии. Используется при создании декоративных произведений: ковров, росписей, орнаментов, тканей, витражах, мозаиках, а также в абстрактной живописи. Эта композиция тяготеет к открытому типу. Пространственная композиция — пространство здесь формируют дизайнеры и архитекторы. Она строится из объёмных художественно- декоративных элементов, каким-либо образом расположенных в пространстве.(дизайн интерьера, архитектура, сценическая композиция.) Кости стопы скелета человека. Кости нижних конечностей: 1)Бедро; 2)Кости голени (большеберцовая и малоберцовая кость); Кости стопы (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Типы орнамента. Первый тип - орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный). Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п. Бордюр – это вид орнамента, периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте. На практике бордюры встречаются в разных видах. Это может быть настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы. Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика. Второй тип - замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия). Третий тип - сетчатый, или раппортный, орнамент. Мотив в нем повторяются и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях (ткани, обои). Раппорт- минимальная площадь, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива. Билет 3. Предмет и его внешние признаки.
Предметом изображения может быть любое материальное явление. Каждый предмет обладает рядом отличительных признаков и свойств, которые тесно связаны между собой. Такими основными внешними признаками являются: 1.Форма (внешняя)– её особенности зависят от свойств поверхностей, рёбер и вершин. Если поверхность прямолинейная – его форма будет плоской, если предмет обладает несколькими прямолинейными или криволинейными поверхностями, его форма будет объёмной. Изображается через видимые края поверхности. 2.Положение – каждый предмет находится в определённом положении в пространстве. Потому, при рисовании с натуры художник должен очень серьёзно отнестись к выбору точки зрения, для передачи наиболее полной характеристики предмета. 3.Конструкция – означает «строение» - это основа формы, каркас, связывающий все отдельные элементы и части в единое целое. Для передачи объёмной формы необходимо представить её внутреннее строение. Рисуя предметы, надо сначала изобразить основные части, а затем вспомогательные. 4.Величина – каждый предмет обладает величиной, протяжённостью, размером. Величину выражают через конкретные отношения размеров. Размерные соотношения одной части предмета к другой или одного предмета к другому наз. пропорцией. В основе определения пропорций лежит метод сравнения. В художественной практике существует известный метод определения пропорций – визирование. 5.Светлота - зависит от цвета и структуры поверхностей. 6.Светотень - может быть представлена шестью элементами: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень. 7.Цвет - важнейший признак присущий каждому предмету. Цвет изменяется в зависимости от положения предмета, его удалённости от источника цвета, а так же под воздействием цветовой среды. 8.Фактура – структура поверхности предмета. Она хорошо воспринимается осязанием.(бывает –матовая, глянцевая, шероховатая, бугристая, ворсистая..). 2. Скульптурные материалы. Назначение и содержание скульптурного произведения определяет характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки материала во многом зависит техника скульптуры. Существуют мягкие, твёрдые вещества и вещества, способные переходить из жидкого в твёрдое состояние.
Мягкие материалы: пластилин, глина, воск, пластик, солёное тесто, снег. Эти материалы служат для лепки способом постепенного набора объёма. Твёрдые материалы: камень, дерево. Обрабатываются путём высекания и резьбы, рубки, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления объема, формы, как бы скрытой в нём. Материалы, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое: гипс, металлы, бетон, пластмасса, стекло. Эти материалы служат для отливки форм, получения точных копий. В скульптуре из металла прибегают также к гальванопластике (электро-химический способ нанесения слоя металла). В нерасплавленном виде металл обрабатывается по средствам ковки, чеканки, сварки, резки. (Примеры) Стилизация. Это - обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора. В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора. Принципы декоративной стилизации – упрощение (выявление наиболее значимых качеств объекта, отбрасывание незначительных качеств), нарастающая декоративность (с помощью деталей и проработки элементов, применения разнообразной графической фактуры, усиления цветовой интенсивности), объединение упрощения и декоративности. При декоративной стилизации нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения. СТИЛИЗАЦИЯ ФОРМЫ - это декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Стилизовать форму необходимо по этапам: - 1 Этап «фотографирования» - реалистичное изображение объекта с деталями. Анализ объекта и формы (композиция, характер). - 2 Этап «перевоплощение» - переход от зарисовки к условной форме: упрощение и разложение объектов на простые геометрические формы. Исключение изобразительности. - 3 Этап «трансформация» стилизация мотива – ритмическое повторение или чередование орнаментального мотива. Эмоциональный характер объекта, создание декоративного образа. Билет 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|