Основные направления совершенствования логистической системы предприятия
Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками. Логистическая система состоит из нескольких подсистем, выполняющих логистические функции и имеющих развитые связи с рынком. В литературе выделяются девять подсистем логистической системы [17, C.107]: закупка; складское хозяйство; запасы; транспорт; производство; распределение; сбыт; информация; кадры. Закупка - это подсистема, обеспечивающая логистическую систему материалопотоком в виде материально-производственных запасов от первоисточника. Основной инструмент закупки - договоры купли-продажи, а именно договоры снабжения. Складское хозяйство представляет собой логистическую систему, представленную складскими площадями в виде капитальных строений и необходимого оборудования, которое предназначено для обработки материалопотока. Склады осуществляют размещение и хранение материального потока, преобразованного в запас. Запасы представляют собой, возможно, центральное звено логистической системы, так как именно присутствие запаса позволяет обеспечить высокую адаптивность системы к изменениям во внешней среде. Наличие запаса гарантирует системе высокую адаптивность к изменяющейся рыночной ситуации. Вместе с тем, поддержание запасов требуется больших затрат от предприятии, для некоторых предприятий доля материальных расходов является максимальной в составе себестоимости. Это заставляет менеджеров компании постоянно искать пути повышения эффективности движения запасов на предприятии.
Транспорт связывает определенные элементы логистической системы транспортным процессом, обеспечивая одновременно бесперебойность и своевременность ее функционирования. Производство обеспечивает переработку поступающего материального потока в продукцию. При этом в ходе производства осуществляется формирование продукции, которая пользуется спросом на рынке. Задача производственной логистики - обеспечить производство продукции с минимальными затратами и заданным качеством. Распределение - подсистема, обеспечивающая выбытие материального потока из подсистемы производства и поступление его через логистические каналы и цепи с минимальными затратами к местам возможного потребления. Сбыт - подсистема, максимально интегрированная с маркетингом. Предназначение сбыта - реализация готовой продукции и товаров непосредственно потребителям преимущественно по договорам купли-продажи. В ходе сбыта осуществляется не только реализация готовой продукции и товаров, но и предоставляется сопутствующий логистический сервис. Информация - информационная подсистема - является одной из основных обеспечивающих деятельность логистической системы подсистем. Благодаря информационной системе осуществляется связь между всеми посистемами логистической системы. Благодаря информационной подсистеме логистическая система выполняет функции управления и контроля Кадры - элемент системы, обеспечивающий деятельность всей логистической системы и представленный трудовыми ресурсами, которые обычно являются субъектами управления логистической системой. В рамках данных подсистем логистика решает специфические задачи, направленные на совершенствование логистической системы предприятия. В рамках закупки решается основная задача - выбор оптимального поставщика, исходя из тех критериев, которые организация считает важными для своей деятельности: государство, в котором работает поставщик, его масштабы, качество товаров, качество и цена поставок [11, C.263].
В рамках складского хозяйства решаются вопросы оптимизации расположения складов для снижения затрат на снабжение и распределение. Кроме того, важной задачей является выбор правового права владения складскими помещениями (приобретение складов в собственность или же использование их по договорам аренды) [11, C. 305]. В ходе управления запасами решаются вопросы оптимизации складских запасов, в том числе посредством их нормирования. Кроме того, в логистике складских запасов активно применяются модели, направленные на оптимизацию затрат на поддержание запасов, например модель Уилсона [18, C. 366]. В ходе транспортировки товаров и готовой продукции решается основной вопрос - выбор вида транспорта, необходимо для осуществления транспортировки, исходя из специфики перемещаемого груза, его объёма, расстояния перевозок, месторасположения получателей [15, C.22]. Так, например выбор воздушного транспорта целесообразен для перевозки крупных партий товаров на большие расстояния, когда требуются максимально короткие сроки доставки. Автомобильный транспорт используется для перевозки относительно небольших грузов на небольшие расстояния. В случае потребности в перевозки крупных грузов на подобные расстояния целесообразно использовать железнодорожный транспорт. При этом железнодорожный транспорт отличается невысокой себестоимостью перевозок, однако использование этого транспорта ограничено железнодорожной инфраструктурой. Морской транспорт активно используется в международных перевозках, так как отличается низкой себестоимостью и значительной провозной способностью Вместе с тем, морской транспорт отличается низкой скоростью перевозки, особыми требованиями к креплению грузов, а также высокой зависимостью от погодных условий [10, C.10]. После выбора транспорта необходимо провести выбор транспортных компаний, которые отбираются аналогично выбору поставщиков на основании установленных компанией критериев. В производственной подсистеме управленческие действия менеджмента организации направлены на максимальный рост качества выпускаемой продукции, обеспечение бесперебойности и высокого уровня ритмичности производственного процесса, а также сокращение длительности производственного цикла [5, C.205].
В ходе распределения продукции решаются вопросы минимизации затрат предприятия на движение материального потока по логистической цепи. Моделирование логистических каналов, в том числе выбор прямых поставок или использование коммерческих посредников позволяет оптимизировать затраты предприятия на продвижение своей продукции. В ходе управления сбытом, как уже говорилось, максимально интегрируются методы логистики и сбыта. Логистика в основном акцентирует внимание на разработке логистического сервиса, внедрение которого стимулирует сбыт [6, C.500]. В ходе совершенствования информационной системы разрабатываются мероприятия по внедрению программного обеспечения управления логистикой, совершенствуется документооборот на предприятия, в том числе в части оформления поставок, отгрузки продукции, осуществления оплаты. Кадры - наиболее ценная подсистема логистической системы. Рост эффективности работы персонала возможен только в рамках разработанной стратегии развития персонала, которая включается в себя такие элементы, как [13, C.211]: а) оценка персонала; б) обучение персонала; в) отбор и подбор персонала; г) формирование кадрового резерва и работа с ним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|