Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неписаные законы на современном предприятии (фирме)




Сегодня изучение предприятий с точки зрения их корпоративной культуры осуществляется в рамках такой антропологической дисциплины как «антропология фирмы» (Романов 1999). В рамках данных культур, также устанавливаются свои поведенческие нормы, которые, зачастую, противоречат официальным административно-правовым актам, регламентирующим деятельность предприятия. Словом, роль неписаных законов на современном предприятии также чрезвычайно высока.

В 2007 году под моим руководством было проведено дипломное исследование студенткой социологического факультета СП6ТУ (Ю.Б.), проработавшей в течение длительного срока диспетчером в одной таксомоторной фирме Санкт-Петербурга. Был использован метод включенного наблюдения, что обеспечило уникальность добытого материала. Приведем некоторые его результаты.

В коллективе парка было выявлено три уровня, которые можно сравнить с «русской матрешкой»: администрация, коллектив диспетчеров, собственно таксисты. Представители каждого предшествующего уровня имеют мало представления о ра-

\062\

боте и взаимоотношениях внутри следующего слон, но могут, общаясь «создавать новые нормы» в отношениях между собой. Однако, эти нормы действенны и приживаются, если соответствуют реальности (здравому смыслу). Однако, никогда предыдущий спой не будет знать все до конца, а лишь в той мере, в какой ему будет дозволено. «Реальность» обеспечивает «гармонию» на предприятии, когда удовлетворены сложившимся положением дел.

Даже на уровне таксопарка распоряжения администрации, зачастую, считаются абсурдными, а значит, не исполняются. Они могут использоваться работниками как «прикрытие» в случае оправдания каких-то своих поступков, преследующих собственные интересы. В качестве примера приводятся следующие записи из «журнала смен».

Внимание: Первые трое в очереди должны быть всегда готовы обслужить заказ. Если не готов — «снимать с карты» до конца диспетчерской смены.

«Сняться с карты» можно один раз на 45 минут в течение диспетчерской смены.

Если очередь доходит, а водитель не готов или просит "перевернуться" отключать его до конца смены.

За отказ обслуживать "безнальный" заказ «снимать с карты» и заносить обязательно в "черный список" до разбирательства со мной.

«Ставить на карту» не раньше чем через 20 минут после получения заказа.

На самом деле, как отмечает Ю.Б., данные предписанные распоряжения не исполняются, в конкретной ситуации диспетчер сам решает кого «переворачивать», снимать или нет с карты.

В ответ на распоряжение начальства о фиксированной цене на поездки, диспетчер оставил приписку-ответ: «интересно, что мы должны сдепать, чтобы кто-нибудь из водителей за такую сумму поехап».

Подобная реакция, по словам Ю.Б., скорее исключение, так как диспетчеры, и водители предпочитают молчать, «у них не хватает смелости». Распоряжения читают, однако прислушиваются к ним в самую последнюю очередь, как к словам человека, который в принципе «ничего не понимает в этой жизни».

Существует разделение таксистов на группы— по районам обслуживания, по форме собственности на машину (собственная машина, другого водителя или принадлежащая таксомоторной фирме]. Диспетчеры по-разному относятся к водителям каждой из групп, что находит отражение при распределении заказов.

Приоритетную группу образуют так называемые катальные машины («приближенные к императору»), В нее входят несколько водителей (от 1 до 6), которым передаются наиболее выгодные заказы (вне эфира и вне очереди). В целом схема известна, однако она тщательно скрывается как от начальства, так и других водителей, так и от диспетчеров других смен.

В советское время наказание за такое «сотрудничество» было суровым (вплоть до увольнения диспетчера и водителя). В настоящее время на это не обращают внимания до тех пор. пока «вся ситуация находится в рамках приличия». Периодически водители делают ложные «выгодные заказы», проверяя, прозвучит ли этот заказ в эфире. Ю.Б. упоминает о случае, когда подобным образом «подловили» диспетчера, в результате последний продолжает работать, «а вот водитель насколько я знаю, больше у нас не работает». Иными словами, протест против обычно-правовых норм влечет за собой строгие санкции.

Как правило, «катальные» водители не общаются с обычными водителями, преимущественно, только между собой. В кодекс поведения привилегированного водителя входит также оплата сотового телефона диспетчера, он также отвозит диспетчера на работу и с работы. «Сотрудничество» прекращается, если, и нарушает неписаный кодекс поведения (не оплачивает регулярно «работу» диспетчера, не отвозит домой, не платит за телефон, или пропадает без предупреждения на несколько дней). Работа диспетчера должна быть оплачена регулярно, объяснения типа «у меня сейчзс наличных денег» расцениваются, как «несерьезные».

\063\

Другую группу образуют обычные водители или «простые смертные», которые «стоят на карте» и берут заказы по очереди. При этом диспетчер решает, кому какой заказ дать, и выбор зависит прежде всего от его отношения, т.е. диспетчер хорошо знает: от кого что ждать, кто сочтет своим долгом отблагодарить, а кто нет.

Показательно, что каждый более или менее введенный в курс дела водитель догадывается о наличии «катальных». Однако, все мирятся с этой ситуацией, относясь к ней по принципу «так было, есть и будет». Иными словами, легитимация обычно-правовых норм происходит с отсылкой к «прошлому». Один из таксистов на вопрос: «Кзк к нему относятся обычные водители?», — ответил, что. естественно, кому-то это не нравится, однако все понимают, что каждый работает как может и как хочет, кому-то повезло больше, кому-то меньше — закон жизни.

В группе таксистов действуют свои обычно-правовые нормы. Каждый водитель работает в своем районе. Смена района воспринимается остальными недоброжелательно, так как обостряет конкуренцию. На стоянках, которые находят в каждом районе (определяются самими водителями как наиболее перспективные места) существует очередь, за несоблюдение которой могут наказать физической расправой. При этом иногда клиент может вообще остаться не обслуженным.

Сотрудничество и взаимопомощь едва ли не самая важная основа в деле таксиста. Если таксист принят в группу, он всегда знает, как проехать, чтобы не попасть в пробку, на какой автомоике нет очереди, он всегда может рассчитывать на помощь в конфликтной ситуации или в случае поломки. С этим напрямую связана система проверки новичков. Старожил может в любой момент потребовать от новичка оказания какой-либо помощи, если последний ответит отказом, это сразу же станет известным всей группе, и тот. в свою очередь, уже не сможет рассчитывать на ответную помощь.

Свои отношения существуют и внутри группы диспетчеров. Важное значение имеет «социальный возраст», который зависит от стажа работы и «положительных результатов». По истечении времени человек наделяется всяческого рода привилегиями, источником которых является сама группа: отпускается раньше домой, за него выполняют часть работы. Основным критерием признания человека как полноправного члена группы (диспетчерской смены) является возможность «взять водителя» по рекомендации диспетчера. Иными словами, обретение соответствующего авторитета (признание «своим») предполагает, возможность рекомендовать на работу «чужака».

В каждой смене присутствует несколько диспетчеров (до трех), занимающихся «каталовом». Существует строгий порядок отбора заказов: выгодные заказы проходят через старшего по смене, а затем к другим диспетчерам. Однако это не значит, что старший диспетчер «гребет все под себя», одна из основ его авторитета — справедливость и возможность «дать заработать другим».

В ходе своей профессиональной деятельности таксисты сталкиваются с членами иных «неформальных» групп — работниками ГИБДД, лицами, занимающимися частным извозом, а также работниками сферы услуг и развлечений. Редкий «гаишник» пропустит таксиста без остановки, а поэтому отношения определяются степенью щедрости таксиста. Отношения не отличаются напряженностью, все друг друга понимают с полуслова, в итоге остаются лишь анекдоты.

Существует определенная договоренность между таксистом и официантами ресторанов, администраторами отелей о «взаимовыгодной поставке клиентов». Из опроса таксиста:

— Когда я работал на Петроградке, мой телефон был в ресторане "Акварель", мне звонили, я приезжал туда, отдавал 100 рублей, брал пассажира...

— И не важно, куда он едет?

— Не важно, куда он едет, но там... меньше трехсот рублей мы не брали... вот, поэтому сто рублей мы должны были отдать, а если куда-то нормально, то там уже другие цены совсем.

\064\

Как видим, обычно-правовые нормы регулируют отношения на каждом уровне таксомоторной фирмы. Эти нормы создаются в каждом слое на базе идеи справедливости (равенство прав внутри слоя), В основе же иерархических обычно-правовых норм, регулирующих отношения между стратами, лежит идея выгоды вышестоящих. Однако, и здесь идея справедливости присутствует. Вышестоящий субъект пользуется плодами своего привилегированного положения до тех пор, пока его действия не наносят ощутимого вреда интересам всей общности в целом и каждого ее члена в отдельности. Иными словами, он «должен давать жить другим». Этим и объясняется устойчивость этих норм в качестве регулятора взаимоотношений в трудовом коллективе.

\065\

Глава II.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...