Неписаные законы для владельцев собак
А.Н. Власенко знакомит читателя со сводом правил поведения, действующих в сообществе владельцев собак во время выгула. Эти нормы розникают спонтанно там, где существуют более-менее устойчивые группы людей, периодически вступающие в коммуникацию в определенном городском пространстве по поводу любимых животных. Существующие нормы во многом мотивированы заботой хозяев об их здоровье. Нельзя в местах выгула надевать на собаку металлический ошейник, так как «собаки теряют зубы, разрывают губы и десны, даже не то чтобы в конфликтах, просто в игре». Поэтому, поведение хозяина, надевшего на собаку металлический ошейник «повсеместно считалось тяжким грехом». Однако, «грех» слово религиозного словаря. «Грех» предполагает неминуемое наказание со стороны сверхъестественной субстанции (духа. Бога и т.д.). Здесь же, как видно, из последующего повествования речь идет о правовой норме (обычно-правовой), нарушение которой впечет санкции со стороны коллектива: «И если хозяин ее тут же не реагировал на предупреждение, то не раз бывало, что его попросту били (и поделом!). А ошейник доставался в трофейную собственность тому, кто его снимал. Или, по обыкновению, в назидание другим, украшал с тех пор какое-нибудь высокое дерево». К «статье кодекса» приложены и разъяснения: «Нелепые оправдания, типа "а как я еще собаку удержу?", а как я ее поймаю?", в расчет приниматься не могут. Думать об этом надо было раньше! Не можешь выдрессировать— найми специалиста. Не поможет и это, так не держи собаку, продай. Авось ей повезет, и новый хозяин будет умней и ответственней» Преступлением является и «игра в "апортики"». Многие, не только держатели собак, конечно, знают эту «игру», когда хозяин требует от животного принести брошенный им предмет, командуя зычным голосом «Апорт!». Это «может спровоцировать драку, а может закончиться потерей мяча или игрушки». Однако, наказание «игрока» (как следует из разъяснений к «статье») следует только в случае, если против «игры» возражали другие хозяева животных: «Если никто не возражал против игры, то и виноватых нет» (Власенко).
Неписаные законы тюрьмы Криминальные субкультуры всегда вызывали повышенный интерес. До революции достаточно много внимания уделил данной проблеме известный этнограф С. Максимов. Из его слов: «Арестантская община ладится плотно, очень скоро и прост Правила для нее Бог весть, когда и кем придуманы, но уже приняли определенную и законченную форму. Кажется, сколько глаз следит за преступниками, сколько законов, правил и постановлений обрушилось на них в течение недолгого времени, и все-таки тюремная община живет самостоятельною особенною жизнью. Она цела и самобытна, несмотря даже на то, что тюрьма — не вечная неизбывная \051\ квартира, что она скорее постоялый двор, где одни лица сменяются другими, новыми.... Правила для тюремной, общины как будто застывают в самом воздухе, как будто самые тюремные стены пересказывают их....Товарищество соблюдаегся свято и строго и в тюрьме, как соблюдается оно, например, во всех закрытых заведениях, где также часто мелкий проступок возводится на степень преступления, где также излишняя строгость вызывает неизбежную скрытность как единственное подручное оружие протеста. В этом отношении у корпусов, пансионатов, институтов сходство в приемах с приемами тюремными поразительно» (Максимов 1981:335-337). Полноценное исследование с использованием этнографических методов было проведено Г.Ф. Хохряковым в одной из тюрем СССР, которое также говорит о жестких «неписаных кодексах», регулирующих поведение заключенных «на лоне». И здесь стержнем обычного права является категория справедливости;
«Поскольку в местах лишения свободы существует обостренный спрос на справедливость, пусть и понимаемый по-своему.....то существует потребность в защите нарушенной справедливости. Лидеры сообщества берут на себя эту роль. Остальные заключенные делегируют им право защиты справедливости, отчего они превращаются в глашатаев общих настроений. Принято считать, что лидеры («паханы») утверждают свою власть с помощью силы, кулака. Это не так. Они пользуются уважением молчаливого большинства» (Хохряков 1991: 78). Хранителями права являются своего рода «старейшины»: «почетное место занимают знатоки неформальных норм поведения. Их высокий статус вызван тем, что эти нормы не записываются, то есть «неформальный закон» не кодифицируется. Поэтому надо просто помнить их. Кроме того, в ходе применения этих норм приходится часто обращаться к прошлому опыту, к разбору какого-то конкретного случая. Поэтому надо не только уметь хорошо толковать нормы применительно к конкретному конфликту, но и хранить в памяти практику применения норм. Знатоки — это чаще всего заключенные с большим стажем пребывания в местах лишения свободы. Иногда бывает так. что единоличный лидер совмещает две функции: он еще и знаток неформальных норм, специалист по их применению. Но чаще у лидера есть «юридические советники». В лидирующих группах должны быть те, кто следит за исполнением норм поведения или непосредственно приводит их в исполнение. От этих членов большого интеллет, опыта не требуется; главное — чтобы они были твердыми исполнителями чужой воли. Наконец, в этих группах имеются заключенные, которые являются посредниками между «головкой» и остальными осужденными. Дело а том, что лидеры не вступают непосредственно в отношения с заключенными из других групп. Существует определенный этикет. Некоторые заключенные делают другой выбор; они соглашаются сотрудничать с администрацией... Плата за выбор непомерно велика..., они нарушили одну из главных заповедей сообщества— стали сотрудничать с врагами.... Когда-то заключенные, соблюдавшие свой закон, отказывались выполнять работы по ремонту жилых помещений и работы по укреплению тюремных стен, средств охраны. Все это считалось нарушением принципиальных запретов; не делай ничего из того, что помогает обществу держать нас здесь (Хохряков 1991: 79).
Администрация делает ставку на нарушителей неписанного закона, что является одной из форм его использования в своих целях: «Б число членов актива попадают иногда заключенные, которые нарушили какую-либо норму поведения. Опа- \052\ саясь применения неформальной санкции со стороны заключенных, они изъявляют желание сотрудничать с администрацией.... Каждый факт такого рода становится известным сообществу, и лидеры широко используют его в своих пропагандистских целях.... Чем строже режим содержания, тем хуже положение добровольных помощников администрации» (Хохряков 1991: 80-81). Нарушители неписаных законов— составляют группу отверженных (изгоев). Нарушители норм сообщества в самом деле отвергаются: у них худшие спальные места (раньше они спали под нарами), свой стол в столовой, места в кинозале. Они моются в бане отдельно и в последнюю очередь.... Их спасает только то, что неформальные правила поведения запрещают общение с ними. Они неприкасаемые...Акт мужеложства был применен к ним, как правило, в порядке санкции за нарушение норм неформального поведения. Отверженные близки к членам самодеятельных формирований, помогающим администрации. Близость вызвана их одинаковым положением в сообществе: и те, и другие переступили через принципиальные правила сообщества. Конечно, у добровольных помощников, выше интеллект, крепче воля, но общее положение тех и других сказывается на показателях адаптации. Даже тот факт, что одних защищает от постоянных преследований официальный закон, а других закон неофициальный не меняет существа дела. Неписаные законы подкреплены принуждением: «...появляется реальная сила, которая может принудить к исполнению правил поведения. В сообществе складывается система норм поведения, а также нормопо-рядок, то есть правила применения «своих» законов, порядок исполнения санкций неформальных «кодексов поведения». В качестве санкций за нарушение неформальных норм поведения применяется убийство (20%), нанесение тяжких телесных повреждений (25%), совершение акта мужеложства с применением угроз и физического насилия ^15%), нанесение легких телесных повреждений или истязание (15%), а также действия, которые суд, согласно официальным законам квалифицировал как хулиганство (25%). Чаще всего эти санкции применялись к заключенным, сотрудничавшим с администрацией (47%), (12%) — расправы с теми, кто нарушил запрет на общение с заключенными из числа отверженных, Около (18%)— санкции на почве «выколачивания» долгов, ибо невозвращения долга предполагает насилие ради выполнения долговых обязательств.
Например, характерные признаки отверженных используются в качестве оскорбительных ругательств. Если кого-то из заключенных назвали впервые оскорбительной кличкой, он должен незамедлительно отреагировать. Реакция может быть разной: от категорического требования обосновать оскорбительное обращение до убийства. Если такой попытки не было, то молчаливо признается, что смолчавший согласен с обидным прозвищем, как бы принимает его и. следовательно, признает навязываемый ему статус. Сообщество признает его отверженным (Хохряков 1991: 82-С.87]. Тех. кто ворует у своих («крысятник») ударами ног прогоняют под кроватями. Вор становится «отверженным».... Причисление к этой категории пожизненное. Некоторые отверженные при переводе в другую колонию или во время отбытия следующего наказания за совершенное ими новое преступление скрывали свой статус. Если об этом узнавали на новом месте, то утаившего свое звание строго наказывали, и он продолжал влачить жалкое существование «отверженного». Единицам удалось скрыть свое прошлое. Информация просачивается и кара следует незамедлительно (Хохряков 1991: 89). Интересно, что кодекс в точности, как и его аналоги в архаических обществах детально регламентирует все поведение, до мелочей стандартизирует жизненный процесс.... Официальные правила заставляют быть опрятным: бритым, чистым, застегнутым на все пуговицы... Неформальные нормы поведения тоже карают за неопрятность. Более того, они наказывают жестче.... Неряхе делают замечание, но соблюдая при этом некоторые правила. Сначала кто-либо из уважаемых заключенных поутру высказывает сетования по поводу дурных запахов. Возможно, пожурит дневального, попросит его почаще открывать форточку.... Если намек не по- \053\ действовал, то с грязнулей беседует кто-либо из авторитетных заключенных. Если не помогает и профилактическая беседа, то неряху моют силой: подтаскивают к умывальнику, обливают водой, наполняют ею сапоги, льют воду за шиворот. Если же эта мера оказывается безрезультатной, нарушителя лравил гигиены переводят в разряд отверженных, где он попадает в группу т.н. опущенных...
В местах заключения большое значение имеют вещные и поведенческие атрибуты, сигнифицирующие социальный статус индивида в сообществе (символы власти). Неформальные лидеры обязаны иметь не просто хорошую, а отличающуюся одежду, не опускаться до просьб к нижестоящим. Лица, стоящие на низшей ступени, напротив— занимают худшие места в кинотеатре, столовой, которые закреплены за ними. Признаки, типичные для представителей низших групп и отличающие их от других, используются в качестве оскорбительных выражений, становятся символами.... В колониях для несовершеннолетних «паханы», «бугры», «боссы» носят каблуки на ботинках, превышающие размером каблуки у остальных. Как-то администрация решила уравнять всех воспитанников,...и издала приказ, обязывающий лидеров укоротить каблуки. Лидеры приказ выполнили, но на следующий день администрация обнаружила, что остальные воспитанники оборвали у своих ботинок каблуки. Их стали называть 5ескаблучниками...0тверженный не имеет права возразить другому заключенному или перебить его на полуслове, а его самого могут изгнать из курительной комнаты, комнаты отдыха. У отверженного можно отнять любую вещь, продукты, курево (Хохряков 1991:96-101]. Разрешение конфликта. Потерпевший не только сам может потребовать восстановления нарушенного права, но и следит за его восстановлением, а иногда применяет санкции, если они конкретно определены. В случае препятствия со стороны виновного в нарушении его прав, он может обратиться за помощью к представителям лидирующих групп. Имеются ситуации, когда потерпевший должен отреагировать незамедлительно: например, в случае оскорбления его обидным прозвищем, которое является признаком отверженного. Незамедлительная реакция заключается, как правило, в телесных повреждениях. Оскорбивший чаще всего защищается, а то и переходит в нападение, если обиженнуй слабосилен. Тогда оскорбленный обращается за помощью или к «землякам», или через посредников к «пахану». Начинается «раэбор». Разбирательства конфликтов ведутся в присутствии заинтересованных сторон, которые сами выбирают вид наказания, если сошлись во мнениях. Нередко предметом разбирательства являются действия, совершенные кем-либо еще на воле, когда кто-то из заключенных предполагает, что сторона, которой он предъявляет «иск», своими действиями усугубила его положение. За это наказание может быть самым разным: в зависимости от степени вины и вида колонии — в колонии общего режима за неблаговидные действия (оговор, сотрудничество со следствием и т.п.) могут избить, а в колонии строгого или особого режима применить более серьезные санкции. Если же в ходе разбирательства будет доказано, что предъявивший претензии добросовестно заблуждался или его намеренно ввели в заблуждение, то принимается другое решение: или «мировая», когда стороны устраивают общее застолье, или «возбудивший» дело обязывается возместить другой стороне_ моральный ущерб (чаще всего он выражается в организации застолья с выпивкой, но уже за счет попавшего впросак), хотя не исключены иные формы материальной сатисфакции, или же принимается решение разыскать того, кто намеренно ввел одну из сторон в заблуждение, и применить к нему установленное наказание. В связи с тем, что нормы поведения не записываются, большое значение придается истолкованию конкретных случаев, когда применялась та или иная норма поведения (прецедентное право}. Но и сами конкретные случаи тоже не записываются. Их надо хранить в памяти. Поэтому знатоками, «профессорами-законниками», являются, как правило, заключенные, которые провели в местах лишения свободы много лет. \054\ Существует определенная процедура. Во-первых, надо доказать наличие факта проступка. Во-вторых, установить вину преступившего неформальный закон. В-третьих, доказать, что к виновному необходимо применять именно эту, а не другую санкцию. Сообщество заключенных учитывает личность виновного при вынесении наказания. Доказательства обязан привести тот, кто обвиняет. Обвиняемый приводит контраргументы. Обе стороны могут называть свидетелей, которых тоже заслушивают. Не исключены случаи, когда разбирательство откладывают для того, чтобы получить необходимые доказательства. Важный свидетель может находиться на свободе или отбывать наказание в другой колонии. И, тем не менее, нужные сведения добываются. «Почта» заключенных работает надежно и довольно оперативно. Чаще рассматриваются конфликты, для разбора которых не надо прибегать к сбору и анализу доказательств, которыми не располагали бы заключенные одной колонии. В качестве судей чаще всего выступают представители неформальных лидирующих групп. Мелкие конфликты разбираются с участием ближайшего окружения, среди которого наибольший вес имеют голоса заключенных, чей авторитет общепризнан. Нередко конфликты разбираются в «землячествах», когда спорящие стороны принадлежат к одному землячеству. Землячество может защищать интересы своего члена в конфликтах, между представителями разных землячеств. Неформальные лидеры стараются контролировать деятельность землячеств, поддерживать хорошие отношения с авторитетными заключенными из этих объединений. Поэтому они оказывают влияние на политику в области рассмотрения конфликтов Главное направление этой политики в том, что бы не допустить в процедуру рассмотрения споров администрацию, чтобы царствовал свой закон, свои порядки, своя справедливость.... Третейский суд сходится стихийно. Стороны обращаются к кому-нибудь из авторитетных заключенных, чтобы они помогли им разобраться. Не исключены отводы, когда одна из сторон подозревает кого-нибудь из членов третейского суда в заинтересованности, необъективности. В этом случае отвод доказывается и, зачастую, принимается. Возможны и самоотводы, которые также требую мотивировки. Одна из сторон может обратиться к любому заключенному с вопросом, с просьбой растолковать, правильность применения нормы. Иногда члены третейского суда обращаются за помощью к кому-либо из заключенных. Экспертами выступают те из заключенных, кто пользуется уважением, был когда-то свидетелем разбора аналогичного конфликта и т.д. Несогласный может обратиться со своеобразной кассационной жалобой непосредственно или через посредников к неформальному лидеру или общепризнанному знатоку неформальных законов. Мнение этих лиц может повлиять на отмену принятого решения. «Кассационная» инстанция заседает также по определенным правилам, Мнение общепризнанного авторитета должно быть доказано и стать убеждением тех, кто принимал первоначальное решение. В особо сложных случаях «судьи» могут отложить принятие решения впредь до обсуждения его проекта с уважаемыми знатоками. Бывали случаи, когда за советом обращались к заключенным, чьи имена, а точнее— клички, известны всему миру заключенных, популярность которых не меньше, чем известность ряда нынешних народных депутатов. Иногда разбор конфликтов возникает стихийно, когда, например, злоумышленника застали во время совершения проступка или сразу же после его совершения с вескими уликами: воровство, донос и т.п. В этих случаях разбор конфликта проводится тщательно: организуется «предварительное следствие», опрашиваются свидетели, с которых берут слово о неразглашении того, что им известно о следствии и стало известно во время следствия, проводятся консультации со знатоками обычаев и традиций и т.д. Бремя по организации такой предварительной работы несут неформальные лидирующие группы. Такого рода предварительная деятельность осуществляется для обоснования подозрении кого-либо из заключенных в совер- \055\ шении тягчайших проступков: тайное сотрудничество с администрацией, серьезное обвинение членов лидирующих групп в нарушении норм поведения сообщества. Практически всегда подозреваемому предоставляется возможность оправдаться. Красноречивый имеет преимущества. Сообщество заключенных вообще неравнодушно к тем. у кого есть ораторская жилка, кто умеет разжечь эмоции и управлять ими. В то же время «суд» иногда лишает обвиняемого возможности говорить, опасаясь его ораторского дара Кроме того, обвиняемого лишают слова, когда доказательства вины очевидны.... Советская тюрьма создала свой тип многоуважаемого человека (особого опасного рецидивиста). По закону этим заключенным уготована одна обитель— колония особого режима, где заключенные отличаются от всех других даже внешним видом: они носят полосатую одежду..., Именно эти заключенные хранят тюремные традиции, являются жрецами веры в тюремное братство и справедливость (Хохряков 1991:103-117). Администрация сотрудничает с неформальными структурами. Назначает на должности сержантов— бригадиров, мастеров авторитетов. Они закрывают глаза на элементы самоорганизации: престижные рабочие места займут члены неформальных лидирующих групп; лидеры будут во время работы отлучаться для выполнения каких-то дел, связанных с внутригрупповыми интересами сообщества, а работу за них будут делать другие. Иногда администрация прямо прибегает к их помощи. Принимая любое решение она всегда рассчитывает реакцию со стороны этих лидеров, Таким образом, сотрудничая с лидерами, администрация сама нарушает закон (Хохряков 1991:148-149). На сайте «Zahav.ru>' корреспондент знакомит наших соотечественников с «неписаными законами» израильской тюрьмы (Правила...2007). Прагматизм своей акции он предваряет словами: «Конечно, не очень хочется верить, что этот материал пригодится кому-нибудь из наших читателей, но, как гласит известная пословица, "от тюрьмы и от сумы не зарекайся,,.". И далее: «Порядки эти мало отличаются от тех, которые приняты во всех тюрьмах мира... Как и в любой другой тюрьме, в израильских тюрьмах существует довольно жесткая иерархия среди заключенных, правят бал свои, неписаные, но очень жесткие законы. И тому, кто оказался в тюрьме, неплохо быть с ними знакомым.,.".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|