Конкурентоспособность и качество товара
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер, это концентрированное выражение всех возможностей производителя создавать, выпускать и сбывать на рынке товары. Конкурентоспособность - способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей, достигать своих целей в условиях конкуренции. Различают конкурентоспособность: страны, отрасли, рынков, предприятия, товаров (продукции, услуг), сырья и сырьевых источников. Конкурентоспособность товара является важнейшим показателем эффективности деятельности предприятия. От неё зависит его позиция на рынке и финансовое положение. Поэтому обеспечение конкурентоспособности товаров должно занимать первостепенное значение в стратегии и тактике развития предприятия. Конкурентоспособность товара определяется путем сравнения потребителем цены, качества и сервиса, который может быть ему предоставлен до и после покупки товара, с аналогичными показателями товаров-конкурентов. Сравнению подлежит и уровень маркетингового окружения товара: гарантии, реклама, фирменный стиль, имидж, упаковка и т.д. Для оценки конкурентоспособности товара необходимо: выбрать и проанализировать рынок и сегменты реализации товара; изучить конкурентов по производству и реализации аналогичных товаров; выбрать и обосновать наиболее конкурентоспособный товар-аналог в качестве базы для сравнения; определить необходимые группы параметров, подлежащие оценке; определить набор единичных показателей по соответствующим группам; выбрать методики расчета, определить и проанализировать сводные показатели по товарным группам; рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности товара предприятия;
разработать товарную политику предприятия относительно производства товара для данного рынка, расширения его производства; мероприятия по повышению конкурентоспособности товара, снятия его с производства и т.д. [4, ст.103] Схему, отражающую факторы конкурентоспособности товара можно представить в виде цепочки «потребности потребителей -товары - качество - цены - сервис - маркетинговое окружение» (табл. 1).
Таблица 1 - Основные факторы конкурентоспособности товаров
Особая роль принадлежит организационным аспектам реализации товаров на рынке. Высокий уровень конкурентоспособности продукции может быть сведен на нет при отсутствии или низком уровне хотя бы одного маркетингового элемента (больших сроков поставки, отсутствии запасных частей, низком качестве технического обслуживания, плохом имидже производителя и т.д.).
Существенное влияние на конкурентоспособность оказывает фактор времени. Под воздействием научно-технического прогресса и возрастающих требований рынка уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции постоянно снижается. Совершенствование свойств товаров, создание новых образцов, имеющих преимущество перед выпускаемыми, является средством конкурентной борьбы и обеспечения конкурентоспособности предприятия и его товаров. В основе оценки конкурентоспособности товара лежат два основных параметра: качество и цена. Качество - совокупность тех свойств изделия, которые делают его способным выполнять заданные функции и удовлетворять определенную потребность потребителя. Качество - главная составляющая конкурентоспособности товара, определяющая ее уровень, но не единственная. Прогнозирование объема и характера будущих потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции направлено на определение: требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления; научно-технических и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции. Система маркетинга предприятия должна обеспечивать высокое качество и конкурентоспособность продукции - от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание. Пути повышения конкурентоспособности товара на рынке: обеспечение товару четко отличимой, выгодной позиции по сравнению с позицией конкурентной продукции; поиск новых способов применения товара; своевременная оптимизация товарного ассортимента - изъятие из ассортимента неэффективной продукции; поиск новых рынков сбыта и сегментов для товара; постоянный выпуск эффективных модификаций товара; совершенствование системы сервисного обслуживания товара; совершенствование каналов сбыта товара [4, ст.105].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|