Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство Вавилона и Ассирии




На многих архитектурных и скульптурных памятниках вавилонян и ассирийцев видны следы раскраски. Глазурованные кирпичи из облицовки зданий до сих пор сохранили свои яркие цвета. Поэтому, хотя у нас нет картин того времени, написанных на стенах или досках, мы все же имеем некоторое представление и о живописи древних жителей Междуречья.

Археологические раскопки (особенно в царских могилах) свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства.

Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является диоритовый рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). На стеле изображен бог, сидящий на троне и царь Хаммурапи, принимающий жезл и магический круг – символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение канонически скованно и торжественно.

Зданий времен Хаммурапи не сохранилось. Но благодаря раскопкам можно судить, как выглядел Вавилон VII–VI вв. до н. э. Город был обнесен высокой зубчатой стеной с башнями и воротами. Главные ворота богини Иштар имели форму арки и были облицованы глазурованными кирпичами. На синем фоне изображены фантастические белые и желтые драконы и быки. За воротами находился храм бога Мардукассемиэтажной ступенчатой башней – зиккуратом, который был основной архитектурной формой вавилонских храмов.

О высоком искусстве вавилонских архитекторов свидетельствуют развалины висячих садов, украшавших дворец царя Навуходоносора II (VI в. до н. э.), которые он возвел для своей любимейшей жены. Высокие сводчатые арки из кирпича были расположены уступами друг над другом, образуя террасы. Поверх кирпича налит асфальт, на котором помещались свинцовые плиты, а на них насыпана земля и посажены деревья и кусты.
В безлесной Вавилонии висячие сады производили необыкновенное впечатление. Недаром древние греки считали их одним из семи чудес света.

К северу от Вавилона, в Ассирии, археологи также раскопали несколько городов, где были царские дворцы. И если каждый город был хорошо укрепленным местом, то дворец можно было назвать крепостью в крепости. Столица Саргона II (VIII в. до н. э.) так и называлась Дур-Шаррукин, что значит Крепость Саргона. Дворец стоял на высоком, искусственно насыпанном холме. Фасад дворца, его толстые стены были укреплены большими выступами, а в образованных ими нишах стояли статуи. Две из них одинаковы – это два могучих великана, каждый из которых держит одной рукой льва, как котенка. По-видимому, это изображен Гильгамеш, победивший страшного льва.

По бокам у входа во дворец стояли огромные статуи крылатых быков с человеческими головами – шеду – стражи, охраняющие дворцовые врата (712–707 гг. до н. э.). Каждый, кто подходил ко дворцу видел шеду в фас – голову, грудь и две ноги. Смотрящему на шеду в профиль, начинало казаться, что бык шагнул вперед. Ассирийский скульптор добился этого, сделав быку пять ног! Спереди видны две ноги, а сбоку – четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим.

Особую нарядность придавала дворцу облицовка стен разноцветными глазурованными кирпичами. На синем или голубом фоне были изображены белые и желтые розетки, листья, цветы, деревья, животные. Но самыми интересными и произведениями были ассирийские рельефы, украшавшие стены дворцов.

Ассирия была могущественной военной державой, ее походам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца. Все сцены реалистичны, человеческие фигуры изображены в профиль, особенно привлекает внимание сильно подчеркнутая мускулатура рук и ног.

Эти памятники являются бесценным источником для изучения истории, жизни и быта древних, давно исчезнувших народов.

Искусство Древнего Египта

Древний Египет один из самых древних и высокоразвитых очагов культуры, возникший в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил.

Плодородные почвы, достаточное количество строительного материала (песчаника, известняка, гранита, базальта, диорита и алебастра), богатые месторождения золота и меди способствовали зарождению развитой цивилизации.

Уже в 5-4 тысячелетии до н. э. началось сооружение оросительных каналов, что привело к появлению номов – крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в 4 тыс. до н.э., оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования.

Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства со столицей Мемфис. Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I династии – Мине. С этого времени в Египте начинается эпоха так называемого Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий (достоверные сведения об этом периоде очень скудны).

Сакральный (священный) характердревнеегипетской культуры проявляется в ее глубочайшей символичности. Основными символами являлись: сфинкс; фараоны; боги Ра, Осирис, анкх; пирамиды.

Сфинкс как олицетворение тайной премудрости – универсальный символ цивилизации Древнего Египта. Представая в облике фантастического существа с человеческой головой на теле льва, он раскрывает загадку сущности человека, которая представлялась египтянам как сочетание духовного и природного естества, мыслительной и физической силы.

Фараоны в Древнем Египте считались потомками и наместниками богов, призванными устанавливать божественный порядок и вершить справедливость на земле. Правитель обладал беспредельной властью.

Символом божественного происхождения и земной власти становятся пирамиды, в которых покоятся тела умерших фараонов: пирамиды Джосера и Снофру (ансамбль в Гизе).

Вселенная, по представлениям египтян, была создана богом солнца Ра, родившимся из бутона голубого лотоса – символа жизни. Из уст Ра вышли первые боги, а из его слез появились люди. Обожествление растений и особенно зооморфизм (культ животных) – характерные особенности их религии.

Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти – анкх (так называемый египетский крест с петлей, «ключ Нила»). Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами — божественным и земным, духовным и материальным. Анкх выражает идею бессмертия человеческого существования. Смерть рассматривается как переход к иной, лучшей жизни. Огромное влияние на развитие духовной и материальной культуры Древнего Египта оказал культ мертвых.

Идея бессмертия, неуничтожимости человеческой сущности нашла наглядное воплощение в произведениях литературы («Тексты саркофагов», «Книга мертвых», «Беседа разочарованного со своей душой»), в скульптуре (золотая маска фараона Тутанхамона, статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле), в живописи (росписи гробниц в Фивах, Луксоре) и в архитектуре (пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менакура).

Искусство у египтян рассматривалось как один из актов деяния богов, а потому божественное и священное. Понятия «познание», «овладение», «изображение» выступали у египтян как синонимы.

Эволюция понятия «искусство» в Египте происходила в несколько этапов:

– искусство как подлинное умение красноречия (Древнее Царство);

– искусство как техника, умение, мастерство, «искусство сделанной вещи» (Среднее Царство);

– как оценка профессионального мастерства (Новое Царство).

В Древнем Египте использовалось понятие «нефер» (nfr) – обозначающее впечатление удовольствия, получаемое от музыки, танца, искусно сделанной вещи. Понятие nfr связано с восприятием и ощущением, несущими в себе критерий прекрасного (аналог греческого понимания эстетического).

Дошедшие до наших дней литературные произведения: «Книга мертвых» – первое «литературное» произведение Египта, в которой содержаться знания о власти и общественной организации, его верованиях и ритуалах; «Сенухет-египтянин» – энциклопедия политической и светской жизни Древнего Египта.

В истории искусства Египта выделяют следующие периоды:

– додинастический (5000 – 4000 лет до н. э.);

Древнее царство (3000 – 2300 лет до н. э.);

– первый распад Египта (2300 – 2050 лет до н. э.);

Среднее царство (2050 – 1700 лет до н. э.);

– второй распад Египта (1700 – 1580 лет до н. э.);

Новое царство (1580 – 1070 лет до н. э.);

поздний период (1070 – 332 лет до н. э.);

– греко-римский период (332 г. до н. э. – 1395 г. н. э.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...