Искусство Нового царства и позднего периода
С момента освобождения Египта от гиксосов ведется отсчет третьего периода его расцвета – эпохи Нового Царства (1555–80 гг. до н. э., время правления XVIII династии). Это была эпоха наивысшего культурного расцвета древнего Египта. Возводятся грандиозные храмовые комплексы, посвященные богу Амону, Хонсу и богине Мут в Карнаке и Луксоре. Складывается новый тип храмового сооружения, существовавшего до конца древнеегипетской истории: священная аллея процессий, уставленная с обеих сторон сфинксами; пилоны (превратные башни храма); перед пилонами возвышались огромные статуи фараона и деревянные мачты с пестрыми флагами. Для времени Нового царства характерно появление светских мотивов в архитектуре: изощренная проработка деталей; украшенность рельефами и росписями; большое количество скульптур. Наивысший подъем египетского искусства совпал с царствованием Аменхотепа III. Заупокойный храм Аменхотепа III, от которого сохранились лишь два сфинкса и колоссы Мемнона, намного превосходил по величине все заупокойные храмы предшествующих и последующих фараонов Нового царства. Высоким мастерством исполнения отличалась мелкая пластика и художественное ремесло. (Статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи, резные ложечки в форме обнаженных девушек, фигурные сосуды, мебель, украшения и т. п.). При Аменхотепе IV (Эхнатоне) вслед за религиозной реформой фараона, происходят изменения в изобразительном искусстве. Меняется подход к изображениям самого фараона и его подданных, ставших более реалистичными и индивидуальными. Блестящим примером искусства данного периода могут служить портреты царицы Нефертити, Эхнатона, их дочерей и царедворцев.
С приходом второго фараона XIX династии, Рамсеса II, начинается новый этап в развитии древнеегипетской культуры. В Фивах возводится заупокойный храм Рамессеум. Во многих храмах были проведены масштабные работы, в результате которых храмы приобрели множество гигантских статуй фараона и новые грандиозные дополнения. В 332 г. до н. э. Египет был завоеван Александром Македонским. Великий полководец основал в дельте Нила, на берегу Средиземного моря, город, названный его именем – Александрию, в которой располагалась знаменитая Александрийская библиотека. Вклад Древнего Египта в развитие мировой цивилизацииогромен: изобретение папируса, алфавитного письма, солнечного календаря, принцип деления суток на 24 часа, определение площади круга и др. Масштабы сохранившихся сооружений Древнего Египта и сегодня поражают воображение. Заложенные в Египте художественные каноны оказали значительное влияние на всю последующую художественную культуру. Отголоски египетской художественной культуры отчетливо проявляются в великой древнегреческой культуре крито-микенского периода, ставшей, в последствии, основой всего мирового искусства. Контрольные вопросы 1. Что такое зиккурат? Кудурру? 2. Как изображались люди и животные в искусстве Шумер? 3. Назовите основной строительный материал архитектуры Междуречья. 4. Объясните термин «ушебти». 5. Какие строительные материалы использовали зодчие Древнего Египта? 6. Когда были построены классические пирамиды? 7. Из каких материалов изготавливалась скульптура в Древнем Египте? 8. Какой тип рельефа был распространен в Древнем Египте? 9. Какие изменения произошли в искусстве Египта в эпоху Амарна? 10. Что такое «гипостильный зал»? Раздел 4. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО Искусство Древней Греции Культура Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название – античная культура.
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiguus – древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповторимая античная культура стала основой европейской культуры. Литература, искусство, философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии культур других народов, населявших Европу. Древняя Греция провозгласила человека мерой всех вещей, прекрасным и совершенным творением природы. Во всех сферах духовной и социально-политической жизни проявился гений Греции – в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греция подарила миру целую плеяду блестящих имен: в драматургии – Эсхил, Софокл, Еврипид; в написанииистории – Геродот, Фукидид; в математике – Пифагор;вфилософии – Демокрит, Платон, Аристотель и др.. Для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. В развитии культуры Древней Греции выделяют несколько этапов: – крито-микенский период (III–II тыс. до н. э.); – гомеровский период (XI–IX вв. до н. э.); – архаический период (VIII–VI вв. до н. э.); – классический период VI–III вв. до н. э.; – эллинистический период III–I вв. до н. э. Крито-микенский период Греческое искусство возникло не сразу, как Афродита из морской пены. У него была длительная предыстория. В конце XIX и в XX века, раскопки археологов в Греции и на острове Крит приоткрыли ранний этап античной культуры. Ее центром в конце III и середине II тысячелетия до н. э. был остров Крит, а несколько позже – та часть Греции, где находится город Микены. В целом культуру этого периода называют крито-микенской или эгейской.
На Крите найдены остатки обширных «дворцов» в Кноссе и Фёсте. Эти комплексы построек расположены на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, коридорами, некоторые уходят под землю. Самым грандиозным сооружением является Кносский дворец, общая площадь которого – 24 тысячи квадратных метров.
Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, с изображениями быка. Очевидно, бык играл особую роль в укладе жизни критян, возможно и в их религии. Встречающиеся изображения людей некоторыми чертами похожи на египетские, т. е. четко прослеживается «закон фронтальности». Правда эти изображения более свободны и изящны, нежели в Египте (Царь-жрец 16 в. до н. э.). В конце XV века до н. э. Крит, вероятно, постигла катастрофа. Его города превратились в развалины. Критская культура перестала существовать, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура развивалась на греческом материке. Правда, она значительно отличалась от критской – росписи были суше, а архитектура более сурова. В критских поселениях не было крепостных стен, военных укреплений. Микенский и Тиринфский дворцы – это уже настоящие крепости. Они воздвигались на высоких холмах и окружались стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Такую кладку стен греки впоследствии назвали «циклопической». По их мнению, только сказочные великаны-циклопы могли поднимать такие камни (Львиные ворота в Микенах). Суровая жизнь, постоянные войны заставляли людей микенской эпохи строить крепости. Древняя Троя и великая Троянская война, о которой рассказано в «Илиаде» Гомера, оказывается, не является вымыслом. Археолог Шлиман обнаружил останки Трои на побережье Малой Азии. Приблизительно в XI веке до н. э. начинается смутный период греческой истории: его основным фактом историки считают вторжение в Грецию северных племен – дорийцев, что фактически остановило развитие искусство эпохи, которую принято называть «гомеровской» X–VIII века до н. э. До нас дошло мало памятников гомеровского периода. Наиболее ярко оно проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках. Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства, за которой последовала длительная пауза, а в VII–VI столетиях до н. э. складываются уже вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики.
Архаический период Поэмы Гомера, созданные примерно в X в. до н. э., были записаны именно в этот период: VIII–VI вв. до н. э., получивший название «архаического» от греческого слова «архе», что переводится как «древний». Архаика – это ранний этап развития греческого искусства и общества, отражающий основные принципы родового сознания, характерного для людей того времени. Вся греческая культура этого периода была синкретична. Синкретизм – нерасчлененность различных сфер и явлений культуры. Искусство, религия, медицина, производительная деятельность были не обособлены друг от друга. Синкретизм архаического мышления лежит и в основе понятия космоцентризма, когда родовая община воспринималась как тождественная космосу. Огромное значение имели мифы (в переводе с греч. – «предание», «сказание») – предания, которые воплощали представление человека о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях. Это определенный способ познания мира. В период VIII–V вв. до н. э. проходила Великая колонизация – освоение греками побережья Средиземного, Черного и Мраморного морей. В этот же период проходило формирование греческого полиса – города-государства. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Окончательно сложился греческий пантеон богов.Для религии греков характерным стал политеизм с множеством богов и верховным богом – Зевсом. Важным фактором культурного развития Греции были Олимпийские игры, проводившиеся с 776 г. до н. э., раз в четыре года в Олимпии в честь Зевса и продолжались пять дней. От гомеровского и раннеархаического периода до нас дошла расписная керамика со строгим геометрическим орнаментом. Вначале это были простые линии и концентрические круги, позднее – более разнообразные мотивы с изображением людей и животных (надгробный кратер из Динилона, VIII в. до н. э.). В конце VII – начале VI вв. до н. э. в греческой культуре происходят значительные изменения. Бессюжетный орнамент постепенно утрачивается, появляется монументальная культура. К VI в. до н. э. оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах, расцветает гончарное искусство. Поражает богатством и разнообразием форм греческая керамика. Гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, а афинские мастера предложили более сложную по изготовлению красно-фигурную керамику. Скульптура периода религиозна и является выражением отношений человека с Богом. Цель этого искусства – не удовлетворение эстетических потребностей человека, а ответ на его религиозные запросы. Появляются два основных типа одиночной скульптуры – обнаженного юноши (курос – бог вечной молодости и силы ) и задрапированной девушки (кора – девушка в хитоне или плаще, которую также отождествляют с богиней вечной юности Персефоной ) с характерной улыбкой, названной архаической. Улыбки на их лице носят ритуальный характер. Куросы являются предельным обобщением человеческого тела. Лицо моделировалось крайне схематично, оно лишено каких-либо эмоций, индивидуальных черт.
Уже на заре греческого искусства скульптурные изображения богов отличаются от изображения человека только эмблемами. Искусствопериода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. К концу VI в. до н. э. культура начинает утрачивать синкретический характер. Как самостоятельные сферы выделяются религия, искусство и философия. Искусство по-прежнему носит религиозный характер, но уже начинает выходить за рамки религии. Важной становится тема гражданственности. Это связано с формированием новой системы общественных отношений. На смену общинному строю приходят государственные, поместные отношения, которые получают максимальное развитие в классический период.
Классический период Этот период связан с формированием индивидуального сознания, появление которого было обусловлено развитием полисов. Полис – город-государство, типичная для Древней Греции форма социально-экономической и политической организации общества. Полисы являлись центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства и архитектуры. Именно полисная идеология утверждает одним из основных принципов жизни и искусства антропоцентризм, который полагает, что человек находится в центре вселенной. Он является мерой всего, даже боги становятся антропоморфными. Храмы строят соразмерными человеку. Вырабатывается принцип золотого сечения, согласно которому любая конструкция (здание, скульптура и т. д.) делится на три части, где меньшая часть так относится к двум остальным частям, как эти две части относятся к целому. Идеальными в этом отношении являются пропорции Парфенона – главного храма афинского Акрополя. Акрополь (с греч. «великий город») – укрепленная часть греческих городов, господствующая над нижней частью города, где находились городские святыни. Акрополь считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включает ряд сооружений – пропилеи, храм Ники Антерос. Парфенон (зодчие Иктин и Калликрат 447–432 гг. до. Замечательна была и греческая скульптура, правда, она уцелела лишь частично в обломках и фрагментах. Большинство статуй известно нам по римским копиям, которые исполнялись во множестве, но не передавали красоты оригиналов. Темы рукопашных схваток, состязаний в беге, метании диска научили ваятелей изображать человеческое тело в динамике. Архаическая застылость фигур была преодолена. Выдающимися скульпторами этого периода являлись: Фидий (начало 5 в. до н. э.) был одним из выдающихся скульпторов,работы которого отличают монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей. Таковы его статуи «Афина-Промахос», «Зевс в Олимпии», «Афина-Парфенос». Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия – одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой. Мирон (сер. 5 в. до н. э.) – ярчайший новатор. В статуях атлетов он передавал не только движение, но и переход от одной стадии движения к другой («Дискобол», «Афина и Марсий»); Поликлет (вторая половина 5 в. до н. э.) – младший современник Мирона, который никогда не изображал быстрых движений и мгновенных состояний. Его бронзовые фигуры находятся в спокойных позах легкого размеренного движения («Дорифор», «Раненая амазонка»). Поликлет был автором трактата «Канон», где он теоретически установил законы пропорций человеческого тела; Пракситель (ок. 390–330 гг. до н. э.),который не любил изображать мускулистые торсы атлетов. Его, как и ваятелей его круга, влекла нежная красота женского тела с мягкими формами. Изображая мужчин, он предпочитал тип отрока. Единственным уцелевшим подлинником Праксителя считают мраморную статую «Гермес с Дионисом», найденную в Олимпии; Скопас (4 в. до н. э.),прославившийся своими многофигурными композициями. Он был не только скульптором, но и архитектором («Менады», мавзолей в Галикарнасе); Итак, классическая культура, созданная городом-полисом, была своеобразным зеркалом жизни полиса. Она была монументальна, антропоцентрична, гармонична, гражданственна, стремилась воспитывать в человеке совершенный дух и развить совершенное тело (калокагатия). Постепенно развитие товарно-денежных отношений в Греции привело к распространению частной собственности на землю,вытеснявшей античную форму собственности – экономическую основу города-государства (полиса). Все заметнее развивается индивидуализм, стремление, прежде всего к личному благополучию, а не к общественному благу; постепенно исчезает дух патриотизма. В эту эпоху жили два выдающихся античных философа – Платон и Аристотель,оказавших большое влияние на развитие как философии, так и христианской теологии.Большую роль Аристотель сыграл в развитии греческой системы образования, основной задачей которого считал научить человека мыслить, дать фундаментальные знания в различных областях науки и жизни. В пластических искусствахдуховная стойкость и энергия уступают место драматическому пафосу или лирической созерцательности. Большой шаг в сторону «натуральности» сделал последний великий скульптор греческой классики Лисипп (вторая пол. 4 в. до н. э.). Он работал исключительно в бронзе, создавая статуи и скульптурные группы в динамических состояниях, в сложных действиях. Лисипп создавал скульптуры людей более легкими, с удлиненными пропорциями. В портретных бюстах Сократа и Александра Македонского он выразил сложную внутреннюю жизнь человека. В целом, под воздействием кризиса полисав IV в. до н. э. происходят принципиальные сдвиги, поиски новых путей развития культуры, зарождаются тенденции, получившие свое завершение в эпоху эллинизма. Эллинистический период Рубежом эпох в развитии древнегреческой культуры стал поход на Восток Александра Македонского. Наступила эпоха эллинизма. В архитектуре уделяется большое внимание строительству новых городов с множеством общественных сооружений. Строятся палестры (частные гимнастические школы для мальчиков), стадионы, библиотеки, бани. Появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии и Башня Ветровв Афинах. Эпоха эллинизма оставила ряд великих памятников искусства. Высшими достижениями скульптуры стали: Афродита Милосская, Ника Самофракийская, алтарь Зевсав Пергаме. Продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Появляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям. Характерные черты скульптуры того времени – динамичность и выразительность.
Древнегреческая культура оказала огромное влияниена развитие европейской цивилизации: достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох; философия Платона и Аристотеля, предопределила развитие средневековой теологии и философии нового времени; до наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования; древнегреческая мифология и литература уже много лет вдохновляют поэтов, писателей, художников, композиторов. Значение древнегреческой культуры столь велико, что недаром мы называем времена ее расцвета «золотым веком» человечества. Искусство Древнего Рима Искусство этрусков Римское искусствоявляется составной частью античного. Во времена своего высшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию. Влияние Рима распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Центром этого огромного государства была Италия. Опираясь на греческое искусство и искусство этрусков, Древний Рим смог развить их достижения, внеся нечто новое, присущее только римскому государству. Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокий уровень культуры этрусков проявился в самых разных областях. Этруски первыми начали строить каменные здания, возводить купольные своды, делать четкую планировку улиц, пересекавшихся под прямым углом, активно использовали ремесленную и строительную технику, изобрели римские цифры и латинский алфавит. В искусстве этрусков большое место занимают гробницы. Ни у одного народа древности культ мертвых не занимал такого места, как у египтян. Большой интерес представляют росписи этрусских гробниц. Они рисуют богатую картину потустороннего мира, стройную, развитую и очень сложную систему религиозно-мифологических представлений. Изобразительному искусствуэтрусков присущ глубокий реализм. Этрусская живопись – это панорама повседневной жизни, сцены заупокойного культа (росписи в Тарквинии). Портреты на крышках саркофагов и погребальных сосудов с пеплом умершего, очень реалистичны. Этруски изобрели особую технику обжига керамики и полировки ее до черноты – «буккеронеро». Первый храм римлян и главную их святыню – храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии – создали этруски. Эмблема Рима– бронзовая статуя волчицы, по приданию вскормившая братьев Ромула и Рема– основателей Рима, так же принадлежит этрускам. Значительное влияние на искусство этрусков оказали греки.Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, этрусские божества приобретали черты греческих. Временем основания Рима традиционно считается 753 г. до н. э. По легенде, его основателями стали два брата-близнеца – Ромул и Рем. Убив Рема, Ромул стал правителем нового города. Далее, по преданию, Римом правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н. э. В результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого Рим становится аристократической рабовладельческой республикой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|