Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство Римской республики




На формирование культуры Римской республики большое влияние оказала более высокая греческая культура. В IV в. до н. э. начинают распространяться греческий язык и некоторые греческие обычаи. В то же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. В обращение входит медная монета.

Начиная с III в. до н. э. большое влияние на римскую религиюначала оказывать греческая, вплоть до отождествления римских богов с греческими. Греческий Зевс у римлян перевоплотился в Юпитера, Афродита – в Венеру, Арес – в Марса, Геркулес – в Геракла и т. д.

Римское искусствокак самостоятельное явление проявляется только с IV–III вв. до н. э. Поначалу оно выступает исключительно в утилитарных формах – дороги, водопроводы, мосты. Практичность и утилитарность выступает как основа мировоззрения римского искусства.

После завоевания Греции римляне, в полной мере, получили доступ к классическому греческому искусству. Они безжалостно грабили города, увозя из них картины, статуи, драгоценные поделки. В последнее столетие Республики Рим был буквально наводнен произведениями эллинских творцов. Римские скульпторы изготавливали копии с подлинников скульптур Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Большинство «греческих» скульптур, дошедших до наших дней, по сути, являются римскими.

Массовое копирование тормозило развитие собственно римской скульптуры.

Собственный вклад в развитие скульптуры римляне внесли в области реалистического портрета. Истоки римского скульптурного портрета берут начало в этрусском погребальном портрете. Портретные статуи получают доминирующее значение в римской скульптуре, именно в них проявляется ее своеобразие.

Бронза и мрамор являлись основными скульптурными материалами. Римляне создали новый тип статуи – тогатус – образ делового человека, гражданина Республики, облаченного в тогу, а так же бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. («Брут», «Оратор», бюст Цицерона).

Постепенно Рим превращался в художественный центр, столицу мира, куда съезжались мастера из Греции, Сирии, Египта, не находя работы на родине.

Впечатляющими были достижения римлян в области архитектуры. Первоначально основные типы римских храмов, были заимствованы у греков – периптер, псевдопериптер, ротонда.

Центром Рима был Форум – это новый тип центральной площади, центр деловой, политической и торговой жизни, где располагались сенат, суды, архив, тюрьма, главные храмы, трибуна для ораторов. Форум располагался у подножия Капитолия главного из семи холмов. Форум постепенно обрастал не только зданиями, но и статуями почетных римских граждан, военными трофеями полководцев. В архитектуре римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия. Для нее характерны монументальность, пышность отделки, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры.

В творческом гении римлян было высоко развито конструктивное начало. Вместо существовавшей прежде конструкции зданий вводится новая.Ее основу составляют узкие кирпичные стенки, между которыми залит битый щебень с бетоном (смесь извести и вулканического пепла). Бетон – тоже римское изобретение. Благодаря новой технологии строительства многие римские строения дожили до наших дней.

Римские архитекторы разработали новые архитектурные конструкции: арки, своды, купола; наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Появляются новые типы общественных зданий: базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд; амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои; цирки, в которых происходили соревнования колесниц; термы – сложный, архитектурный комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок (некоторые вмещали до 3,5 тысяч человек).

Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка – строившаяся в честь знаменательных побед. Возводятся дороги, акведуки, и фонтаны.

Искусство Римской империи

Конец I в. до н. э., начало II в. н. э. – время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.

В этот период создаются новые храмы, дворцы, термы, театры, цирки, и т. д. Стены, потолки общественных зданий, дворцов императоров и богатых домов частных лиц, украшались фресковой росписью. Основным способом украшения полов являлась мозаика. В развитии римской фресковой живописи можно проследить следующие стили: инкрустационный стиль, архитектурный, «египтизирующий», фантастический стиль.

В I–II вв. н. э. появляется два самых известных римских архитектурных памятника:

Колизей (от лат. colosseus – громадный) амфитеатр Флавиев (75–
80 г. н. э.) – самый большой амфитеатр античного мира, вмещавший около 50 000 зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями;

Пантеон – храм всех богов (115–125 г. н. э.). Это величественная ротонда, перекрытая полусферическим кессонированным куполом с центрическим световым отверстием. Это самый большой в архитектуре древнего мира купол (43,2 м), который опирается на массивные стены, в нишах которых были установлены статуи богов и императоров. Пышная отделка, перегруженность деталями, цветовая пестрота в интерьере Пантеона характерны для архитектуры Древнего Рима периода Империи.

В скульптуре наступает период «Августовского классицизма». Идеализация и героизация, пафос и полуобнаженность – отличительные черты римской скульптуры. В скульптурном портрете эпохи Империи выделяют следующие стадии развития: интерес к личности и тонкая характеристика человеческих чувств (портреты Виспасиана, Вителлия); стремление к идеалу (портрет любимца императора Антиноя); сатирический обличительный пафос и беспощадное разоблачение (Филипп Аравитянин); жестокая и грубая образность.

Римляне первыми в Европе установили бронзовую конную статую императора Марка Аврелия (170 г. н. э.), выдающегося римского императора, философа, представителя позднего стоицизма. Они были изобретателями исторического рельефа (Алтарь мира, рельеф колонны императора Трояна 107–113 гг.).

В конце II начале III в. н. э. в Римской империи начинается кризис. Причиной тому послужили частая смена императоров, отделение провинций, огрубление нравов, пессимизм, эпидемии, голод, землетрясения, официальное признание христианства (вердикт Константина в 313 г.), вторжения варваров в Римскую империю (начиная с III века), раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). В 476 г. происходит захват и разграбление Рима варварами, что приводит к падению Римской империи. Этот год традиционно считается концом древнего мира, античности,началом средневековья.

Культурное наследие Древнего Римаколоссально. Это латинский язык который на протяжении многих лет средневековья и нового времени был языком всех образованных людей. Он до сих пор используется в научной терминологии. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы.

Римская архитектура, опиравшаяся на греческие и этрусские каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и нового времени.

Самым выдающимся достижением римлян является правовая система. Римское право и сегодня изучается в любом юридическом вузе как обязательная дисциплина.

Также следует отметить, что Древний Рим был колыбелью христианства религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Римская культура, первоначально опиравшаяся на культуру этрусков, впитала все лучшее из Древней Греции, создала неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.

 

Контрольные вопросы

1. Какие периоды развития античного искусства вы знаете?

2. Назовите главный центр развития скульптуры в крито-микенскую эпоху.

3. Какое архитектурное сооружение Крита стало прообразом Лабиринта в мифах о Минотавре?

4. Назовите школы древнегреческой скульптуры.

5. Назовите основные черты древнегреческой архитектуры.

6. Кто и когда построил храм Пантеон?

7. Чем отличается скульптура Древней Греции и Древнего Рима?

8. Перечислите специфические черты искусства этрусков.

9. Какие нововведения произошли в архитектуре Древнего Рима?

10. Что такое «акведук»? «терма»? «триумфальная арка»?

11. Что такое Колизей? Как переводится это слово?

12. Какой конный монумент римского времени сохранился до наших дней?

13. Какие строительные материалы использовали римские мастера?

14. Как проявляются религиозные верования в античном искусстве?

15. Где и почему сохранилась настенная живопись эпохи античности?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...