Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высокий Ренессанс в Средней Италии




В конце XV столетия в Италии наступают тяжелые времена, связанные с войнами и экономическим застоем. В трудные для Италии времена и наступает недолгий золотой век итальянского Возрождения – так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета итальянского искусства. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество прогресса. В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от частностей, незначительных подробностей во имя обобщенного образа, во имя стремления к гармоничному синтезу прекрасных сторон жизни. В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от Раннего.

Леонардо да Винчи (1452–1519) явился первым художником, наглядно воплотившим это отличие. Он был не только художником, но и выдающимся ученым, мыслителем и инженером. Он всю жизнь наблюдал и изучал природу – небесные светила и законы их движения, горы и тайны их возникновения, воды и ветры, свет солнца и жизнь растений. Как часть природы Леонардо рассматривал и человека, тело которого подчинено физическим законам, а лицо служит еще и «зеркалом души». Искусство, наука тесно переплелись в деятельности Леонардо да Винчи.

Добиваясь впечатления реальности, Леонардо старался сделать изображение объемным, рельефным. Среди многих новаций Леонардо называют особую манеру письма – дымчатой светотени (сфумато), которая в сочетании с линейной перспективой передавала глубину пространства.

До наших дней дошло всего 14 работ художника, много рисунков, чертежей и различных записей.

Одним из наиболее ранних произведений Леонардо да Винчи считается «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» (ок. 1478), «Мадонна Литта» (ок. 1490); Замечательна выполненная на стене трапезной в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане фреска «Тайная вечеря» (1495–1497).

Наиболее важное из произведений – портрет богатой горожанки Моны Лизы, известное во всем мире под названием «Джоконда» (ок. 1503). Внимательный взгляд молодой женщины, чуть-чуть улыбающийся рот выражают меняющиеся оттенки чувств и настроений – задумчивость, мечтательность, затаенную насмешку, подавленную печаль. Воздушная игра светотени в этой картине не только создает рельеф форм, не только помогает передать мимику лица, но и способствует впечатлению изысканности, тонкости и сложности душевной жизни. Основное значение этого произведения Леонардо – богатство внутреннего мира человека, который способна запечатлеть живопись.

Творчество Леонардо да Винчи неисчерпаемо. О масштабе и уникальности его дарования позволяют судить рисунки мастера, занимающие в истории мирового искусства одно из почётных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но и работы по теории искусства. В знаменитом «Трактате о живописи» (1498) и других его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много места отдано проблемам светотени, объёмной моделировке, линейной и воздушной перспективе.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры, оказали на неё огромное влияние.

С творчеством Рафаэля (1483–1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело – мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к светлому совершенному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.

Рафаэля называли Мастером Мадонн – «Мадонна Конестабиле» (1502–1503), «Мадонна в зелени» (1505) и другие.

Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 г. его пригласили к папскому двору в Рим. Художник получил заказ на роспись парадных апартаментов Папы в Ватиканском дворце (1509–1517). Росписи ватиканских станц принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и Италии.

Самым великим шедевром является – «Сикстинская Мадонна» (1515–1519) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» – образ совершенной красоты.

Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Значительный вклад он внес и в архитектуру. Само имя Рафаэля в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника.

С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.

В 1469 г. он создает самое известное произведение раннего периода – «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498–1501) в капелле собора Святого Петра в Риме.

В 1501–1504 гг. во Флоренции Микеланджело создает колоссальную мраморную статую Давида Статуя достигает пяти с половиной метров высоты, олицетворяет безграничную мощь человека, его сильную волю.

Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему быть и великим живописцем, и архитектором. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения – роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане выполненная Микеланджело в 1508–1512 гг.

Гробница папы Юлия II могла бы стать вершиной в области скульптуры, если бы Микеланджело удалось воплотить в жизнь свой первоначальный замысел: сорок мраморных статуй должны были украсить мавзолей. До нас дошли «Скованный раб», «Умирающий раб» (1513).

Не меньшую известность принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в частности, в капелле Медичи («Вечер», «Ночь», «Утро», «День») законченные в 1534 г.

В 1536–1541 гг. по заказу папы Павла III Микеланджело написал на стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд».

В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило свое время, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказало влияние на формирование принципов барокко.

Позднее Возрождение

Современниками Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело были великие венецианские живописцы Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто. Искусство Возрождения, воспевающее силу и красоту человека, нигде не достигало такой праздничности и величия, как в картинах этих венецианских художников. В истории итальянского искусства этот период получил название Позднего Возрождения.

Джорджоне (1477–1510) – первый ктоначал придавать пейзажу самостоятельное значение. Природа и прекрасное человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения.

Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником.

В картине «Гроза» (1506) Джорджоне изображает человека как часть природы. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой, позволяющей передать впечатление зыбкости, беспокойства, тревоги, радости, как само состояние человека в предчувствии надвигающейся грозы.

Замечательны и другие работы художника: «Юдифь»(1502), «Спящая Венера» (1505–1510), «Сельский концерт» (1508–1510).

Тициан Вечеллио (1477–1576) – величайший художник венецианского Возрождения. Он создал произведения и на мифологические, и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета, его колористическое дарование исключительно, композиционная изобретательность неисчерпаема.

Слава к Тициану приходит рано. Уже в 1516 г. он становится первым живописцем республики, с 20-х годов – самым прославленным художником Венеции, и успех не оставляет его до конца дней. Наиболее известными работами являются «Любовь земная и небесная» (1510), «Венера Урбинская» (1538) «Кающаяся Мария Магдалина» (1560–1565).

Последователями Тициана достигшими мировой славы были: Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (1528–1588), призванием которого стала монументальная живопись, позволявшая ему проявить фантазию, мастерство композиционных замыслов, великолепный дар колориста. «Похищение Европы» (1580), «Поклонение волхвов» (1576–1582), «Триумф
Венеции» (1585); и Якопо Робусти, прозванного Тинторетто (1518–1594), мастера огромной живописной силы, проявившейся в работах: «Рас-
пятье» (1565), «Тайная вечеря» (1594), «Рождение Иоанна Крестителя» (1540-е гг.) и других.

В те же годы, когда писали свои картины Веронезе и Тинторетто, на севере Италии работал Андреа Палладио (1508–1580) – лучший архитектор Позднего Возрождения. В своем творчестве Палладио использовал приемы античной и римской архитектуры, однако он избежал прямого их копирования и создал оригинальные произведения. Великолепные здания, построенные Палладио, украшают его родной город Виченцу и Венецию. Палладио во многом предопределил развитие европейской архитектуры, особенно классицизма.

Период позднего Возрождениябыл отмечен наступлением католической реакции. Церковь небезуспешно пыталась восстановить частично утраченную безраздельную власть над умами, поощряя одних деятелей культуры и применяя репрессивные меры к непокорным. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (маньеризм) великих мастеров Возрождения. Однако маньеризм, несмотря на мощное покровительство церкви, не стал ведущим направлением.

В этом направлении работал Аньоло Бронзино (1503–1572), прославившийся своими парадными портретами и Пармиджанино (1503–1540). «Мадонна с длинной шеей» (1534–1540).

Последним из наиболее крупных скульпторов и ювелиров Италии был Бенвенуто Челлини (1500–1571): «Персей» (1545–1554), солонка Франциска I (1539–1543).

Уже в 40-е гг. XVI в. церковь в Италии стала широко применять репрессивные меры к инакомыслящим. В 1542 г. была реорганизована инквизиция и создан ее трибунал в Риме. Многие передовые ученые и мыслители, продолжавшие традиции Ренессанса, погибли на кострах инквизиции.

Таким образом, к началу 40-х гг. XVIв. эпоха Возрождения в Италии подошла к своему закату.

Северное Возрождение

Эпоха Возрождения не представляет собой целостного и монолитного явления, охватившего всю Европу. Обычно различают два типа реализации основных идей Возрождения: Итальянское и Северное Возрождение. Суть этого разделения не сводится к географическим различиям, а коренится в отношении к жизни и эстетическому выражению человеческого идеала.

Итальянское Возрождение – гимн духовной и физической мощи человека, его божественной природе.

Северное Возрождение (Франция, Германия, Нидерланды) приняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, но они обрели здесь иное звучание: окружающая реальность как предмет пристального внимания; ведущей становится тема нравственного совершенствования; повышенный интерес к реалиям, к точности деталей, интерес к изображению нарочито грубого, даже отталкивающе-безобразного, что удивительно сочетается с чувством мистического, ирреального; не мир исключительного, а мир повседневного, за которым часто скрывается и глупость, и жестокость, и лень; высшей ценностью объявляется повседневный труд (Питер Брейгель, Ян ван Эйк и другие).

Всё это отличается от масштабных, возвышенных и титанических образов итальянского Возрождения.

Возрождение в Нидерландах

Рождение нового искусства на севере Европы происходило совсем не так, как в Италии. В XV в. Нидерланды включали в себя территорию современных Нидерландов, Бельгии, северо-восточной Франции и Люксембурга, у которых не было античного прошлого, и Возрождение здесь оказалось значительно сильнее связанным с готическим искусством средневековья. В Нидерландах не встретишь фресок, как в Италии, но зато в эпоху средневековья здесь, как и в других странах Северной Европы, процветала книжная миниатюра. Иллюстрации рукописей выполнялись с таким виртуозным мастерством, такими сияющими красками, что книги превращались в настоящие драгоценности.

Первые живописцы нидерландского Возрождения научились у миниатюристов средневековья точной, филигранной передаче деталей, яркости и светоносности красок. Здесь художники первыми стали стремиться к белизне грунта, к тому, чтобы он, просвечивая сквозь краску, делал ее еще ярче.

Именно нидерландцам, требовавшим от краски сочности и насыщенности цвета, принадлежит честь усовершенствования техники масляной живописи, которая позже распространилась по всей Европе под названием фламандской манеры. Изобретение этой техники нередко связывают со знаменитыми братьями-художниками Хубертом ван Эйком (ок. 1370–1426) и Яном ван Эйком (ок. 1390–1441).

Знаменитый Гентский алтарь (1426–1432 гг., собор св. Бавона, Гент), созданный братьями ван Эйками, по своему содержанию мало чем отличается от средневековой живописи. Однако в живописи Гентского алтаря уже нет условности и отвлеченности, свойственных средневековым произведениям искусства.

Ян ван Эйк – художник, математик и дипломат – был истинным человеком Возрождения. С особым вниманием пишет Ян ван Эйк портреты современников, пытаясь (и это тоже новое в живописи Северной Европы) проникнуть в их духовный мир. Интересен портрет супругов Джованни и Джованны Арнольфини (1434). Все здесь просто и значительно: и серьезные лица мужа и жены, и залитая рассеянным светом комната. Каждый предмет имеет определенный смысл: собачка – символ верности, туфли – семейственности, зеленый цвет платья Джованны – цвет весны и любви, апельсины, лежащие на подоконнике – символ достатка. Сзади на стене висит круглое зеркало – шедевр миниатюрной живописи ван Эйка, в котором мерцает отражение персонажей картины.

Совершенное искусство Яна ван Эйка как бы открыло глаза нидерландским мастерам XV в. и на возможности живописи, и на значительность реального мира. Блестящий и суровый Рогир ван дер Вейден (1400–1464), талантливый и своеобразный мастер, ближе других подошедший к итальянскому Возрождению – Хуго ван дер Гус (1435/1440–1482) – эти художники завоевали нидерландскому искусству XV в. мировую славу. Даже в Италию стали приглашать северных художников, учась у них живописному мастерству.

В конце XV в. Нидерланды значительно богатеют. Выгодное географическое положение, развитие ремесел и торговли, бурный расцвет городов привлекает к ним опасное внимание соседних стран. Французские, английские, немецкие испанские феодалы стремятся завоевать страну. Жизнь становится лихорадочной и напряженной. В городах пылают костры, заседают трибуналы инквизиции, сжигают «ведьм», «колдунов» и «еретиков». В это напряженное время работал один из самых странных и загадочных мастеров во всей истории искусства – Иеронимус ван Акен (1450/1460–1516), известный под именем Босха.

Творчество Босха связано с народными суевериями, народным юмором и фольклором. Искусство Босха интересно еще и тем, что в свои композиции на религиозные темы он вводит бытовые и пейзажные мотивы. «Воз сена» (1501–1502), «Искушение Святого Антония» (1505), «Несение креста» (1510) и другие произведения.

Но самым выдающимся нидерландским художником являлся Питер Брейгель Старший (ок. 1525/1530–1569).

Художник-мыслитель, напряженно думающий о смысле существования человека, Брейгель намного опередил свое время. Его яркому таланту было тесно в рамках общепринятых сюжетов и даже жанров современной ему живописи.

Европейское искусство того времени не знало настоящего пейзажа, природа была лишь фоном, на котором действовали люди, и только Брейгель открыл для живописи полную самостоятельного значения жизнь природы, величие и красоту пейзажа. Природа стала главным героем его произведений.

Брейгель – прекрасный живописец, отлично использующий контрасты цвета, виртуозность линий миниатюриста сочетающуюся у него с необычайной для художника XVI в. свободой кисти, с легкими, упругими, непринужденными мазками. Точности и выразительности его силуэтов могут позавидовать лучшие рисовальщики мирового искусства. Темные силуэты охотников из картины «Охотники на снегу» (1565) так резко выделяются на белом снегу, что у зрителя создается очень точное ощущение зимы и холодного прозрачного воздуха.

Внимание художника привлекают простые крестьяне. И здесь Брейгель стал первооткрывателем новой темы – бытовой крестьянской, получив за это от потомков прозвище Мужицкий: «Крестьянский танец» (1567), «Сенокос» (1565) и другие работы.

Картины Брейгеля пропитаны народной мудростью и юмором. «Падение Икара» (1567), «Страна лентяев» (1567).

В 1568 г., незадолго до смерти, Брейгель пишет свои самые значительные и мрачные картины – «Слепые» и «Пляска под виселицей», в которых выразил свое горькое разочарование в людях, неверие в их осмысленную, плодотворную деятельность.

Вклад нидерландцев в историю мирового искусства велик. Мы и сейчас любуемся драгоценными картинами Яна ван Эйка, удивляемся буйной фантазии Босха, восхищаемся пейзажами Брейгеля и его умением так остро выразить свое бурное, героическое и вместе с тем трагическое время.

Возрождение в Германии

Развитие искусства в Германии в XVI–XVII вв. определяли различные факторы: территориальная и религиозная раздробленность, отсутствие единой сильной национальной церкви, Реформация. Все это негативно сказывалось на политическом и культурном развитии Германии.

Прогрессивные люди Германии – ученые, писатели, художники – добивались единства передовой национальной культуры страны. Борясь против церкви, они стремились противопоставить невежеству католических священников, диким суевериям, которые поддерживала церковь, научные знания, мысли о нравственном достоинстве и земной красоте человека. Но борьбу против католичества вели в Германии также протестанты, поэтому защита новых гуманистических идеалов переплеталась в этой стране с напряженной религиозной борьбой. Все это делало нелегким творческий и жизненный путь немецких мастеров, привносило в их искусство драматическое начало, вызывало сомнения и разочарования.

Архитекторы и скульпторы долгое время оставались в подчинении строгих правил ремесленных цехов. Они продолжали по старинке создавать произведения в готическом стиле. Более передовыми оказались живописцы и графики. Они работали часто по заказам издателей книг и лучше были знакомы с трудами видных писателей и философов, отличались большей образованностью.

Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык.Идеи лютеранства объединили наиболее прогрессивные круги Германии.

Именно в этот период жил и работал величайший немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471–1528) – человек, обладавший обширными знаниями и разносторонними интересами, столь характерныи для людей Возрождения. Альбрехт Дюрер писал картины, создавал гравюры на дереве и на медных досках, был инженером и архитектором, изучал математику, был теоретиком искусства, читал древних авторов, сочинял стихи. Словом, являл собой личность Нового Времени.

От итальянских теоретиков искусства перенял Дюрер учение о пропорциях человеческого тела, а впоследствии и сам внес много нового в эту науку. Результаты своих исследований и наблюдений художник изложил в «Четырех книгах о пропорциях человека» (1528 г.).

Дюрер создал около 100 гравюр на меди, среди которых «Три крестьянина» (1497), «Четыре всадника Апокалипсиса» (1526), «Святой Иероним» (1514) и многие другие.

Не менее велик Дюрер и в живописи. Каллиграфически точная линия рисунка сочеталась в его живописных работах с насыщенными, глубокими красками. Святые на его картинах – это простые люди, сильные духом и телом. «Мария с младенцем» (1512).

Дюрер – один из величайших портретистов в мировом искусстве. Он любил изображать современников и создал большое количество портретов, гравюр и просто рисунков. Среди них особенно выделяются своим мастерством живописные портреты «Молодой человек» (1521), портрет Иеронимуса Хольцшуэра (1526). Особенно интересен автопортрет художника, где он изобразил себя в образе Иисуса Христа (1500).

Создав эти образы, мастер в конце своей жизни еще раз утвердил возвышенный идеал человека, рожденный Возрождением. Его работы отразили стойкость духа людей того времени, их готовность отвергнуть любые искусы, их горестные размышления о конечном результате борьбы.

Значительным мастером немецкого Возрождения был и Лукас Кранах Старший (1472–1553). Он писал парадные портреты, картины на религиозные и мифологические темы, украшал залы для приемов и празднеств.

Кранах одним из первых в Германии стал изображать природу родной страны. «Отдых на пути в Египет» (1504). Он написал много портретов, для которых художнику позировали знатные вельможи, придворные дамы, ученые, но лучше всего удались ему, пожалуй, портреты Мартина Лютера (1532). Со знаменитым реформатором церкви живописца связывала многолетняя дружба.

Сложной и трагической была судьба другого художника немецкого Возрождения – Матиса Нитхардта, известного с XVII в. под именем Грюневальд (1470/1475–1528). За свою приверженность идеалам Реформации и сочувствие восставшим крестьянам он лишился места при епископском дворце в Майнце, где считался придворным живописцем, вынужден был бежать и лишь чудом избежал суда церкви.

Грюневальд писал картины исключительно на религиозные сюжеты. Но в них он умел поведать о мыслях и чувствах, которые волновали его современников. Наиболее известная работа мастера – алтарь для монастыря в Изенхейме (1512–1515).

Огромное влияние на развитие немецкого искусства XVI в. оказал Ганс Гольбейн Младший (1497–1543). Гольбейн иллюстрировал книги, расписывал фасады домов, создавал рисунки для гравюр. Наиболее значительная серия его гравюр на дереве. «Образы смерти» (1524–1526).

Не менее замечательны портреты, написанные Голъбейном – портрет Эразма Роттердамского за работой (1523), портрет Шарля де Моретта (1536), в которых Гольбейн не только выразительно охарактеризовал человека, но и уделил большое внимание обстановке, в которой жил его герой.

Среди известных скульпторов того времени следует выделить Тильмана Рименшнайдера (1460–1531), известными произведениями которого являются надгробие епископа Рудольфа фон Шеренберга (1496–1499), алтарь Святой крови в церкви св. Иакова в Ротенбурге (1501–1504) и другие.

Особо следует выделить Фейта Штоса (1455–1533), который больше известен под именем Вит Ствош. Этого скульптора традиционно относят к истории польского искусства. Вит Ствош выполнил много работ в Германии, например, скульптурная композиция в церкви св. Лаврентия в Нюрнберге (1517–1518), Произведения Вита Ствоша знаменуют переход от поздней готики к Возрождению.

Реализм искусства эпохи Возрождения был большим шагом вперед от символического и условного искусства средневековья. Перед глазами художников XIV–XVI вв. открылась красота человеческого тела и величие окружающей природы. Живой интерес к человеку, его переживаниям, мыслям и поступкам породил в живописи, скульптуре, графике жизненный яркий и сложный образ, прежде всего человека – деятеля, мыслителя, героя.

Возрождение во Франции

Подлинным родоначальником французского искусства нового времени стал Жан Фуке (1420–1477/1481). Он работал в Туре – резиденции французских королей и впитал лучшие веяния, идущие с Севера и Юга. Ценнейшее наследие Фуке в области живописи – портреты. Он оставил точное и нелицеприятное изображение Карла VII (1445), королевских придворных и сановников, а в образе богоматери с младенцем, изображенной с французской смелостью и грацией, запечатлел облик возлюбленной короля Агнессы Сорель: «Мадонна с младенцем» (1450).

К XVI столетию заканчивается объединение страны. Франция постепенно становится одним из самых сильных государств Европы. Король Франциск I приглашает к своему двору великих итальянских мастеров: ученого, мыслителя, инженера и живописца Леонардо да Винчи и скульптора Бенвенуто Челлини. При их участии в долине Луары перестраивают и создают заново чудесные, полные своеобразной прелести и красоты замки, окруженные парками. Это Блуа, Амбуаз, Шамбор, Шенонсо, Азе ле Ридо, а также загородная резиденция французских королей – Фонтенбло. Над росписью парадных зал этого дворца под руководством итальянских живописцев Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо работает группа французских художников, создавших так называемую школу Фонтенбло. Однако не эта манерно изысканная и стилизаторски виртуозная школа определила искусство Возрождения во Франции.

Яркими представителями искусства французского Возрождения стали скульпторы Жан Гужон (1510–1564/1568) и Жермен Пилон (1536/1537–1590). Именно они выразили в своем творчестве чувство гармонии и ритма, чистоту стиля, которые станут в дальнейшем столь свойственны искусству Франции. Лучшее произведение Гужона – рельефы «Фонтана невинных» в Париже (1547–1549).

Глубокий интерес к человеческой личности в XVI в. проявился в реалистическом портрете. Французские художники достигли большого совершенства в создании карандашных портретов. Портреты были широко распространены и в других странах Западной Европы той поры, особенно в Германии и Нидерландах, но нигде не достигли такой точности и правдивости в передаче черт модели, такой строгой и ясной формы, как во Франции. Лучшими мастерами живописного и карандашного портрета XVI в. были Жан Клуэ Младший (1475–1540/1541) и его сын Франсуа Клуэ (1505/1510–1572).

Жан Клуэ Младший известен своими портретами Франциска I
(ок. 1530).

Франсуа Клуэ также изображал королей и вельмож: портреты Генриха II (1559), Елизаветы Австрийской (1571), Марии Стюарт (1560), Маргариты Валуа (1570), Гаспара Колиньи (1570) и многих других.

Изобразительное искусство Франции XVII столетия также представляет собой яркую страницу. В нем можно проследить различные противоборствующие направления. Придворные художники создавали свои работы для королевского двора, церкви и дворянства в пышной и витиеватой салонной манере. Другим направлением выступало реалистическое искусство, которое складывалось во Французских провинциях.

Феномен культурного развития, названный Ренессансом, охватил все западноевропейские страны. Несмотря на то, что каждая страна по-своему пережила время Ренессанса, все-таки можно говорить об объединяющих общих чертах культуры Возрождения:

– философия гуманизма;

– переоценка значения в социокультурном процессе индивидуума;

– новое мировоззрение, рождавшееся в упорной борьбе с застывшей традиционной церковной схоластикой.

Эпоха Возрождения заложила основы новой системы ценностей современной западноевропейской цивилизации.

 

Контрольные вопросы

1. В чем смысл названия эпохи?

2. Какова периодизация итальянского Возрождения?

3. В чем различие между Итальянским и Северным Возрождением?

4. Назовите главные произведения Джотто.

5. Назовите автора первой конной статуи эпохи Возрождения.

6. Кто является автором картины «Весна»?

7. Какая из скульптур Микеланджело стала символом Флоренции?

8. Назовите автора росписи потолка и западной стены Сикстинской капеллы.

9. Какие изменения произошли в архитектуре итальянского Возрождения?

10. Кого из известных архитекторов этой эпохи вы знаете?

11. Назовите самый знаменитый портрет эпохи Итальянского Возрождения?

12. В каких видах искусства работал Микеланджело?

13. Кого считают родоначальником масляной живописи?

14. Какая страна является родиной портрета?

15. Назовите отличительные черты искусства Босха.

16. Что является характерной особенностью искусства маньеризма?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...