Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение комического в журналистском тексте




 

«В разные времена разные люди смеялись над различными вещами, но это, не меняло главного - внутреннего единства смеха, дающего себя знать и в самых простых, и в самых сложных и тонких его проявлениях».

Английский психолог Ричард Уайсман, специализирующийся на изучении природы смеха, в ходе своих исследований определил два основных его момента - превосходство и несоответствие.

Слыша забавную историю из жизни, человек смеется, ощущая превосходство над главными действующими лицами этого рассказа. Человек начинает представлять, как бы он вышел из той или иной ситуации, что бы сказал или сделал. Разумеется, собственное поведение представляется ему более правильным и разумным, а значит, чувство превосходства над теми, кто не поступил так же, усиливается, и человек смеется. Услышав же что-то, лишенное, по мнению человека, логики, не имеющее смысла или хотя бы какого-то разумного объяснения, первой реакцией становится удивление от того, как такое вообще могло произойти. Кроме того по мнению психолога, смех дает возможность без лишнего страха взглянуть на серьезные вещи, ведь то, что вызывает у нас улыбку, не может представлять опасность.

Однако, смех не всегда вызывает только улыбку. В свое время Леонид Карасев, известный доктор философских наук, выявил, что смех обладает такой способностью, как вызывать стыд. Если над нами смеются, мы испытываем некоторую стыдливость. Поэтому неудивительно, что это качество смеха не редко используется, как нацеленный метод в обличении проступков и недостатках человека. При помощи смеха мы пытаемся пристыдить человека и дать ему возможность понять и исправить свои ошибки.

Граница между смешным и комическим крайне подвижна: явление, в определенных связях и обстоятельствах способное выступать как смешное, при других обстоятельствах может быть комично.

Комическое - это категория эстетики, выражающая в форме осмеяния исторически обусловленное (полное или частичное) несоответствие данного социального явления, деятельности и поведения людей, их нравов и обычаев объективному ходу вещей и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил. Другими словами, комическое - это некое явление действительности, которое возбуждает смех присущими ей нелепостями, несообразностями, несоответствием между сущностью и формой ее обнаружения. Роль журналиста состоит в том, чтобы показать объективное несоответствие содержания (объекта) с целью его осмеяния.

Это определение сходно с обозначением комического доктором филологических наук Юрием Боревым. По его мнению, комическое - это общественно ощутимое, общественно значимое объективное противоречие, в котором само это противоречие или одна из его сторон противостоит высоким эстетическим идеалам. Категория комическое применима, прежде всего, к человеку и его свойствам. Комичным может быть и выражение лица, и положение (ситуация), в котором человек оказался, и его жест или действие, и даже принадлежащий ему и соотнесенный с ним предмет.

Комическое - это утверждение или отрицание. А утверждение и отрицание всегда ведется от какой-то мерки. То, что соответствует ей, - одобряется, то, что не соответствует, - порицается.

Смешное есть конкретный случай комического, его явление. Комическое всегда объективная общественная ценность явления. Не все смешное комично, хотя комическое всегда смешно. Комическое в отличие от смешного может, соседствуя с трагическим, прекрасным, возвышенным, заполнять все художественное пространство текста, где-то обнаруживая себя явно, где-то оставаясь невыраженным, но имея при этом свои способы обнаружения. У смешного же есть свои границы, оно в большей степени связывается с каким-то событием, происшествием, эпизодом, конкретной ситуацией.

Области смешного и комического имеют общий смысловой фон, но различаются в некоторых частностях. Их можно представить как два почти совмещенных друг с другом логических круга. Узкая область смешного, выходящая за пределы комического, включает в себя смех, как чистое физиологическое явление, например, смех от щекотки или истерический смех. Область комического, выходящая за пределы смешного, включает в себя явления, в большей или меньшей степени соответствующие структуры комического, но не вызывающие явной смеховой реакции. К этой области можно отнести резкую обличительную сатиру, намеки, некоторые остроты, исторически обусловленное комическое.

Существует несколько теорий, которые рассматривают комическое или как чисто объективное свойство предмета, или как результат субъективных способностей личности, или как следствие взаимоотношений объекта и субъекта. Эти три различных методологических подхода к трактовке природы комического и порождают все видимое в теоретической литературе многообразие концепций комического. Это многообразие польский эстетик Б. Дземидок в книге «О комизме» систематизирует вокруг шести генеральных типологических моделей комического.

.   Теория отрицательного свойства объекта осмеяния (Аристотель) и ее психологический вариант - теория превосходства субъекта над комическим предметом (Т. Гоббс, К. Уберхорст).

.   Теория деградации («Поводом к смешливости является принижение какой-нибудь значительной особы»). Эту теорию сформулировал английский психолог первой половины XIX века А. Бэн.

.   Теория контраста (Жан Поль, И. Кант, Г. Спенсер), («Смех естественно возникает, когда сознание внезапно переходит от вещей крупных к малым»). Причина смеха в несоответствии ожидаемому (Т. Липис, Г. Хоффдинг).

.   Теория противоречия (А. Шопенгауэр, Г. Гегель, Ф. Фишер, Н. Чернышевский).

.   Теория отклонения от нормы (комично явление, отходящее от нормы и нецелесообразно и нелепо разросшееся) немецкого эстетика К. Гросса, французского теоретика Э. Обуэ и С. Милитона Нахама.

.   Теория пересекающихся мотивов, в которой выступает не один, а несколько мотивов, объясняющих сущность комического. Эта группа широкого объема: А. Бергсон, З. Фрейд, А. Луначарский и другие.

Вообще, комический жанр, как один из разновидностей публицистики, играет не маловажную роль в отображении значительных событий социально-политической жизни. В отличии от всех остальных жанров, которые требуют точности высказывания и достоверности фактов, комический отображает суть проблемы при помощи смеха и зачастую вымысла автора.

Изо дня в день печатные издания освещают текущую жизнь и события, происходящие в мире. Нередко материал, который насыщен фактами, актуален, затрагивает важные вопросы, но при этом не интересен, скучен и после прочтения попросту не запоминается читателем. В данном случае я полностью согласна со следующим высказыванием. «К несчастью, несмотря на внешний блеск, журналистика трактует эти по существу интересные темы абсолютно неинтересным, поверхностным образом. Больше того, она занята фиксированием истории изо дня в день; она не может позволить себе задержаться на каком-либо отдельном эпизоде. То же происходит и с читателем. Даже если бы ежедневная газета была написана хорошо, сама ее ежедневность уже исключала бы возможность запоминания хотя бы нескольких фраз с ее страниц».

Важно понимать, что помимо правдивости и актуальности, газетный текст должен быть ярок, выразителен, написан хорошим литературным языком. Для того, чтобы донести информацию до читателя, вызвать в нем ту или иную реакцию, заставить посмотреть на ситуацию с другой стороны журналист нередко прибегает к использованию в тексте различных комических приемов и средств выразительности языка. Кроме привлечения читателя к материалу, комические приемы используются и для обличения общественных пороков, недостатков и аморального поведения. Однако, в этом случае необходимо весьма внимательно подходить к использованию комического в тексте при обличении каких бы то ни было явлений.

По мнению Владимира Проппа, выдающегося русского фольклориста, непонимание специфики комического может привести к недоразумениям в толковании того или иного факта. Издавна люди стали высмеивать человеческие недостатки и слабости: рассеянность, глупость, неловкость, хвастовство. Все это комично при условии, если не вызывает страданий человека и не опасно для него и окружающих. Для того чтобы эти и другие недостатки стали смешными, необходимо их увидеть или представить в смешном виде. Комический эффект возникает только при определенных условиях. Многие считают недостатки людей комичными, но стоит учитывать, что недостатки могут и не быть комичными. Нужно еще установить, какие именно недостатки и в каких условиях или в каких случаях могут быть смешными и в каких нет. Это требование можно обобщить и сказать: беря любой факт, случай, вызывающий смех, исследователь всякий раз должен ставить вопрос о специфическом или неспецифическом характере изучаемого явления и о причинах его. Поэтому в каждом отдельном случае надо определять специфику комического, надо проверять, в какой степени и при каких условиях, всегда или не всегда одно и то же явление обладает комизмом.

Комическое в жизни многообразно, в зависимости от того, над чем смеются, возникает множество оттенков - от шутки и юмора, смеха беззлобного, до беспощадной, безжалостной сатиры, разоблачающей отвратительные явления жизни. Стоит отметить, что какие бы мы ни брали комические произведения или комические события в самой жизни, в них всегда есть не только смех, но и определенная оценка того, над чем мы смеемся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...