Комическое в журналистском тексте на примере нижегородской газеты «Новое дело»
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Как уже говорилось ранее, использование комических жанров в публицистике прерогатива преимущественно центральных изданий. Однако, нередки случаи, когда и местные региональные издания используют при освещении той или иной темы комические жанры (яркие примеры ивановской и саратовских газет, о которых говорилось в упоминалось в части 2.1. этой главы). В Нижегородской области также существует печатное издание, которое еженедельно публикует на своих полосах сатирические статьи, которые затрагивают самые актуальные темы, происходящие не только в области, но и во всей стране. Газета «Новое дело» появилась в Нижнем Новгороде 2000 году. Имея общественно-политическую направленность, издание достаточно быстро завоевало любовь читателей, и стала одной из ведущих газет города и области. Основными темами, которые постоянно озвучиваются в газете, являются жизнь простых нижегородцев, городские проблемы, освещение деятельности городских и областных властей, а также тематики развлекательного характера и истории из жизни звезд. Начиная с 2006 года в газете «Новое дело» стала выходить рубрика «Анализы недели». По идее эта рубрика должна была высмеивать пороки общества, грубые и глупые ошибки представителей власти (не делая исключения ни для городских, ни для областных, ни для руководителей страны). Редакция выбирала одно наиболее значимое событие, произошедшее за последнюю неделю и обрисовывала его в художественно-комической форме. Особенностью этих сатирико-юмористических текстов стало то, что в них всегда есть сюжет, основанный на сказках, фильмах, истории и прочем. Кроме этого фамилии и имена героев здесь также изменяются (в них переставляются буквы, как например Вадим Буавинов, вместо Булавинова, тем самым не идет прямое указание на персону, но и читатель понимает о ком идет речь). Эти статьи можно сравнить отчасти с уже указанными ранее статьями-фельетонами авторства Титуса Советологова, так как все статьи этой рубрики выходили исключительно за подписью различных псевдонимов (Анализы сдавал: Боевой товарищ, Вальтер Скот, Поручик Ржевский и т.д.). Однако разительное отличие от советологовских в текстах «Анализов недели» заключалось в том, что они не создавались в фельетонном или памфлетном жанре, в них не было уничижительных подколов над героями и желания унизить кого-либо. Здесь существовал добрый юмор и безобидная насмешка.
Итак, к примеру в первом статье «Анализов недели», вышедшую 12 января 2006 года, которая называлась «Смело, товарищи в Чухче!» (см. приложение №13). Здесь описывалась такая проблема, как то, что после новогодних праздников, журналистам запретили посещать оперативные совещания городской администрации. Газета не замедлительно среагировала на это статьей в «Анализах», обыграв ситуацию с введением этого нелепого запрета. Главным образом в статье, благодаря безудержной авторской фантазии, была описана ситуация в результате которой все это и произошло. Если кратко, то после общения мэра с представителями Кореи (встреча действительно имела место быть) Вадим Булавинов якобы увлекся идеей чучхе, северокорейской идеологией, по которой человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира, в результате чего и ввел эти запреты. «А чтобы империалистические разведки и прочие буржуазные ищейки не пронюхали об этом, он запретил пускать на заседание ячейки представителей так называемой «свободной прессы», являющейся, как известно, продажной девкой мирового капитализма». Статья в целом безобидная и не может не вызвать улыбку, как у читателей, так, как мне кажется, и у самих действующих лиц. Автором этого опуса стал некий Мао Д.
В статье «Правоверные прорабы» (см. приложение №14), от июля 2007 года, затрагивается животрепещущая проблема того лета, когда реставрировали главную улицу Нижнего Новгорода. Автор статьи, оформленной в стиле письма, секретный агент «Аль-Каиды», который пишет из Нижнего Выгорода бен Ладену. Он сообщает о том, что власти этого города сами устроили такую вакханалию, что обрекли горожан и гостей города на большие неудобства. Здесь автор намекает, что городские власти по хлеще самых настоящих террористов. Парадируя речь иностранца, иронизирует над необдуманным решением властей ремонтировать улицу в самый пик туристического потока. Вообще стоит отметить, что первое время в рубрике «Анализы недели» публиковались комические зарисовки о городских властях, но в скорее стали появляться статьи и о чиновниках высшего ранга. Так, к примеру, в статье «Всадники ночи» (см. приложение №15) от 14 июня 2007 года главным действующим лицом стал Борис Грызков прототип Бориса Грызлова, который является председателем госдумы. В этой статье он предстает перед читателем, как шериф народно-политической организации «Ядрёная Россия». Проблемой, которая поднимается в статье, становится мигалки на машинах российских чиновников. Ситуация в статье, автором которой является Майн Рид, доводится до абсурда. Лихо закрученный сюжет, в котором герои ищут таинственного всадника, который цепляет по ночам на машины чиновников мигалки. Здесь присутствует пародия на американские фильмы, а также явная ирония по поводу не действительности всех приказов об отмене мигалок на машине чиновников, которые озвучивались правительством. Известное многим нижегородцам пристрастие мэра Нижнего Новгорода «закатывать все улицы брусчаткой» также отразилось в одной из сатирических статей «Анализов недели». В «Брусчатке обыкновенной» (см. приложение №16) автор, который представляется рекламным агентом, рассказывает об уникальных и даже чудодейственных свойствах брусчатки, в стиле рекламных сообщений «Магазина на диване». Правильно проведенная параллель весьма тонко намекает о навязчивом желании властей, которые скорее всего преследуют корыстный интерес (для этого и взята за основу реклама, которая ставит своей основной целью обогатить компанию), укладывать брусчаткой чуть ли не подъезды в домах. При этом не начиная с 2006 года, рубрика продолжает выходить и по сей день, в еженедельнике «Новое дело». При этом рубрика никогда не становилась причиной конфликтов между редакцией и героями статей, которые узнаваемы читателем, несмотря даже на изменения имен. Возможно, причина как раз в этом, то что, по сути, тому же самому Вадиму Булавинову не к чему выразить претензии, так как, напечатанное в статье имя не совпадает. Предъявить претензии, основываясь лишь на догадках и совпадениях, невозможно. Однако не только это стало причиной того, что рубрика имеет большой успех у читателя и существует в газете так долго. На мой взгляд, причина в способе подачи сатирического материала, который был избран редакцией.
Для того, чтобы понять к какому жанру (памфлету или фельетону) можно отнести публикации в рубрике «Анализы недели» я обратилась к главному редактору газеты «Новое дело». Однозначно сказать, что статьи, публикуемые в рубрике «Анализы недели» являются фельетоном нельзя, - пояснил главный редактор «Новое дело» Юрий Владимирович Ищенко. Эти статьи некая модификация фельетона, которые содержат больше юмор, нежели сатиру или сарказм. Главная задача этих публикаций не в том, чтобы принизить или оскорбить человека, а посмеяться добродушно над его проступками и нелепыми действиями. Если изучить все статьи данной рубрики, то им в действительности в большей степени присущ юмористический оттенок. Умение удержать равновесие в своих текстах, обличить пороки и глупость так, чтобы не перейти грань, не сделать статью грубой, бьющей в лоб. В «Анализах недели» существует этот баланс, благодаря которому статьи выпускаются на самые разнообразные тематики, в том числе и политической направленности, остаются понятными и смешными читателю, но в то же время не являются уничижительными по отношению к героям статей.
В ходе проведения практической части работы и мониторинга печатных СМИ, в число которых входили федеральные («Огонёк», «Известия», «Независимая газета», «Газета»), региональные («Курсив», «Саратовский репортер») и местные нижегородские издания («Новое дело»), а также публикаций в интернете, было сделано несколько основных выводов. Исследование показало, что в современных печатных изданиях существует тенденция к написанию в большей степени юмористических материалов. Сатирические статьи, которые критикуют политиков и чиновников, начиная с 2000 года, заменяет юмористические материалы социально-бытового характера. Причиной, по которой происходит подобное замещение, является введение негласной, но достаточно жесткой цензуры. С приходом к власти В.В. Путина, сатирические публикации практически полностью исчезают из печатных СМИ страны. Однако, даже если и появляются, какие бы то ни было сатирические материалы, высмеивающие власть, то авторы статей и редакция может поплатиться за них (ивановская газета «Курсив» и саратовская газета «Саратовский репортер»). В результате поиска и анализа сатирических материалов в интернете выяснилось, что в отличие от печатных изданий сатира активно живет в интернет пространстве. Мониторинг показал наличие в интернет-пространстве огромного числа сайтов, на которых представлены сатирические статьи, анекдоты, карикатуры и даже комиксы на первых лиц государства и других крупных чиновников. В ходе исследования был сделан вывод о том, что главная идея сатиры, а именно обличать пороки при помощи осмеяния, находит свое продолжение и возможность для развития, в нынешнее сложное для нее время, в недрах интернета.
Заключение
В ходе дипломной работы «Комическое (сатира, юмор, ирония) в журналистском тексте» были выявлены и проанализированы основы формирования комического жанра, найдены отличия между понятием комического и смешного. Кроме этого были структурированы основные теории развития комического жанра, а также выделены наиболее важные этапы в истории развития комического жанра. Было определено также, что не маловажным в создании того или иного комического текста и достижения желаемого результата (осмеяния и порицания при помощи смеха) является используемые в нем специальные приемы и жанры. В практической части работы были проанализированы многочисленные печатные издания и публикации, в том числе и Нижегородской области. Были исследованы статьи, в которых присутствовал юмор, сатира, сарказм при освещении той или иной проблематики, был проведен анализ подачи материала. Было выявлено, что основное назначение комического жанра состоит в том, чтобы исправлять нравы, делать людей добрее, указывать на их ошибки, но при помощи улыбки и смеха. Зло, ханжество и прочие человеческие недостатки нельзя победить срубив эти пороки на корню, можно постепенно удалять сорняки этих пороков, высмеивая и пристыжая тем самым людей подверженных им.
Исследования показали, что основу сатирической журналистики образуют события, ежедневно происходящие в нашей жизни, которые зарождают чувства ненависти и неприязни к отрицательным явлениям времени, деяниям и поступкам отдельных людей и т.д. Авторы порой, избрав предметом сатиры и юмора конкретные события, темы, используя общепринятые способы художественного изображения, выявляют социальную сущность проблем и выставляют ее на показ перед читателями. В ходе проведенной работы была определена необходимость использования комических приемов преимущественно в тех ситуациях, когда отсутствует возможность отреагировать на ту или иную ситуацию на прямую. В результате выполнения дипломной работы был сделан вывод о том, что комического в журналистском тексте является словесным оружием против человеческих пороков, болезней общества, и всяческого абсурда, глупостей и несуразностей. Однако в ходе анализа ряда изданий было также выявлено то, что, несмотря на отсутствие цензуры, сегодня сатирические жанры все же находятся под негласным запретом в современной журналистике. Жесткую сатиру замещает юмор, который лишь подшучивает над тем или иным проступком, но не обличает пороки и проступки. Несмотря на это актуальность комических видов в современной журналистики, не угасает, а как раз наоборот, становится более популярной. Несмотря на это постепенно выявляется альтернативный вариант для развития комических жанров. В ходе исследования было установлено, что сатира продолжает жить, уходя с телевидения, печатных страниц на страницы многочисленных интернет-сайтов. Мониторинг интернет пространства показал, что наиболее едкие сатирические статьи, анекдоты, заметки публикуются именно в электронной сети. Интернет стал неким подпольем, где ежедневно выкладываются сотни сатирических статей. В интернет пространстве встречаются и постоянные сайты, которые пишут в сатирико-саркастическом ключе о власти и становятся для своих читателей по сути единственной возможностью оценивать происходящие события с изнанки и при помощи осмеяния порицать противоестественные обществу действия. Стоит отметить, что благодаря интернету сатира находит новый путь для своего развития. В отличии от всех предшествующих этапов, когда сатира просто переставала существовать на какое-то время, сейчас есть возможность ее реализации через интернет, который в добавок ко всему обладает оперативной реакцией на происходящее. Гипотеза исследования, которая была поставлена в начале данной дипломной работы предполагала возможность перехода сатирического жанра из печати в интернет пространство. Исходя из вышесказанного, можно считать, что гипотеза исследования доказана. комический журналистский газета интернет Литература
1. Аверинцев.С.С. Бахтин, смех, христианская культура. - В кн.: М.М. Бахтин как философ. М., 1992 2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. . Беззубов А.Н. Стилистические приёмы газетной речи. СПб., 2000. . Бергсон А. Собрание сочинений. т. 5. СПБ, 1914 . Блюм А. Советская цензура в эпоху тотального террора: 1929-1953. - СПб., 2000. . Богданов Н.Г., «Справочник журналиста» Лениздат. - 1971 . Большой толковый словарь русского языка / Под. ред. Кузнецова С.А.М., 2000. . Борев Ю.Б. О комическом, М., «Искусство», 1957 . Борев Ю.Б. Сатира // Теория литературы / Под ред. Г.Л. Абрамовича. М., 1964. . Борев Ю.Б. Эстетика Учебник. М., «Высш. шк.», 2002 . Большой толковый словарь русского языка / Под. ред. Кузнецова С.А.М., 2000. . Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., изд-во Высшая школа, 1971 . Дмитриев А.В. Социология юмора. Очерки. М., 1996 . Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): Учебно-методический комплект. - М.: Флинта: наука, 2000 . Журбина Е.И. Искусство фельетона. - М., 1965. . Заславский Д.И. Фельетон в газете. М., 1952. . Е.А. Земская. Речевые приемы комического в советской литературе. Сб. «Исследования по языку советских писателей». - М., 1959 . Карасев Л.В. Лики смеха // Человек. - 1993. - №4. . Карасев Л.В. Парадокс о смехе // Вопросы философии. - 1989. . Карасев Л.В. Философия смеха. М., 1996 . Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001. . Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.: Учебное пособие для вузов. - М.: «Аспект Пресс», 2001 . Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб., 1998. . Махонина С.Я. Русская журналистика начала XX века. - М., 2004. . Мысляков В.И. Искусство сатирического повествования. Саратов, 1966. . Нариньяни С.Д. Со спичкой вокруг солнца: Фельетоны. М., 1975. . Николаев Д. Смех - оружие сатиры. - М., Искусство, 1962 . Новиков В.И. Бурлеск и травестия // Новиков В.И. Книга о пародии. М., 1989 . Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Научная редакция, комментарии Ю.С. Рассказова, изд «Лабиринт», М., 1999. . Озмитель Е.К. О сатире и юморе. - Л., 1973 . Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917-90-е гг.): Учебное пособие / Под ред. Я.Н. Засурского. - М., 1999 . Солганик Г.Я. Общие особенности языка газеты. М, 1980. . Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. С-Пб, 2000. . Тертычный А.А. Жантры периодической печати. Учебное пособие, М.: Аспект Пресс, 2000 . Учёнова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества М., 1982 . Хаксли О.Л. Писатели и читатели «Иностранная литература» 1998, №4 . Ямпольский И. Сатирическая журналистика 1860-х годов. М., 1964.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|