История развития комических жанров в журналистике
Возникновение в России комического жанра можно отнести к эпохе Екатерины II. Именно в этот период, с 1769-1774 гг., в русской журналистики появляются многочисленные сатирические журналы. Связано это было, прежде всего, с тем, что впервые был выпущен сатирический журнал «Всякая всячина», который выходил под руководством самой императрицы. Основной целью данного издания было обличение пороков, но без конкретики, указывающей на важные государственные персоны, и без обличия недостатков государственно-социального строя страны. Выход этого журнала способствовал резкому увеличению количества сатирических изданий. Вслед за ним появляются «И то, и сио», «Ни того, ни сего», «Поденьшина», «Смесь», «Трутень», «Приятное с полезным», «Адская почта». Однако, они уже более агрессивны, в них уже нет схематичности и абстрактности, статьи указывают на конкретную личность, полны дерзких намёков. Журналы целили в определённые личности, и даваемые ими условные имена превращались в условленные обозначения определённых лиц. Такая сатира на «лица» не могла не возмутить Екатерину, и начинается длительная и ожесточённая полемика. Этот спор постепенно превращался в борьбу за свободное общественное мнение, за право писателей быть рупором интересов народа, а затем незаметно, но неизбежно перешёл в борьбу с самодержавием, точнее, с Екатериной II, как с нарушительницей идеала истинно добродетельного государя. В этих изданиях начинают подниматься вопросы о положении крестьян, кроме этого, затрагиваются такие темы, как борьба с бюрократией, чиновничьим ханжеством и самодурством. Именно с этого момента и начинается стремление бороться с отрицательными явлениями тогдашней действительности с помощью сатиры, происходит зарождение комических жанров в журналистике. Однако, уже к 1770 году интерес к сатирическим журналам резко падает. Причиной этому становится то, что произошло сокращение круга разрешённых тем, которые не могли уже так занять публику, как раньше. Начавшаяся свобода слова, не успев выступить в полную силу, была пресечена на корню, сатирическая журналистика прекратила свое существование.
Следующим этапом появления сатирических материалов в российских печатных изданиях, который хотелось бы отметить, стал период правления Александра II. Это время можно назвать расцветом фельетонного жанра. Стали активно выпускаться сатирические и юмористические журналы. Лидером стал радикальный журнал «Искра», редактировавшийся поэтом В.С. Курочкиным и карикатуристом Н.А. Степановым. Кроме «Искры», стали печататься «Гудок», «Будильник», «Осколки» и «Стрекоза». В руках революционных демократов сатирическая журналистика была сильным средством борьбы против крепостничества и либерализма за освобождение страны от рабства и угнетения. Характеристики эти в большей мере можно отнести также к известным либерально-буржуазным журналам, возникшим в конце 50-х годов, - «Весельчаку» и «Развлечению». Конечно, в литературном отношении они были значительно выше, но мелкотемье и беспринципность сводили на нет общественный вес издания такого типа. На страницах «Развлечения» появились весьма безобидные, но все же обличительные материалы. Прохаживаясь по адресу чиновников, полиции, робко говоря о взятках, рассказывая о грубом разгуле фабрикантов и купцов, журнал отдавал дань времени. Когда обстановка в стране изменилась, критические заметки исчезли, и с 1864 г. «Развлечение» сделалось заурядным обывательским журналом. Даже цензурное ведомство отмечало, что в его направлении не проглядывает ничего «злонамеренного, антирелигиозного или противоправительственного», статейки же «нравственны и благонамеренны». Карикатуры «Развлечения» всегда были бледны и несамостоятельны. Еще одним заметным сатирическим изданием стало приложение к журналу «Современник газета «Свисток». Газета состояла из юмористических литературных произведений и критических статей, заметок. Также в газете постоянно печатались карикатуры. Уже первый номер «Свистка» имел успех, о нем заговорили, сатирические стрелы точно попали в цель. По своему идейному содержанию «Свисток» был тесно связан с публицистикой «Современника». Фельетоны, сатирические куплеты, стихотворные пародии «Свистка», отмеченные настоящей политической остротой, посвящались злободневным вопросам. Главными из них были: борьба с либерализмом, критика социально-политического строя России, высмеивание «чистой поэзии» дворянского толка. И «гласность», и «обличительная литература», столь распространенные в 60-е годы, были рассчитаны лишь на то, чтобы мелкими усовершенствованиями «заштопать», «улучшить» государственный строй России. Либеральные деятели с помощью «гласности» старались создать видимость оппозиционности монарху и тем завоевать доверие народа.
Конец второго ледникового периода обозначен точкой в 1905 году. На рубеже XIX-XX вв. периодическая печать в России находилась под жестким гнетом цензуры, деятельность которой определялась утвержденным еще в 1865 г. Недовольство самодержавием, протестные настроения, вызревавшие в русском обществе, промышленный кризис, рост рабочего, крестьянского, национального движений, студенческие волнения - все это приводило к политизации жизни страны, увеличению числа организаций, оппозиционных власти. Нарастание революционных событий в стране требовало осуществления серьезных изменений во внутренней политике российского самодержавия. Осознание необходимости свободы слова стало проникать во все слои российского общества. Даже представители правящих кругов стали высказываться в пользу избавления прессы от жестких цензурных оков. Но кардинально ситуация поменялась только после октября 1905 г. В царском Манифесте от 17 октября 1905 г. было объявлено о непреклонной воле государя «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», а вскоре были введены новые «Временные правила о периодической печати». Правовое положение прессы кардинальным образом изменилось, что привело к сущностным переменам во всей системе печати, открыло качественно новый этап в развитии русской прессы.
Количество газет и журналов в 1905-1907 гг. по сравнению с началом века возросло более чем в 3 раза. Эпоху 1905 г. можно обозначить, как новый расцвет сатирической прессы. Имея различную политическую ориентацию, сатирические журналы и газеты одинаково остро выступали против самодержавия и его догматов, против царя и его министров. В таких изданиях, как «Пулемет», «Жало», «Бич», «Жупел» и др., выходивших как в столице, так и в крупных провинциальных городах, выступали в качестве авторов М. Горький, А. Куприн, Н. Теффи, И. Бунин, К. Чуковский и др. В период революции 1905-1907 гг. в России развивается и политическая карикатура - «высший жанр этого вида искусства». Среди большого числа политических рисунков особое место занимает и впервые появившаяся в России карикатура на духовенство Русской православной церкви, царя и чиновников. Однако в скором времени жесткое вмешательство власти привело к тому, что ряд сатирических изданий было закрыто. Лишь в годы общественного подъема 1910-х годов начинается новое оживление русской сатирической журналистики. Целое направление в русской сатире тех лет обозначили журналы «Сатирикон» (редактором которого являлся Аверченко А.) и «Новый Сатирикон». Эти журналы сочетали в себе, как политическую сатиру, так и безобидный юмор. Следующим этапом стало период гражданской войны. С апреля 1918 г. в Петрограде начинает выходить еженедельный журнал сатиры и юмора под названием «Гильотина». Главной целью издания стала борьба с антисоветскими элементами, оказывавшими открыто или исподтишка сопротивление мероприятиям Советской власти. Кроме этого с августа 1918 г. регулярный выпускается еженедельное сатирическое приложение «Красная колокольня» в «Красной газете». Работа этих изданий была направлена на борьбу с остатками буржуазии.
Одним из самых известных сатирических изданий стал журнал «Крокодил», основанный в 1922 году. Одновременно с ним появляетс большое количество других сатирических журналов, таких как «Заноза», «Прожектор» и другие. После массовой политико-идеологической атаки на «буржуазную сатиру», соответствующих цензурных запретов, с 1930 года «Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом. Уже во второй половине 30-х годов под влиянием культа личности сатира теряет свое главное достоинство - конкретность, все дальше отходит от постановки острых и актуальных проблем хозяйственной жизни. На смену острому фельетону, критическому сигналу с места приходит юмористический рассказ, осторожная аллегория, легковесная шутка. Сатира на конкретных носителей зла подменяется обличениями несущественных недостатков, бытовизмом, перестает активно вторгаться в жизнь. Грозный смех сатирика-борца вытесняется, таким образом, облегченным юмором, довольствующимся мелкими фактами и явлениями, которые отнюдь не определяли исхода борьбы нового со старым, отживающим свой век. С началом Великой Отечественной войны советская сатирическая периодика в ее прежнем виде и качестве фактически перестает существовать. В советском тылу продолжают издаваться небольшими тиражами только два журнала: «Крокодил» и грузинский «Нианги». Сатира подчинена теперь одной цели - истребительной войне с фашистскими захватчиками. Вновь, как и в годы гражданской войны, острое перо сатирика и карандаш карикатуриста утверждаются на страницах центральных, фронтовых и армейских газет, в агитационных плакатах. Широкое распространение получают сатирические листки и бюллетени, издававшиеся в прифронтовой полосе. Продолжение сатирический традиций последовало в 1948 году, когда коммунистическая партия поставила специфические задачи перед журналом «Крокодил». Журнал должен был стать оружием сатиры, обличать «расхитителей общественной собственности, рвачей, бюрократов, проявления чванства, угодничества, мещанства»; своевременно откликаться на злободневные международные события, подвергать критике «буржуазную культуру Запада, показывая ее ничтожество и вырождение» С начала 50-х годов становится обязательным показ какого-либо отрицательного факта как единичного, изолированного, как случая из ряда вон выходящего. Проявившуюся тенденцию объясняют тем, что пережитков старого мира становится все меньше, вокруг живут честные советские труженики, которые только через прессу могут познакомиться с вопиющими случаями безобразия, оставшегося еще в каких-то затерянных уголках СССР.
В середине 50-х годов фельетон начинает тяготеть к обобщению. Это происходит благодаря появившейся после 1953 года возможности говорить хотя бы вполголоса о том, о чем раньше и подумать было страшно. К началу 60-х можно было писать не только о единичных фактах. За нарушение этих правил следовало ужесточение цензуры. В 70-е и 80-е годы комические положения, юмор ситуаций все чаще уступают место ассоциации, парадоксу, лирическим отступлениям, цитатам из текстов художественной литературы. В постперестроечные времена сатира вновь набирает свои обороты. 12 июня 1990 года Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», в котором было прямо указано, что «Цензура массовой информации не допускается». После падения КПСС и распада СССР, в начальный период (1991-1993 гг.) правления Президента Б.Н. Ельцина, уровень свободы на СМИ оставался на уровне 1990-1991 г. Распад СССР во многом повлиял на развитие сатиры в стране. Неустойчивое положение страны привело к частичной потере контроля над прессой и ТВ. Большинство сатириков, которые не могли ничего сказать во время СССР, получили свободу и свободно высмеивали обстановку, происходящую в стране, включая самого президента Бориса Ельцина, который никак не ограничивал сатириков. Центральное телевидение регулярно озвучивало критику действий чиновников всех рангов и других государственных служащих. Канал НТВ стал местом политической сатиры. В 1994 вышла программа «Куклы», в 1996 году - программа «Итого». Создателем этих программ был Виктор Шендерович, человек, который внес безусловный вклад в развитие российской сатиры. Программы смело и жестко высмеивали все проблемы России и пользовались большим успехом. С отменой цензуры журналисты затрагивали тему контроля общества над силовыми структурами, давали новый взгляд на историю царской России, Февральской, Октябрьской революций, Гражданской войны, ленинских и сталинских реформ и репрессий, Великой отечественной войны и других событий советского периода. Во многих печатных изданиях, помимо многочисленных анекдотов и карикатур на новых русских, появляются также аналогичные материалы на Горбачева М. и Ельцина Б. Помимо политической тематики, актуальными продолжают оставаться темы взяточничества, коррупции, бытовые и другие темы. Некоторые журналистские материалы переходили грань сатиры и уже звучали как явный сарказм. Однако, руководство страны не долго примирялось с этим. В скором времени начали сниматься с эфира многие телепередачи, критикующие власть, и такого же рода газеты закрывали свои редакции не по доброй воле. Тем не менее сатирические материалы о власти, чиновниках и прочих деятелях все же продолжали появляться на страницах многих газет. Подводя итог первой части дипломной работы можно выделить несколько моментов, которые помогают в формировании представления о комическом в журналистике. В ходе работы над теоретической частью была определена разница между комическим и смешным, которые при всех своей схожести (осмеяние) преследуют разные цели и используют для этого разные приёмы. Цель комического текста в журналистике не просто вызвать смех, но заставить задуматься о проблеме, явлении, противоречащем привычным устоям общества. Учитывая тот факт, что понятие комическое не одно столетие изучается многими филологами, сатириками и психологами, были структурированы теории типологических моделей комического. Были рассмотрены теории Аристотеля, А. Гоббса, А. Бэна, И. Канта, А. Шопенгауэра, Э. Обуэ, А. Бергенсона. Также были подробно изучены и выявлены наиболее часто используемые виды и приемы, при помощи которых создаются комические публикации. Среди выявленных видов можно назвать такие виды комического, как юмор, сатира, ирония, сарказм. Что же касается приёмов, создающих комическое в тексте, то к ним можно отнести каламбур, иронию-троп, гиперболу, литоту, гротеск, алогизм, бурлеск, метафору, парадокс, оксюморон, пародию и карикатуру. Не смотря на разнообразие комического жанра (сатирические заметки, анекдоты и прочее) его основу составляют фельетон и памфлет, целью которых является бескомпромиссное и жесткое обличение пороков общества. Различие между этими двумя жанрами заключается в том, что фельетон обличает недостатки людей, действия одного конкретного человека или компании. Памфлет же обрушивает комическую критику в сторону политического строя в целом или его отдельных сторон. В первой части дипломной работы было уделено внимание истории развития комического жанра в журналистике. В ходе рассмотрения этого вопроса было определено, что появление комическое в журналистском тексте можно с уверенностью отнести к эпохе правления Екатерины II (1769-1774 гг.), которая по сути была родоначальницей этого жанра в своем журнале «Всякая всячина», где без конкретики обличала пороки общества и чиновников. Постепенно комический жанр приобретает все большую популярность, за счет того, что благодаря ему высмеивались пороки многих известных людей, их проступков и нелепых действий. Его актуальность и по сей день продолжает сохранять лидирующие позиции. Однако при изучении истории развития комического жанра было выявлено то, что очень часто он находился под запретом. Основной причиной этого становилось то, что комические выпады и критика подрывали авторитет власти, которой все это было не угодно. Кроме этого стоит отметить, что в основном рост числа комических публикаций можно заметить в период борьбы за власть (период революции 1905-1907, гражданская война 1918 г., период перестройки). Однако актуальность комических текстов остается и в обычное время, когда объектом порицания выступает не столько политические деятели, сколько общие сложившиеся негативные и не приемлемые обществом ситуации и проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|