Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое задание 7. Представьте пути саморегулирования мотивации.




Практическое задание 7. Представьте пути саморегулирования мотивации.

Саморегуляция слагается из трех процессов:

самонаблюдения (отслеживание своего поведения);

самооценки (суждение о себе);

самореагирования (побуждение себя)

1. Самонаблюдение. Прежде чем изменить свое поведение, мы должны его осознать. Для этого необходимо отслеживать свои действия - чем систематичнее это происходит, тем быстрее мы их осознаем. Внимательно следя за результатами, мы ставим перед собой цели, позволяющие планомерно усовершенствовать их.

Желая, например, улучшить свои социальные навыки, мы для начала составим список того, что делаем при таких обстоятельствах (например, делаем комплименты, критикуем, жалуемся). Затем станем наблюдать, сколь часто поступаем так и при каких условиях.

Наконец, определяем для себя цели, которые помогут нам стать такими, какими мы хотим быть.

Самоценна. Следующий этап — решить, соответствует ли то, что мы делаем, желаемомуили, другими словами, нашим личным стандартам. Последние формируются на основе информации, получаемой от ценимых нами людей. Заметьте, что мы отнюдь не пассивно перенимаем стандарты окружающих. Их поведение и его результаты тщательно анализируется нами. Например, мы спрашиваем себя, стоит ли критиковать тех, с кем хотелось бы дружить.

Согласно социально-когнитивной теории, большинство из нас обладают обширными знаниями о том, как лучше всего действовать, чтобы добиться определенного результата, но не имеют четких представлений о совершаемом нами в настоящий момент. Вот почему следует начать с самонаблюдения. Осознав свое поведение, следует определить, стоит ли его изменять.

Оценив последствия, возможно понять, хотим ли мы этого. Поразмыслив над последствиями своего поведения, мы сможем определить, не свойственна ли нам чрезмерная критичность или неоправданная пассивность.

Решив, как же надо поступать, мы ставим перед собой некую цель, а затем пытаемся добиться соответствия ей своего поведения. Оценивая себя далее, сможем понять, на правильном ли мы пути.

Самореагирование. Выносимые о себе самом суждения обычно сопровождаются определенными аффективными реакциями. Когда мы добиваемся успеха или когда у нас все в порядке, мы испытываем удовольствие или удовлетворенность. Столкнувшись с неудачей или затруднениями, мы переживаем негативные эмоции или недовольство. Это заставляет нас задаться более смелыми целями или отказаться от уже поставленной.

Чтобы достичь их, нам необходимо избрать действия, которые породят позитивноесамореагирование, и не совершать тех, какие вызовут негативное. Если удовлетворенность собой зависит от приближения к определенным целям, мы стремимся их достичь. Те, кто способен управлять своей мотивацией, эффективно используют самопобуждение: например, удовлетворенность собой сочетается у них с выполнением определенных действий, необходимых для достижения поставленных целей.

Практическое задание 8. Выявите особенности взаимодействия педагога и ученика в зависимости от акцентуации последнего.

Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас можно определенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В связи с этим особое значение следует придавать характеру взаимоотношений между учащимися, родителями и учителями в этот период развития ребенка и не приписывать некоторые его поведенческие реакции лишь недисциплинированности и негативной учебной мотивации.

В работе с гипертимами следует учитывать их большую подвижность, активность, склонностьк озорству, неугомонность, общительность и болтливость. Проявляются эти особенности характера в виде неусидчивости и недисциплинированности, что нередко вызывает недовольство и резкую реакцию педагогов, а как следствие – негативное отношение к таким детям. Следует иметь в виду, что особые трудности у таких учащихся возникают в случае строгой регламентации, жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля. Гипертимы входят в пятерку наиболее «рискованных» подростков и прочно занимают лидирующее положение по критерию делинквентности (76% правонарушителей).

Делинквентность гипертимов обусловлена легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группировки и склонностью к риску.

При общении с возбудимым акцентуантом следует учитывать его нерациональность иимпульсивность поведения. Это наиболее часто встречаемый тип среди групп особого риска делинквентного поведения и занимает второе место по частоте правонарушений среди всех акцентуантов. Для данного типа учащихся характерна крайне низкая терпимость в области социального взаимодействия, и поэтому они являются наиболее частыми участниками насильственных деликтов, крайне опасных с социальной точки зрения и имеющих, кроме того, самые суровые правовые последствия.

Во взаимодействии с эмотивным типом чрезвычайно важны эмоциональная открытость, чувствительность и отзывчивость. Проявление педагогом эмпатии ведет к быстрому установлению позитивных и доверительных отношений. Фальшь, безразличие, черствость со стороны взрослых эмотивные личности чувствуют чрезвычайно тонко. Часто эмотивные пики в характере подростков для педагогов остаются незамеченными, значительное число «трудных» подростков проходит через эмоциональную депривацию, которая может оказаться пусковым механизмом делинквентности. Наличие же эмоционального контакта между подростком и педагогом может дать самые положительные результаты.

Главные особенности застревающего типа – застревание аффекта, высокая устойчивость и длительность эмоционального отклика, обидчивость. Совершенно случайная несправедливость или поспешно нанесенная обида может быть причиной длительной потери личного контакта между подростком и педагогом. Устойчивость аффекта и обидчивость проявляются и во взаимоотношениях со сверстниками. Негативное отношение к обидчику часто долго и тщательно вынашивается, а месть имеет характер «достойного» ответа.

Педагогам и родителям важно знать: то, что допустимо и даже целесообразно в отношении других учащихся, может быть совершенно неприемлемым в отношении «застревающих». По отношению к застревающему типу требуется особая осторожность, поскольку подросток находится в «обостренном» состоянии и педагогом не должны быть использованы меры, усугубляющие ситуацию.

Главными особенностями при демонстративной акцентуации являются жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм, желание выделяться и быть в центре внимания. Педагогам следует быть осторожным в разоблачении фантазий и выдумок, характерных для демонстративного типа, поскольку угроза разоблачения или раскрытия обмана часто невыносима для него. Реакция на позицию «Ты ничем не выделяешься на общем фоне» может быть самой разнообразной, вплоть до демонстративного суицида или словесных угроз его совершения.

Подросткам с демонстративным типом акцентуации целесообразно ненавязчиво переводитьпроблему в область виктимного поведения, ставить вопрос о риске вовлечения в криминальную ситуацию в качестве жертвы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...